Дело № 2-327/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 22 сентября 2021 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Микучанис Л.В.,
при секретаре Боровковой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Мулинского гарнизона, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании организовать сбор и вывоз отходов,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Мулинского гарнизона обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия.
Требования истца мотивированы тем, что военной прокуратурой Мулинского гарнизона проведена проверка исполнения органами военного управления и воинскими организациями требований законодательства об охране окружающей среды.
Проверкой установлено, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 692 714 298 кв.м., расположенный в пределах Володарского района Нижегородской области.
Земельный участок зарегистрирован за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ, границы названного земельного участка не определены. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Фактически на названном земельном участке расположено и осуществляет свою деятельность Гороховецкое лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
В ходе проведенного с привлечением должностных лиц 715 регионального экологического центра Западного военного округа осмотра территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества (расположенного на территории вышеуказанного земельного участка) выявлена несанкционированная свалка отходов II класса опасности - отработанных автомобильных покрышек. Площадь свалки составила около 8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении юридического лица - ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).
ДД.ММ.ГГГГ. Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России признано виновным в совершении указанного правонарушения и ему назначен штраф в размере 100 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в военную прокуратуру Мулинского гарнизона поступил ответ начальника ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России ФИО1 на внесенную в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» информацию. Из содержания ответа следует, что у учреждения отсутствует возможность осуществить уборку вышеуказанного лесного участка от отходов 2 класса опасности и провести его рекультивацию по причине отсутствия бюджетного финансирования для проведения указанного вида работ.
Административный истец просит признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Министерства обороны РФ и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны. Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, провести рекультивацию вышеуказанного лесного участка с целью недопущения причинения окружающей среде вреда загрязнением почвы. Установить срок для исполнения решения суда в течение 2 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. произведен переход рассмотрения данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
В последующем истец исковые требования уточнил, окончательно просил признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Министерства обороны РФ и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны. Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: №, и рекультивации указанного лесного участка. Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, с географическими координатами: №, провести рекультивацию указанного лесного участка с целью недопущения причинения окружающей среде вреда загрязнением почвы. Установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании иск поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ ФИО3 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Министерство обороны РФ не выделяет денежные средства на цели ликвидации несанкционированных свалок. ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны самостоятельных денежных средств также не имеет.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4 в предварительном судебном заседании иск не признал и пояснил, что в соответствии с Уставом учреждения, ответчик в целях реализации функций по управлению и контролю в лесах обороны вправе осуществлять патрулирование лесов обороны, также в случае обнаружения нарушений лесопользования составить акт осмотра. В соответствии с уставом УЛХИП не имеет полномочий по уборке свалки. ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ в соответствии с уставом реализует мероприятия противопожарного обустройства лесов, мониторинга пожарной опасности в лесах, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также очистку лесов от захламлений и древесных отходов. Постановление по делу об административном правонарушении по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГКУ «УЛХИП» Министерства обороны РФ обжаловано в суд.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХИП» Министерства обороны РФ ФИО5 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что на территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП Минобороны России», находится несанкционированная свалка отходов II класса опасности – отработанных автомобильных покрышек. Гороховецким лесничеством Минобороны России направлен акт в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, а также в Отдел МВД России по Володарскому району Нижегородской области с целью выявления виновных лиц, виновное лицо в совершении административного правонарушения не установлено. Таким образом, в рамках своих полномочий Учреждение выполнило необходимые мероприятия по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны. Согласно Устава учреждения, проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами, гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основным видом деятельности которого, является, в том числе, сбор, обработка и утилизация отходов. На территории, на которой организована свалка находятся: Мулинский военный гарнизон, два полигона, населенные пункты, т.е. по существу является местом общего пользования, оградить данную территорию не представляется возможным. Самый приближенный населенный пункт к территории 24 выдела 78 квартала это п. Пыра, данный поселок городского округа находится в ведении администрации г. Дзержинска Нижегородской области. В силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», организация ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложена на администрацию района.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица ФИО6 пояснила, что в материалах дела отсутствуют сведения о расположении границ земельного участка, а следовательно, и достоверные данные о нахождении территории со скоплением бытовых отходов в этих границах. Причина его возникновения и виновные лица, причастные к незаконному складированию бытовых отходов не установлены. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к компетенции Учреждения. Устав и государственные задания (в том числе на 2021 год) не предусматривают выполнение Учреждением работ по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда. Финансирование на эти цели Министерство обороны РФ не выделяет. Учреждением в рамках разрабатываемого ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России государственного задания выполняются санитарно-оздоровительные мероприятия. Однако, объем этих мероприятий регламентирован законодательством и не охватывает очистку лесов от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия. Согласно п.2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018г. № 542, организация производства данных работ возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации г. Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Проверкой военной прокуратуры Мулинского гарнизона установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 692714298 кв.м., расположенный в пределах Володарского района Нижегородской области находится в федеральной собственности и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ. обследования территории Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, в ходе обследования территории лесного массива квартала 77 выдела 24 выявлен участок, захламленный отходами шин на площади ориентировочно 8 м2. В результате захламления территории отходами шин происходит загрязнение земли, неблагоприятное изменение окружающей среды. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы.
В соответствии с актом осмотра территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России установлено, что несанкционированная свалка отходов 2 класса опасности – автомобильные покрышки, имеют координаты: №
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу земли и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками уважения личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, распложенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Устава ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации одной из основных целей деятельности Учреждения является управление и контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводство лесов.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, в Постановлении от 09.01.1998 года N 1-П, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Таким образом, суд полагает необоснованными доводы представителей ответчика об отсутствии в составе его полномочий функций по организации мероприятий в области охраны и использования земельных участков, почвы, на землях обороны и безопасности, отнесенных к ведению ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны России.
Кроме того, суд отмечает, что имущество должно использоваться по целевому назначению, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности.
Существование на земельном участке с целевым использованием для нужд обороны несанкционированной свалки является ничем иным, как использованием данного земельного участка не по целевому назначению. Поэтому организация действий по ликвидации несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке, предоставленном Российской Федерацией учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, отвечает целям деятельности ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны России по контролю за использованием имущества.
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В этой связи отклоняются доводы представителя ответчика о том, что организация ликвидации несанкционированных свалок на территории района возложена на администрацию района.
Представителем ответчика не отрицалось то обстоятельство, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером №, на территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Довод представителя ответчика о том, что функции по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на иные органы и учреждения по линии Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем не могут быть возложены на учреждение, судом отклоняется. ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны России не представлено надлежащих и достаточных доказательств того, что на соответствующее обращение ответчика для выделения денежных средств либо для заключения государственных контрактов об открытии работ по ликвидации свалки на спорном земельном участке Гороховецкого лесничества, Министерством обороны Российской Федерации, либо каким-либо финансовым органом было отказано именно в виду отсутствия у учреждения соответствующих полномочий.
Таким образом, установив факт наличия несанкционированного размещения отходов производства и потребления на указанном земельном участке, отнесенном к ведению ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, то есть правообладателя земельного участка, проанализировав положения Устава учреждения, суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению несанкционированной свалки на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.15 Устава ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны России, все доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, поступают в федеральный бюджет.
В соответствии с п.22 Устава, Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны России не имеет собственных денежных средств для ликвидации несанкционированной свалки.
В связи с этим, Министерство обороны РФ, действуя как собственник и главный распорядитель бюджетных средств, с разумной степенью добросовестности, должен был принять меры к недопущению образования несанкционированной свалки и ее незамедлительной ликвидации в случае обнаружения, путем выделения денежных средств на данное мероприятие.
Учитывая изложенное, иск Военного прокурора Мулинского гарнизона подлежит удовлетворению.
Суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае объективной невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчики не лишены права обратиться к суду с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст.434 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: №, и рекультивации указанного лесного участка.
Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с географическими координатами: №, провести рекультивацию указанного лесного участка.
Установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья Л.В. Микучанис