по гражданскому делу № 2-327/2021
Решение вступило в законную силу «____» _________ 2021 года Судья____________
Решение
Именем Российской Федерации
резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2021 года
мотивированное решение изготовлено 11 мая 2021 года
г. Терек, КБР 29 апреля 2021 года
Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - судьи Шомахова А.В.,
при секретаре Кандроковой А.Х.,
с участием представителя истца Министерства сельского хозяйства КБР – ФИО1, действующей на основании доверенности №<дата>/513 от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2 о взыскании суммы предоставленных субсидий,
установил:
<дата> в Терский районный суд КБР поступило указанное исковое заявление, мотивированное тем, Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от <дата>№-ПП утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Правила).
<дата>ФИО2, как индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского-фермерского хозяйства (далее Ответчик) представил в Министерство сельского хозяйства КБР (далее - Министерство) пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, по результатам рассмотрения которых ему была предоставлена субсидия в размере 58 920 руб. 67 коп.
Министерство заключило с Ответчиком Соглашение о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства № от <дата> (далее — Соглашение).
Согласно платежному поручению от <дата>№, указанная сумма перечислена в установленном порядке на счет Ответчика <дата>.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», проведенного Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики, выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт неправомерного получения Ответчиком указанной субсидии.
В пункте 10 Правил перечислены условия предоставления субсидий, одним из которых является условие о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя регистрации, постановки на налоговый учет и осуществления производственной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики (подпункт «а» пункта 10 Правил).
Так, в нарушение условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 10 Правил, а также подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления на предоставление субсидии, <дата>, ФИО2 на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя ФИО3 КФХ не состоял, к категории получателей субсидии не относился.
Таким образом, ответчик нарушил условия предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 23 Правил субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в случае выявления несоответствия сельхозтоваропроизводителя требованиям настоящих Правил, в том числе установления факта представления недостоверных и (или) ложных сведений.
Требование о возврате выплаченной Ответчику субсидии основано на п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, указывающей, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Сумма подлежащих возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетных средств составляет 58 920 руб. 67 коп., в том числе полученных за счет средств: федерального бюджета (93%) – 54 796 руб. 22 коп.; республиканского бюджета КБР (7%) 4 124 руб. 45 коп.
В виду наличия оснований для возврата субсидий, Министерством приняты необходимые меры по возврату указанных субсидий в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики согласно пункту 24 Правил.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика направлено уведомление (исх.№ от <дата>) с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, которое получено адресатом <дата>.
До настоящего времени указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии не возвращена.
На основании изложенного истец просит взыскать сумму предоставленных ФИО2 в 2018 году субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 58 920 руб. 67 коп. в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства КБР – ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковое требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Контрольно-Счетная палата КБР, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. От председателя Контрольно-Счетной палаты КБР поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от <дата> N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 указанного Федерального закона).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и применяемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных ими органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от <дата>№-ПП утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
<дата>ФИО2, как индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского-фермерского хозяйства представил в Министерство сельского хозяйства КБР пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, по результатам рассмотрения которых ему была предоставлена субсидия в размере 58 920 руб. 67 коп.
<дата> Министерство заключило с ФИО2 соглашение № о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Согласно платежному поручению от <дата>№, указанная сумма перечислена в установленном порядке на счет ФИО2<дата>.
Между тем, по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», проведенного Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики, выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт неправомерного получения ФИО2 указанной субсидии.
В пункте 10 Правил перечислены условия предоставления субсидий, одним из которых является условие о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя регистрации, постановки на налоговый учет и осуществления производственной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики (подпункт «а» пункта 10 Правил).
Так, в нарушение условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 10 Правил, а также подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления на предоставление субсидии, <дата>, ФИО2 на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя ФИО3 КФХ не состоял, к категории получателей субсидии не относился.
Таким образом, ФИО2 нарушил условия предоставления субсидий и условия заключенного Соглашения.
В соответствии с пунктом 23 Правил субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в случае выявления несоответствия сельхозтоваропроизводителя требованиям настоящих Правил, в том числе установления факта представления недостоверных и (или) ложных сведений.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика направлено уведомление (исх.№ от <дата>) с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, которое получено адресатом <дата>.
До настоящего времени указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет Кабардино-Балкарии не возвращена.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства КБР от <дата>№-ПП, Министерство является главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на финансирование агропромышленного комплекса.
Из бюджетных полномочий Министерства следует, что оно обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В рамках реализации названных полномочий Министерство вправе обратиться в суд с требованием о возврате бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины в данном случае составляет 1 967 руб. 62 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2 о взыскании суммы предоставленных субсидий – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики сумму предоставленных ФИО2 в 2018 году субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 58 920 (пятьдесят восемь тысяч девятьсот двадцать) руб. 67 коп.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 1 967 (одна тысяча девятьсот шестьдесят семь) руб. 62 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР через Терский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья – А.В. Шомахов