Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Кореневский районный суд Курской области в составе:
Председательствующего судьи – Глушковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Черной О.С.,
представителя ответчика Администрации Кореневского района Курской области ФИО1,
при помощнике судьи Тереховой Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 2» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кореневского района Курской области Гуршумов И.П., действуя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области, к МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты. В обоснование иска указано, что прокуратурой Кореневского района проведена проверка исполнения пожарного законодательства, а также законодательства в сфере антитеррористической деятельности в вышеуказанных учреждениях образования Кореневского района Курской области и было установлено, что здания школ не оснащены устройством молниезащиты и соответственно в образовательных учреждениях не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению требуемого уровня противопожарной защищенности образовательных учреждений. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Попадание молнии в здание школы может привести к выходу из строя электропроводок системы противопожарной защиты, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий. Обязанность по оснащению здания вышеуказанных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципального района «Кореневский район» Курской области и на образовательные учреждения. Обращаясь в суд с исками в порядке ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 2» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройствами молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и обязать МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здания своих образовательных учреждений устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Определением Кореневского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. объединены в одно производство гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Кремяновская СОШ» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Снагостская СОШ» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Шептуховская СОШ» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Ольговская СОШ» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, гражданское дело № по иску Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Троицкая СОШ» Кореневского района Курской области, Администрации Кореневского района Курской области об обязании оборудования здания устройством молниезащиты, делу присвоен №.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Черная О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации Кореневского района Курской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что в СНиП 31-06-2003 «Общественные здания и сооружения» речь идет только о выполнении защитных мероприятий от атмосферного электричества наружной ТВ-антенны, стоек воздушной линии связи и проводного вещания, а не всего здания. Обязательному обустройству молниезащитой на всей территории РФ в соответствии с таблицей 1 Инструкции РД 34.21.122-87 подлежат объекты создающие согласно ПЭУ (6 издание) взрывоопасную зону класса В-Iг. Здания детских образовательных учреждений таковыми не являются и следовательно обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. За последние 5 лет зарегистрировано всего 2 случая пожара, возникшего по причине попадания грозового разряда молнии, а согласно информации ОБУЗ «Кореневская ЦРБ» за последние 5 лет случаев оказания медицинской помощи пострадавшим в результате поражения молнией не зарегистрировано. Доводы истца об отсутствии устройств молниезащиты ничем не подтверждены, так как ранее действующим законодательством на момент постройки зданий школ не было предусмотрено обеспечение безопасности зданий и сооружений, в соответствии с устанлвденным проектом категориями устройства молниезащиты. Данных о том, что здание построено и введено в эксплуатацию с нарушением данным норм истцом не представлено. Полагает, что истец не доказал, что отсутствие на здании школы устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся.
Представители ответчиков МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили в суд письменные отзывы, в которых иск не признают и просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области.
Суд, выслушав представителя истца Черную О.С., представителя ответчика Администрации Кореневского района Курской области ФИО1, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу п.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 68 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 года №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждены СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1,3,4 (пункты 4.1-4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6, 4.9-4.10, 4.11 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 – 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 – 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 – 5.13, 5.20 – 5.27, 5.32 – 5.36, 5.38 – 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 – 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48), 6 (пункты 6.1 – 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 – 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 – 6.19, 6.21, 6.23 – 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 – 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 – 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 – 6-58, 6.64, 6.72, 6.81 – 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 – 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 – 7.22, 7.24 – 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 – 7.43, 7.46 – 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 – 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34), 9, приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения.
При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.
Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 года №280.
Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций всех видов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий образовательных организаций.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «Любимовская СОШ» располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс, здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения. Здание МКОУ «Любимовская СОШ» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс. Здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. Здание МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс. Здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. Здание МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области располагается в двух отдельно стоящих зданиях: основное здание (здание №), в котором расположены библиотека, учебные кабинеты, здание школы №, в котором расположена школьная столовая и пищеблок. Все здания закреплены за школой на праве оперативного управления. Основное здание школы оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации, а также электростанков, расположенных на кухне. Основное здание школы, а также здание пищеблока устройствами молниезащиты не оснащены.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс. Здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, класса информатики, оснащенного 4 стационарными компьютерами. Здание МКОУ «Шептуовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс. Здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. Здание МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
МКОУ «Троцкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области располагается в здании, в котором расположены библиотека, учебные кабинеты и компьютерный класс. Здание оснащено электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, компьютерного класса. Здание МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты не оснащено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением начальника Управления по образованию, опеке и попечительству Администрации Кореневского района Курской области ПТБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как следует из Устава МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Кореневский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет Администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7).
Следовательно, по итогам проведенной прокурорской проверки установлено, что здание образовательного учреждения устройством молниезащиты не оборудовано.
Доказательств обратному суду не представлено.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии средств молниезащиты на зданиях образовательного учреждения, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
С учетом требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и установленных обстоятельств, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Доводы представителей ответчиков об отсутствии основания для удовлетворения иска опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Необходимость исполнения указанных в иске требований не ставится в зависимость от наличия и количества пожаров и жертв, причиной которых явились грозовые разряды, от экономической целесообразности защиты от молнии на основе экономического анализа.
Суд учитывает социальную значимость объекта – учреждение, в котором обучаются дети.
Установленные нарушения действующего законодательства в целях безопасности подлежат устранению в установленном порядке, как образовательным учреждением, так и его учредителем - Администрацией Кореневского района Курской области.
Пунктом 4.21 СП 118.13330.2012 предусмотрено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003. Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года N 280, предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций всех видов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий образовательных организаций.
Доводы представителя ответчика Администрации Кореневского района Курской области о том, что акты проверки вышеуказанных образовательных учреждений, составленные помощником прокурора ДД.ММ.ГГГГ., не могут являться надлежащим доказательством по делу, так как в нем не отражена информация о наличии на кровле зданий ТВ-антенн, трубостоек ВЛС и ПВ и не обоснована техническая возможность установить устройства молниезащиты суд находит несостоятельными, поскольку тот факт, что здания школ не оборудованы устройством молниезащиты нашел свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, истцом представлены в суд представления прокурора Кореневского района Курской области ГИП от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений законодательства в сфере доступности образования, охраны здоровья и жизни несовершеннолетних, о противодействии терроризму, законодательства о пожарной безопасности, в адрес директора МКОУ «Любимовская СОШ», директора МКОУ «Кореневская СОШ №», директора МКОУ «Кремяновская СОШ», директора МКОУ «Снагостская сОШ», директора МКОУ «Шептуховская СОШ», директора МКОУ «Ольгвоская СОШ» директора МКОУ «Троицкая СОШ» Кореневского района Курской области. Данные представления содержат указание на отсутствие молниезащиты в школах и на необходимость принятии соответствующих мер.
Представители вышеуказанных образовательных учреждений высказывали согласие с изложенными в представлении доводами.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст.53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Соответственно именно на Администрацию Кореневского района Курской области должна быть возложена обязанность по обеспечению финансирования оборудования системы молниезащиты, как на орган местного самоуправления, выступающий главным распорядителем средств муниципального бюджета, а обязанность по оборудованию системы молниезащиты – на муниципальные казенные общеобразовательные учреждения как муниципальную образовательную организацию и получателя бюджетных средств.
Доводы представителей ответчиков в той части, что нормативные документы об обязательном устройстве молниезащиты распространяются лишь на вновь строящиеся здания и реконструируемые здания, на стадии разработки проектной документации, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом требований действующего законодательства в области пожарной безопасности и установленных обстоятельств, суд исходит из того, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Как предусмотрено вышеуказанной Инструкцией, ее действие распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.
Поскольку ответчики в соответствии со статьей 56 ГПК РФ не представили в суд доказательств, подтверждающих наличие молниезащиты устройств на зданиях общеобразовательного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает достаточным для исполнения решения суда предложенный истцом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 2» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Снагостская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Обязать Администрацию Кореневского района Курской области обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты путем выделения необходимых денежных средств в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области устройством молниезащиты в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией Кореневского района Курской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца через Кореневский районный суд Курской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Глушкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ