Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Железногорск-Илимский 22 марта 2017 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тимощук Ю.В., при секретаре Ляминой А.В., с участием прокурора Филиппова В.И., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-327/2017 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» о признании незаконными действий по взиманию платы, обязании прекратить взимание платы за выдачу копий поквартирных карточек Ф10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» с заявлением о признании незаконными действий по взиманию платы, обязании прекратить взимание платы за выдачу копий поквартирных карточек Ф10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в ходе разрешения обращения Е. установлено, что приказом директора муниципального унитарного предприятия «Информационно-расчетный центр» (далее МУП «ИРЦ») от ****** утвержден прейскурант платных услуг, оказываемых предприятием. Согласно приложению к прейскуранту стоимость выдачи копий поквартирных карточек ф. 10 составляет *** руб., справок о составе семьи - *** руб., справок для оформления наследства - *** руб.
Согласно п. 4.4 Устава МУП «ИРЦ» для достижения уставных целей предприятие вправе осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.
Возмездная выдача копий поквартирных карточек ф. 10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства является незаконной по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 8 ч. 1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее -организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии ст. 8 ч. 8 п. 2 ФЗ № 149-ФЗ информация, затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица предоставляется бесплатно.
Согласно ст. 3 п. 1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В ст. 14 ФЗ № 152-ФЗ регламентировано право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным.
Таким образом, выдача населению копий поквартирных карточек ф. 10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства за плату является ограничением права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, ограничением конституционного права неопределенного круга лиц на информацию.
Просит признать незаконными действия МУП «Информационно-расчетный центр» по взиманию платы за выдачу копий поквартирных карточек ф. 10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства; обязать МУП «Информационно-расчетный центр» прекратить взимание платы за выдачу копий поквартирных карточек ф. 10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства.
В судебном заседании прокурор Филиппов В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности № 2 от 09.01.2017 г., сроком действия 1 год, в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование возражений поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам гражданского дела. Дополнительно пояснила, что предприятие предоставляет платные услуги гражданам, поскольку является коммерческой организацией, которой для осуществления основной деятельности необходимы собственные доходы. Плата берется не за предоставление информации, а за выдачу копий справок. Себестоимость изготовления копий, справок предусмотрена в расшифровке стоимости платных услуг, оказываемых отделом регистрационного учета, при этом, законом не предусмотрена выдача копий и справок на бесплатной основе.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФИО2, действующая на основании доверенности № 04 от 11.01.2017 г., сроком действия до 31.12.2017 г., с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям аналогичным доводам изложенным представителем ответчика, дополнительно пояснила, что МУП «ИРЦ» предоставляя услуги по выдаче справок, является посредником между гражданами и органами регистрационного учета. Все документы, содержащие персональные сведения имеются в регистрационной службе, которые в свою очередь обязаны выдавать эти документы бесплатно. МУП «ИРЦ» является коммерческой организацией и вправе брать плату за оказываемые услуги.
Суд, выслушав прокурора Филиппова В.И., представителей ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 1-3, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 8 названного Федерального закона информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
В силу названных норм установлена обязанность юридических лиц, предоставлять любым заинтересованным лицам юридически значимую информацию свободного доступа, непосредственно затрагивающую права и свободы заявителя.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Согласно п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.
Часть 7 п. 5 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает, что субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей: обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных.
В судебном заседании установлено, что Постановлением МО «Железногорск-Илимское городское поселение» *** от *** на территории *** создано муниципальное унитарное предприятие «Информационно-расчетный центр», основанное на праве хозяйственного ведения, с уставным фондом *** рублей. МУП «Информационно-расчетный центр» в силу п. 1.5 Устава является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 Устава предприятие создано в целях упорядочения расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги, организации комплексного приема платежей от населения и юридических лиц, своевременного поступления платежей поставщикам услуг, снижения задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги и повышения качества обслуживания населения. Предметом деятельности предприятия является обслуживание информационных финансовых потоков, которые возникают при реализации жилищно-коммунальных услуг населению.
В силу абз. 11 п. 4.4 раздела 4 Устава МУП «ИРЦ» для достижения уставных целей предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, в том числе, сведений о регистрации и сныти с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных.».
Приказом директора МУП «Информационно-расчетный центр» за *** от *** утвержден прейскурант стоимости платных услуг по отделу регистрационного учета с *** Так, выдача копий поквартирных карточек Ф 10, выдача справок для оформления наследства, выдача справок о составе семьи осуществляется на платной основе.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось представителем ответчика, третьего лица, что в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" копии поквартирных карточек Ф 10, справки для оформления наследства, справки о составе семьи содержат персональные данные, затрагивающие права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованных лиц. При этом МУП «ИРЦ", являясь оператором, осуществляет их сбор, хранение, обработку, в силу чего, по мнению суда, обязано предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных, что предусмотрено ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Суд не может принять доводы представителя ответчика в обоснование своих возражений о том, что плата взимается не за информацию (информация для обозрения предоставляется заинтересованному лицу бесплатно), а за выдачу копий документов, изготовление справок. Так, несмотря на то, что в соответствии с расшифровкой стоимости платных услуг, оказываемых отделом регистрационного учета с 01.09.2014 г., предоставленной в материалы дела, плата за выдачу копий поквартирных карточек Ф 10 складывается из типографских расходов, времени заполнения справки, выдача справок для оформления наследства, справок о составе семьи складывается из расходов на бумагу, время заполнения справок, суд не может признать взимание платы за услуги по выдаче этих документов, законным.
Суд приходит к такому выводу, поскольку выдача справок и копий является одним из способов предоставления информации (письменным), при этом ни Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ни Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" для юридических лиц не установлены варианты безвозмездного или возмездного предоставления персональных данных их субъекту, безусловно затрагивающих права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованных лиц.
Поскольку у гражданина имеется право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а предоставление информации, затрагивающей права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, осуществляется бесплатно, требования прокурора о признании незаконными действий по взиманию платы и обязании прекратить взимание платы за выдачу копий указанных документов, по мнению суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнеилимского района в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Информационно-расчетный центр» о признании незаконными действий по взиманию платы, обязании прекратить взимание платы за выдачу копий поквартирных карточек Ф10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства, удовлетворить.
Признать незаконными действия МУП «Информационно-расчетный центр» по взиманию платы за выдачу копий поквартирных карточек ф.10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства.
Обязать МУП «Информационно-расчетный центр» прекратить взимание платы за выдачу копий поквартирных карточек Ф10, справок о составе семьи, справок для оформления наследства.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – с 28.03.2017 г.
Судья Ю.В. Тимощук