Дело № 2-327/2021
УИДRS-0003-01-2021-000573-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Ястребовой Н.Н.,
при секретаре Мамедове Э.С.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Краевому государственному казённому учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о возложении обязанности по назначению и перечислению ежемесячной выплаты, в связи с рождением первого ребёнка,
установил:
истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Краевому государственному казённому учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее по тексту – КГКУ «Центр выплат», Учреждение) о возложении обязанности по назначению и перечислению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, в котором просит обязать учреждение назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, за период с момента обращения до достижения ребёнком возраста трёх лет.
В обоснование иска истец указала, что 15 сентября 2020 года обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако КГКУ «Центр выплат», ссылаясь на пп. «в» п. 28 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.02.2019 № 55н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, отказал в назначении ежемесячной выплаты в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи 2-х кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, так как размер среднедушевого дохода семьи КГКУ «Центр выплат» произвёл не корректно, так, при расчёте были учтены все доходы семьи за период с 01 марта 2019 года по 28 февраля 2020 года, при этом выплаченное 28 января 2020 года пособие по беременности и родам за период с 20 января 2020 года по 07 июня 2020 года в размере 322 191 руб. 80 коп. был целиком включён в расчёт за январь 2020 года. По расчётам истца среднедушевой доход семьи на момент обращения за назначением выплаты был ниже рассчитанного Учреждением и составил 42 414 руб. 60 коп.
Истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимала, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело без её участия, с участием представителя ФИО1
Представитель ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО2 поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - КГКУ «Центр выплат», о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
В судебном заседании, состоявшемся 16 августа 2021 года, представитель ответчика ФИО4 полагал исковые требования ФИО2 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым в соответствии с Уставом КГКУ «Центр выплат» является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, уполномоченным Правительством Камчатского края для обеспечения реализации прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края. КГКУ «Центр выплат» осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с положениями Устава и руководствуется в своей деятельности как Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, так и законами Камчатского края, правовыми актами Правительства и Губернатора Камчатского края, Министерства социального развития и труда Камчатского края, в том числе утвержденными Административными регламентами и Порядками предоставления мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка предоставляются гражданам Российской Федерации на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ). В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Частью 8 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты. Виды доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты указаны в части 1 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ, в соответствии с которой, подлежат учитыванию в том числе: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации. При этом, исходя из положений части 4 статьи 4 Федерального закона № 418- ФЗ пропорциональный расчет суммы полученного дохода, а именно деление на количество месяцев, за которые он начислен, и учитывание в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период, применим только к такому виду дохода как заработная плата, включающая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Учитывая, что пособие по беременности и родам не относится к заработной плате, включающей выплаты компенсационного и стимулирующего характера, то есть является самостоятельным видом дохода, следовательно положения указанной нормы закона к нему не могут быть применены. В связи с чем, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты сумма данного пособия должна учитываться в целом в месяце ее фактического получения. Учитывая, что на момент обращения ФИО2 от 15.09.2020 с указанным заявлением, пособие по беременности и родам было получено в расчетный период, сумма данного пособия подлежала учету в полном объеме для расчета среднедушевого дохода ее семьи. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.02.2019 № 55н утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. В соответствии е поди, «в» пункта 28 Административного регламента превышение размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федераций» является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Федеральный законодатель, предусматривая меры социальной защиты граждан, имеющих детей, в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, вместе с тем определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления, одним из которых является размер среднедушевого дохода семьи не превышающий 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона 24.10.1997 № 134- ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Камчатского края от 29.07.2019 № 335-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и но основным социально-демографическим группам населения в Камчатском крае за II квартал 2019 года» величина прожиточного минимума за II квартал 2019 года для трудоспособного населения в целом по Камчатскому краю составляет 21 660 рублей. Таким образом, 2-квартная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения Камчатского края составила 43 320 рублей. Поскольку на момент обращения ФИО2 15.09.2020 среднедушевой доход семьи, исходя из сведений о доходах семьи заявителя, составил 49 272 рубля 16 копеек, что превысило 2 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Камчатском крае за 2 квартал года, предшествующего году обращения, решением КГКУ Центр выплат» от 30.09.2020 ФИО2 было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, на основании подп, «в» п. 28 Административного регламента, о чем заявителю направлено уведомление от 30.09.2020 № 3971. Учитывая, что Федеральный закон № 418-ФЗ, пункт 2 статьи 4 Федерального закона 24.10.1997 № 134-ФЗ, не содержат положений о применении муниципальных коэффициентов при определении величины прожиточного минимума трудоспособного населения по субъектам Российской Федерации, доводы истца о необходимости его применения при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не основаны на нормах Управа, в связи с чем, решение от 30 сентября 2020 года об отказе ФИО2 в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка вынесено в полном соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием порядка предоставления государственной услуги по назначению ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Третье лицо Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве на исковое заявление ФИО2, ссылаясь на действующее нормативно-правовым регулирование порядка предоставления государственной услуги по назначению ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, указанное в возражениях ответчика, полагало исковые требования ФИО2 к КГКУ «Центр выплат» о возложении обязанности по назначению и перечислению ежемесячной выплаты, в связи с рождением первого ребёнка, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождение (усыновлением) второго ребенка предоставляется гражданам Российской Федерации на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» (далее по тексту Федеральный закон № 418-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ предусмотрено право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождение (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ, среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ установлены виды доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты, в соответствии с которой подлежат учитыванию в том числе: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 04.02.2019 № 55н утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее по тексту – Административный регламент).
Согласно подпункту «в» пункта 28 Административного регламента превышение размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Камчатского края от 29.07.2019 № 335-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Камчатском крае за II квартал 2019 года для трудоспособного населения в целом по Камчатскому краю составляет 21 660 рублей.
Таким образом, 2-кратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения Камчатского края составляла 43 320 рублей.
Как установлено судом, КГКУ «Центр выплат» является действующим юридическим лицом, государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, уполномоченным Правительством Камчатского края для обеспечения реализации прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки.
15 сентября 2020 года ФИО2 обратилась в КГКУ «Центр выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив справки о выплатах и доходах семьи. (л.д. 8, 10, 11-15, 16-17, 19)
30 сентября 2020 года КГКУ «Центр выплат», ссылаясь на пп. «в» п. 28 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.02.2019 № 55н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, отказал в назначении ежемесячной выплаты в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи 2-х кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. (л.д. 9)
Исходя из положений части 4 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ пропорциональный расчет суммы полученного дохода, а именно деление на количество месяцев, за которые он начислен, и учитывание в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся ан расчетный период, применим только к такому виду дохода как заработная плата, включающая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Учитывая, что пособие по беременности и родам не относится к заработной плате, включающей выплаты компенсационного и стимулирующего характера, то есть является самостоятельным видом дохода, следовательно, положения указанной нормы закона к нему не могут быть применены, при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты сумма данного пособия должна учитываться в целом в месяце её фактического получения.
Таким образом, на момент обращения ФИО2 от 15 сентября 2020 года с указанным заявлением, пособие по беременности и родам было получено в расчётный период, сумма данного пособия подлежала учёту в полном объёме для расчёта среднедушевого дохода её семьи.
Поскольку на момент обращения ФИО2 15 сентября 2020 года среднедушевой доход семьи, исходя из сведений о доходах семьи заявителя, составил 49 272 рубля 16 копеек, что превысило 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Камчатском крае за 2 квартал года, предшествующего году обращения, решением КГКУ «Центр выплат» от 30 сентября 2020 года ФИО2 отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, на основании подпункта «в» пункта 28 Административного регламента.
Доводы истца о необходимости применения муниципальных коэффициентов при определении величины прожиточного минимума трудоспособного населения по субъектам Российской Федерации и его применении при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, не состоятельны, поскольку ни Федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2017, ни Федеральным законом № 134-ФЗ от 24.10.1997 не предусмотрены положения о применении муниципальных коэффициентов при определении величины прожиточного минимума трудоспособного населения по субъектам российской Федерации.
Таким образом, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, решение КГКУ «Центр выплат» от 30 сентября 2020 года об отказе ФИО2 в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка вынесено в полном соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления государственной услуги по назначению ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к к Краевому государственному казенному учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о возложении обязанности по назначению и перечислению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2021 года.
Судья Н.Н. Ястребова