Дело № ***
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июня 2016 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А.,
при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации 1 месяц 19 дней, периода работы в должности учителя с 01.09.2008 по 03.10.2009, с 18.10.2009 по 31.12.2009 в общем количестве 1 год 3 месяца 16 дней, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязании по её назначению с 28 января 2016 года,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» (далее Пенсионный орган в Пинежском районе) о включении в педагогический стаж периодов нахождения в служебных командировках в связи с повышением квалификации с 06.12.1999 по 18.12.1999 (13 дней), с 29.03.2004 по 08.04.2004 (11 дней), с 04.10.2009 по 17.10.2009 (14 дней), с 03.12.2012 по 07.12.2012 (5 дней), с 08.04.2013 по 13.04.2013 (6 дней), всего 1 месяц 19 дней, а также периодов работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с осуществлением функций учителя физкультуры с 01.09.2008 по 03.10.2009 с педагогической нагрузкой 16 часов и с 18.10.2009 по 31.12.2009 с нагрузкой 18 часов, всего 1 год 3 месяца 16 дней.
В обоснование своих требований истец указала, что 28 января 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно на основании п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ « О страховых пенсиях», однако ответчик решением № 80 от 10 февраля 2016 года в назначении пенсии отказал, засчитав в стаж её педагогической деятельности 23 года 07 месяцев 05 дней, исключив из педагогического стажа спорные периоды.
Считает отказ Пенсионного органа в Пинежском районе в назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости необоснованным, поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью педагогического работника и неотъемлемой частью его педагогической деятельности с установленной законом периодичностью – не реже чем один раз в три года. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, место работы, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный орган, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе МБОУ «<...> основная школа № ***».
В период работы с 01.08.2008 по 03.10.2009, с 18.10.2009 по 31.12.2009 работала в должности «учитель», имела педагогическую нагрузку, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы. На основании п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. С учетом включения в льготный стаж указанных периодов, на 28 января 2016 года её педагогический стаж составит более 25 лет. В связи с чем просит включить указанные периоды в специальный стаж, и признать за ней право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с 28 января 2016 года.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Пенсионного органа в Пинежском районе ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Полагает, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж на соответствующих видах работ. Поскольку истец в периоды курсовой подготовки не осуществляла педагогическую деятельность, они не подлежат включению в специальный стаж и могут учитываться только в общий стаж.
В период с 01.09.2008 по 31.12.2009 ФИО1 была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе в МОУ «<...> основная общеобразовательная школа № ***» и работала на 0,5 ставки. В указанный период с 01.09.2008 по 03.10.2009 и с 18.10.2009 по 31.12.2009 на основании тарификационных ведомостей ФИО1 имела педагогическую нагрузку в 2008-2009 учебном году – 16 часов, в 2009-2010 учебном году -18 часов. Поскольку истец работала на 0,5 ставки заместителя директора по учебной работе, в силу п.4 Правил №781 от 29.10.2002 указанный период не подлежит включению в педагогический стаж.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», утратившим силу с 1 сентября 2013 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. Федерального закона от 21.07.2014 №216-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» также предусматривает право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 5 ст. 47 ФЗ).
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 01.01.2015 года (далее Закон №400-ФЗ) установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Согласно ст. 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, действовавшего до 01 января 2015 года.
Частью 1 ст.14 Закона №400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.13 Закона №173-ФЗ, действующего до 01.01.2015 года).
Согласно пунктам 2,3,4 ст. 30 Закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 (в настоящее время ФЗ № 400-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных п. 4 Правил.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) (ред. от 26.05.2009 №449-ФЗ), действующим во время возникновения данного пенсионного правоотношения, предусмотрены, в частности, в п.1 должности «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «учитель» и наименование учреждения в п. 1.1 «школы всех наименований».
Исходя из п.п. 10, 11 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 указано, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что истец работала с 15 августа 1990 года по 31 августа 2008 года в должности учителя физкультуры <...> неполной средней школы. С 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «<...> основная общеобразовательная школа № ***». С 01.01.2010 года по настоящее время в должности учителя физкультуры МБОУ «<...> основная общеобразовательная школа № ***» (л.д.10-14).
Судом установлено, что 28 января 2016 года ФИО1 обратилась в Пенсионный орган в Пинежском районе с заявлением о назначении ей пенсии досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности свыше 25 лет, однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 80 от 10 февраля 2016 года в назначении пенсии ей было отказано на том основании, что ее педагогическая деятельность на день подачи заявления составила 23 года 07 месяцев 14 дней. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не зачтены спорные периоды работы истца (л.д. 15-17).
Отказывая во включении в педагогический стаж периодов нахождения её на курсах повышения квалификации, ответчик сослался на то, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение курсов переподготовки в педагогический стаж, а период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе выполнялась на 0,5 ставки.
Оценивая законность принятого ответчиком решения, суд исходит из следующего.
Статьёй 196 ТК РФ и ст. 184 КЗоТ РСФСР (действовавшего до 1 февраля 2002 года) установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от работы, за ними согласно ст.187 ТК РФ (ст.112 КЗоТ РСФСР) законодатель гарантирует сохранение места работы и средней заработной платы по основному месту работы.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для педагогических, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18 июня 1997 года № 1221, действующего до 18.09.2013, периодичность повышения квалификации работника образования регулируется работодателем не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении» (действовавшего до 29 марта 2014 Постановление Правительства РФ №245) образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
В силу пп.7 п.1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью педагогического работника и неотъемлемой частью его педагогической деятельности с установленной законом периодичностью – не реже чем один раз в три года (п.2 ч.5 ст.47).
Как видно из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, на курсы повышения квалификации в оспариваемые периоды истец ФИО1 направлялась с сохранением за ней рабочего места и заработной платы, из которой производились отчисления в пенсионный фонд. Указанное обстоятельство подтверждается также копиями приказов о направлении истца в командировки, удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации (л.д.20, 21, 22,23,24, 25,26,27, 29).
Учитывая изложенное, суд считает, что в педагогический стаж истца подлежат включению все периоды курсовой подготовки: с 06.12.1999 по 18.12.1999 (13 дней), с 29.03.2004 по 08.04.2004 (11 дней), с 04.10.2009 по 17.10.2009 (14 дней), с 03.12.2012 по 07.12.2012 (5 дней), с 08.04.2013 по 13.04.2013 (6 дней), а всего 1 месяц 19 дней.
При указанных выше обстоятельствах, возражения ответчика в части того, что периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации не подлежат включению в педагогический стаж являются необоснованными в виду неправильного толкования материального права.
О периоде работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 6 Правил установлено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом в силу подп. "б" пункта 8 названных Правил, в педагогический стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Согласно пункту 1 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии. Продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Исходя и пункта 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», письма Минобразования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений», действовавших в рассматриваемый спорный период, норма педагогической нагрузки на ставку заработной платы для педагогов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. Кроме того, аналогичные нормы содержатся в Приказах Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и от 22.12.2014 №1601.
Как следует из трудовой книжки истицы, 01.09.2008 она была назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе <...> основной общеобразовательной школы № *** МО «Пинежский район» и была освобождена от занимаемой должности 31.12.2009 в связи с сокращением штата работников.
Согласно справке директора МБОУ <...> основная школа № *** от 28.01.2016 за №3, ФИО1 с 15.08.1990 по настоящее время работает учителем физической культуры в МБОУ «<...> ОШ № ***». В период основной работы учителем, назначалась заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с 01.09.2008 по 31.12.2009. Учебная нагрузка в 2008-2009 годы составила 16 часов, в 2009-2010 годы -19 часов в неделю (л.д.27).
Из предоставленных тарификационных ведомостей на 01.09.2008 и 01.09.2009 годах следует, что ФИО1, будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе, наряду с этой работой осуществляла работу в должности учителя физической культуры, музыки, ОБЖ с педагогической нагрузкой соответственно 16 и 18 часов в неделю.
МБОУ «<...> основная школа № ***» муниципального образования «Пинежский район» расположено в сельской местности.
Таким образом, поскольку работа ФИО1 в должности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки была связана с образовательным процессом, работа в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, в силу пунктов 4, 6, 8 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, спорные периоды работы подлежат включению в педагогический стаж.
Кроме того, спорные периоды подлежат включению в педагогический стаж и по тем основаниям, что суммарно истец выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, в том числе и как учитель физической культуры, музыки, ОБЖ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истца в должности заместителя директора по воспитательной работе с педагогической нагрузкой учителя физической культуры, музыки, ОБЖ по 16 и 18 часов в неделю, с 01.09.2008 по 03.10.2009 и с 18.10.2009 по 31.12.2009 в общем количестве 1 год 3 месяца 16 дней, подлежат включению в педагогический стаж.
Доводы ответчика о том, что в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитывается работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе при условии выполнения данной работы на полную ставку, со ссылкой на 4 Правил, судом отклоняются, поскольку данная позиция выражена ответчиком без учета системного толкования положений не только пункта 4, но и пунктов 6, 8 приведенных Правил.
На момент обращения ФИО1 28.01.2016 с заявлением о назначении трудовой пенсии, её педагогическая деятельность в течение 23 года 07 месяцев 14 дней зачтена Пенсионным органом Пинежского района в специальный стаж и ответчиком не оспаривается.
С учётом включения в специальный стаж ФИО1 периодов курсовой подготовки 1 месяц 19 дней и работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с исполнением обязанностей учителя физической культуры с педагогической нагрузкой 16 и 18 часов в неделю, с 01.09.2008 по 03.10.2009 и с 18.10.2009 по 31.12.2009 в общем количестве 1 год 03 месяца 16 дней, её педагогический стаж на момент обращения за назначением трудовой пенсии составил более 25 лет.
Положениями ч.ч. 1, 2 ст. 22 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела истец обратилась с заявлением и предоставила необходимые документы в Пенсионный орган в Пинежском районе 28 января 2016 года, следовательно с указанной даты за истцом следует признать право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика в пользу ФИО1 надлежит взыскать 300 рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» удовлетворить.
Включить в трудовой стаж ФИО1, дающий право на назначение пенсии досрочно по пп. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.12.1999 по 18.12.1999 (13 дней), с 29.03.2004 по 08.04.2004 (11 дней), с 04.10.2009 по 17.10.2009 (14 дней), с 03.12.2012 по 07.12.2012 (5 дней), с 08.04.2013 по 13.04.2013 (6 дней), всего 1 месяц 19 дней, а также периоды работы с 01.08.2008 по 03.10.2009 (1 год 1 месяц 2 дня) и с 18.10.2009 по 31.12.2009 (2 месяца 14 дней), всего 1 год 3 месяца 16 дней в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с осуществлением функций учителя физической культуры с педагогической нагрузкой соответственно 16 и 18 часов в неделю.
Признать за ФИО1 право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью и возложить обязанность на Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» по её назначению с 28 января 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области» в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 05 июля 2016 года.
Судья С.А.Галкин