ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-327/22 от 25.02.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-327/22

УИД 11RS0005-01-2021-008270-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Писаревой М.А., с участием прокурора Дорониной Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухта 25.02.2022 года гражданское дело по иску и.о. Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании выполнить работы по проектированию и устройству водоотводной и дренажной системы аэродрома ....,

установил:

И.о. Сосногорского транспортного прокурора обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лица к АО «Комиавиатранс» об обязании выполнить работы по проектированию и устройству водоотводной и дренажной системы аэродрома ...., расположенном по адресу: ..... В обоснование указал, что на аэродроме .... водоотводные и дренажные системы обустроены без проекта, плановые мероприятия орнитологического обеспечения безопасности полетов, по устройству дренажной сети аэродрома не выполняется, отсутствие водосточно-дренажной сети аэродрома, устроенной по проекту, ведет к заболоченности грунтовой части летного поля, что способствует росту растительности и привлечению стай мелких птиц к гнездованию. Представление прокурора от <...> г. в полном объеме не исполнено, в виду отсутствия финансирования ответчика. Бездействие АО «Комиавиатранс» влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на предоставление безопасных услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил возражения.

Определением суда от 28.12.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которое извещено надлежащим образом, в судебном заседании не присутствует, представило отзыв.

Суд с учетом мнения прокурора считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 6 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Пунктами 51,57-59 указанных Правил предусмотрено, что лица из числа руководящего персонала: организуют проведение работ по эксплуатации аэродрома; осуществляют контроль за соблюдением персоналом технологий и методов с использованием техники, оборудования, приспособлений и инструментов при выполнении заявленных (разрешенных) видов работ (п.51). Оператор аэродрома гражданской авиации: организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов (п.57). Оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил (п.59).

На основании п.61 Правил руководство по аэродрому содержит раздел 4.7 «Сведения о средствах и процедурах по содержанию и текущему ремонту элементов летного поля аэродрома», в т.ч. содержание водосточно-дренажной сети аэродрома.

Приказом .... от <...> г. филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» утверждена Инструкция по орнитологическому обеспечению полетов на аэродроме ....», где в п.10.3 Инструкции основными мероприятиями по устранению условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме, в т.ч. является: ликвидация имеющихся на территории аэродрома увлажнений и заболоченных участков (устройство дренажа на восточной и западной частях свободного участка летного поля).

Приказом филиала АО «Комиавиатранс» .... от <...> г. утверждена новая Инструкция, в п.10.3 которой указано основными мероприятиями, проводимыми на аэродроме, являются, в т.ч. водопонижение заболоченных участков летного поля в районе ...., ликвидация имеющихся на территории аэродрома увлажнений и заболоченных участков.

Пунктом 8.1 СП 121.13330.2019. Свод правил. Аэродромы. СНИП 32-03-96, утвержденного приказом Минстроя России от 30.01.2019 №64/пр предусмотрено, что для сбора и отвода поверхностных и подземных вод в зависимости от климатических и гидрогеологических условий на аэродромах следует устраивать водоотводные и дренажные системы.

В силу п.8.5 СНиП водоотводные и дренажные системы следует проектировать с учетом перспективы развития элементов аэродрома с соблюдением следующих правил: протяженность линейных сооружений водоотвода и дренажа должна быть минимальной; прокладка коллекторов под аэродромными покрытиями допускается в отдельных случаях при обязательном принятии мер предотвращения осадки грунтового основания аэродромного покрытия (засыпку траншей пескоцементом, песчаным грунтом и др. с послойным уплотнением); сброс воды из водоотводных и дренажных систем, в том числе и через очистные сооружения после завершения очистки, должен производиться на рельеф, в природный водоем или водоток с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, изложенных в пункте 10; при расчете на прочность сооружений элементов водоотводных систем летного поля следует принимать коэффициент надежности по ответственности 1,2 при особо высоком уровне ответственности сооружений согласно ГОСТ 27751.

Из материалов дела следует, что АО «Комиавиатранс» осуществляет деятельность в области авиации, в его эксплуатации находится аэропорт .... о чем выдан сертификат соответствия .... от <...> г..

Согласно техническому паспорту аэропорта .... – структурного подразделения ГУП «Комиавиатранс» от <...> г. год ввода аэродрома в эксплуатацию – <...> г. (п. «з» разд.5).

<...> г. Сосногорский транспортный прокурор внес в адрес АО «Комиавиатранс» представление, в т.ч. об устранении нарушений законодательства в части устройства водосточно-дренажной системы сети аэродрома.

В ответе от <...> г. ответчик сообщил, что разработка проекта обустройства водосточно-дренажной системы аэродрома .... запланирована на <...> г..

В ответ на требование прокурора от <...> г. о предоставлении сведений о выполнении мероприятий по разработке проекта обустройства водосточно-дренажной системы, АО «Комиавиатранс» <...> г. сообщил, что разработка проекта реконструкции водосточно-дренажной системы аэродрома включена в План ремонтов на <...> г..

На момент ввода аэродрома в эксплуатацию действовали Технические условия проектирования аэродромных покрытий СН 120-60, утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства <...> г., которые являлись обязательными для проектирования аэродромных покрытий вновь строящихся и реконструируемых оснований и покрытий аэродромов.

Разделом 6 указанных Технических условий предусмотрены общие требования к мероприятиям по водоотводу аэродромных покрытий, а также к обустройству конструкции элементов водоотвода и дренажных систем.

Между тем, как следует из технического паспорта аэродрома (п. «д» разд.5) и ответа АО «Комиавиатранс», проекта на водоотводные системы не имеется, равно как и соответствия инженерных систем и сооружений проекту в настоящее время.

Допрошенный в судебном заседании директор филиала АО «Комиавиатранс» аэропорта .... суду пояснил, что в районе летного поля размером около .... га после таяния снега, образуются водоемы и заболоченность, что способствует гнездованию птиц. Устройство дренажа водоотводной системы по приказу АО «Комиавиатранс» <...> г. производились самостоятельно. Проекта водосточно-дренажной системы нет, равно как и самой водосточно-дренажной системы, но проблема заводнения существует и ежегодно ведутся работы по устранению заболоченности участков летного поля, в т.ч. в <...> г.. была вырыта канава экскаватором протяженностью .... метров на северном участке после снеготаяния. Рытье канавы было и на другом участке, но там результата не было. Работа без проекта гарантированного результат не дает. Геодезии грунта не имеется. В <...> г. при взлете было попадание в турбину самолета хищной особи – ястреба, существование которых при имеющемся гнездовании мелких птиц неизбежно.

Вместе с тем, согласно п. 58 Правил оператор аэродрома гражданской авиации не может выполнять работы, для выполнения которых у него на момент проведения работ отсутствует необходимая документация, персонал, оборудование или иные условия, установленные Правилами.

Кроме того, приказом Министерства регионального развития РФ .... от <...> г. утверждены перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, среди которых земляные работы, в т.ч. механизированная разработка грунта, работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что необходимый проект на устройство водосточно-дренажной системы аэродрома .... и сама водосточно-дренажная система соответствующая разработанному проекту отсутствует, работы по устранению заболоченности производятся в отсутствие необходимой документации, что, в свою очередь, не способствует обеспечению орнитологической безопасности полетов и не обеспечивает предоставление гражданам безопасных для их жизни и здоровья услуг по перевозке воздушным транспортом.

В соответствии с требованиями ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что способом защиты гражданских прав является, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования и.о. Сосногорского транспортного прокурора об обязании ответчика выполнить работы по проектированию и устройству водоотводной и дренажной системы аэродрома ...., расположенном по адресу: ...., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ с АО «Комиавиатранс» в пользу бюджета МОГО «Ухта» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление исполняющего обязанности Сосногорского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс» выполнить работы по проектированию и устройству водоотводной и дренажной системы аэродрома ...., расположенном по адресу: .... в срок до <...> г..

Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» государственную пошлину в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 28.02.2022 года

Судья - Е.В. Савинкина