ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3280/19 от 13.02.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-83/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

13 февраля 2020 г. г. Челябинск

Советский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Губановой М.В.,

при секретаре Сапельниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии Челябинской области к Администрации г. Челябинска, Администрации Металлургического района г. Челябинска, МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска» (МБУ «ЭВИС») о возложении обязанностей по прекращению сброса ливневых и сточных вод,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство экологии Челябинской области обратилось в суд с иском к Администрации г. Челябинска, Администрации Металлургического района г. Челябинска, МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска» (сменило наименование на МБУ «ЭВИС») о возложении обязанностей по прекращению сброса ливневых и сточных вод на рельеф местности на территории памятника природы Каштакский бор в районе <адрес>

Координаты места сброса ливневых и сточных вод зафиксированы в Акте обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Истцом было установлено, что вода стекает из двух железобетонных коллекторов диаметром 1200 мм. Данные стоки образуют ручей, пересекающий Каштакский бор с востока на запад, в дальнейшем впадающий в реку Миасс в районе Кинологической школы. Факт сброса подтверждается актам рейдовых осмотров истца от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Границы памятника природы утверждены Постановлением законодательного собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны».

Согласно Положению о памятнике природы Каштакский бор, утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П запрещается сброс сточных и ливневых вод в границах памятника (п.п. 4 п. 19 раздел V).

В отношении памятников природы установлен запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая ведет к уничтожению данных объектов (Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), запрет на ведение всякой деятельности, влекущей нарушение сохранности памятника природы, установлен Федеральным законом № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Челябинской области № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области».

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления (п. 3 ст. 11) к вопросам местного значения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Истцом установлено, что на расстоянии 200 м. от жилого дома по адресу <адрес> осуществляется сброс ливневых и сточных вод на рельеф местности в Каштакском бору с характерным запахом и цветом. Стоки впадают в р. Миасс.

Администрацией Металлургического района предоставлена информация, что указанные коллекторы осуществляют отвод ливневых вод с проезжей части дорог Металлургического района. В ДД.ММ.ГГГГ сети ливневой канализации переданы в казну г. Челябинска.

С целью исключения негативных последствий в результате сброса указанных вод истцом в Администрацию г. Челябинска направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ для инициирования работ по признанию канализации безхозяйной с последующей передачей на обслуживание специализированной организации. Указанная информация также была направлена и в прокуратуру г. Челябинска. Для понуждения Администрации совершить действия по принятию мер для прекращения стока ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы.

ДД.ММ.ГГГГ из Администрации г. Челябинска поступило письмо, согласно которому дождевая канализация по <адрес> принята в муниципальную собственность г. Челябинска и находится на содержании МБУ «УДР».

Сброс сточных вод продолжался и на дату обращения в суд.

Истец осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых территорий регионального значения (п.п. 9 п. 9 Положения о Министерстве). Во исполнение полномочий истец обратился в суд с иском об обязании ответчиков в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по прекращению сброса ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы Каштакский бор.

Уточнив исковые требования (л.д. 234 т. 1), истец просил возложить на Администрацию г. Челябинска, Администрацию Металлургического района г. Челябинска, МБУ «ЭВИС» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по прекращению сброса ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы Каштакский бор, возложить на ответчиков обязанность организовать и обеспечить функционирование ливневой канализации, исключающее сброс ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы Челябинской области Каштакский бор.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска по доверенности ФИО1 (доверенность л.д. 138 т. 1) ранее в судебных заседаниях исковые требования не признала (представила письменные пояснения л.д. 139-141), аналогичные пояснения в суде дали и представители по доверенностям МБУ «ЭВИС» ФИО2 (л.д. 86 т. 1), доверенность л.д. 200 т. 1), представив письменный отзыв (л.д. 54-56, 148-149 т. 1), представитель Администрации Металлургического района г. Челябинска ФИО3, действующая по доверенности (л.д. 199 т. 1) представила письменное мнение (л.д. 121-122 т. 1).

В судебное заседание не явились представитель третьего лица МУП ПОВВ ФИО4 (л.д. 228 т. 1 доверенность), представитель третьего лица Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области ФИО5 (доверенность л.д. 46 т. 2), третьи лица извещены надлежащим образом.

В суд явились представители привлеченных в качестве ответчиков: ООО СЗ «Метчелстрой» - представитель по доверенности ФИО6 (л.д. 70 т. 2), ТСН «Березка» - представитель по доверенности ФИО7 (л.д. 68 т. 2).

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в ст. 2 названного федерального закона различаются категории данных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (п. 3 этой же статьи).

Статья 26 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно части 10 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

В исполнение полномочий, предоставленных статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Правительство Российской Федерации своим постановлением от 19 февраля 2015 года № 138 утвердило Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Пунктом 28 названных Правил предусмотрено, что режим охранной зоны, т.е. конкретные ограничения на использование участков, устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения урегулированы Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», который определяет своей целью сохранение на территории Челябинской области уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира и их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и осуществление контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания и просвещения населения (преамбула).

Статьей 3.1 Закона Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Закон Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" относит вопросы определения задач, режимов особой охраны природных территорий, а также утверждение положения об особо охраняемой природной территории регионального значения к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области (статья 5 пункта 1).

В соответствии со ст. 48 Устава (Основного закона) Челябинской области Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти области и осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждены типовые положения об особо охраняемых природных территориях Челябинской области, в том числе - "Типовое положение о памятниках природы регионального значения в Челябинской области". Согласно пунктам 7 и 8 Типового положения о памятниках природы регионального значения в Челябинской области в целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности. На территории расположения памятников природы, в границах их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред памятнику природы, окружающей среде или ухудшающая их состояние.

Каштакский бор объявлен памятником природы Челябинской области решением исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране памятников природы в области" и включен в Список памятников природы Челябинской области, подлежащих охране и использованию в культурно-эстетических и научно-просветительных целях.

Данное решение утратило силу в связи с принятием решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране памятников природы в области", которым Каштакский бор также был включен в Список памятников природы Челябинской области.

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" установлены границы и охранные зоны памятника природы Челябинской области Каштакского бора (приложение 2) и установлен режим использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров (приложение 3). Данное постановление действует в редакции постановления Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и имеет наименование "Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны".

Памятник природы расположен в лесостепной зоне Челябинской области, на северо-восточной окраине города Челябинска и в границах Сосновского района, на правом берегу реки Миасс. Общая площадь памятника природы составляет 2772,0 гектара, общая площадь охранной зоны памятника природы составляет 516,77 гектара.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждено Положение памятника природы Челябинской области Каштакский бор. Указанное решение опубликовано в газете "Южноуральская панорама", от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Положение о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор действует в редакции постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П" (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от ДД.ММ.ГГГГ), постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П" (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения о зоне с особыми условиями использования территории "Каштакский бор и его охранная зона" внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти в соответствии с требованиями статей 10, 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Статьей 16 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области", установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения и в границах их охранных зон, запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.

Согласно Положению о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор (далее именуется - Положение), утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. -П, определен правовой статус памятника природы Челябинской области Каштакский бор (далее именуется - Памятник природы), установлен режим особой охраны Памятника природы, режим охранной зоны Памятника природы, допустимые виды использования Памятника природы.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истцом актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован сброс ливневых и сточных вод за жилым домом по адресу <адрес>», указаны координаты двух железобетонных коллекторов диаметром 1200 мм.

Сброс вод из указанных коллекторов также зафиксирован актом комиссионного обследования ливневой канализации от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей администрации Металлургического района г. Челябинска (л.д. 35 т. 1).

В силу ст. 56 и 80 Закона «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных гл. 7, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством.

Как следует из договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ КУиЗО передал МБУ «УДР» для обслуживания имущество, находящееся в муниципальной собственности. К договору прилагается Перечень имущества, в том числе канализация ливневая по <адрес> (л.д. 131-136, 154-182 ).

Из пояснений представителя МБУ «УДР» (наименование юр.лица изменено на МБУ «ЭВИС» приказом Управления дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 87 т. 1) МБУ «ЭВИС» в соответствии с представленным Уставом, не вправе распоряжаться переданным на обслуживание имуществом, имеет право выполнять работы и оказывать услуги по его содержанию (л.д. 88-98 т. 1 Устав), потому, решение об удовлетворении требований истца об обязании принять меры к прекращению сброса вод, вынесенное в отношении МБУ будет неисполнимо.

Согласно представленному в материалы дела ответу на запрос суда от КУиЗО следует, что ливневые коллекторы, расположенные за жилым домом по адресу <адрес>, как отдельные единицы учета в реестре муниципального имущества не значатся, при этом в реестр муниципального имущества г. Челябинска на основании распоряжения первого заместителя Главы города от ДД.ММ.ГГГГ включена ливневая канализация протяженностью 848 п.м., расположенная по адресу <адрес>, которая предоставлена МБУ «ЭВИС» в пользование по договору для его содержания и обслуживания.

Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска предоставлен в материалы дела ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что из материалов инженерно- геодезических изысканий, представленных в виде выкопировки из дежурной топографической карты, размещенные в VI разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на земельный участок в районе <адрес>, следует, что выпуски труб, обозначенные на топографической съемке, относятся к инженерным сетям ливневой канализации. Как следует из представленной выкопировки, инженерные сети ливневой канализации, выпуски которой расположены в Каштакском бору за домом <адрес> (л.д. 49-50 т. 2). Такие же пояснения в судебном заседании дал представитель ООО СЗ «Метчелстрой» представитель по доверенности ФИО6

Из представленного в материалы дела ответа заместителя Главы города по дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ следует, что магистральная дождевая канализация по ул. Румянцева принята в муниципальную собственность г. Челябинска.

Согласно Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ливневая канализация - инженерное сооружение, включающее систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для пропуска (сброса, приема и отведения) сточных вод: производственных вод от полива, мытья улиц и транспортных машин; отвода поверхностных вод с территорий предприятий, учреждений, организаций и из систем внутренних водостоков зданий; приема воды из дренажных систем; приема производственных вод, допускаемых к пропуску без специальной очистки.

Поскольку из представленных документов следует, что выпуски труб, диаметром 1200 мм. являются неотъемлемой частью инженерных сетей ливневой канализации, суд приходит к выводу, что они, являясь составной частью инженерных коммуникаций ливневой канализации, приняты в муниципальную собственность, и принимать их в муниципальную собственность, как отдельные единицы учета, не надо.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ФГБУ «ЦЛАТИ» по УФО») выполнен отбор проб на территории памятника природы Челябинской области Каштакский бор по соответствующим координатам и вынесено заключение, которым установлено, что источником негативного воздействия на почву является сброс сточных вод из труб, по результатам исследования, изложенным в протоколе биотестирования водных вытяжек проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, установлена оценка токсичности проб – оказывает острое токсическое действие (л.д. 208 т. 1).

В соответствии с п.п. 9, 14 ст.15, п.11 ст. 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесены: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) из п. 5 следует, что аварийные работы - ремонтно-восстановительные работы на инженерных коммуникациях, иных объектах при их повреждении, требующие безотлагательного производства земляных работ для устранения угрозы безопасности физическим и юридическим лицам, их правам и охраняемым законом интересам.

П. 74 гласит: уполномоченный орган (должностное лицо) Администрации города обеспечивает: содержание городской системы ливневой канализации (за исключением дренажных систем, входящих в стоимость здания (объекта).

П. 75 предусмотрено, что Администрации внутригородских районов (должностные лица) обеспечивают: выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства внутриквартальных территорий внутригородских районов, за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети и дворовых территорий; выполнение работ по грейдированию и восстановлению проездов в поселках; выполнение работ по содержанию скверов, расположенных на территориях внутригородских районов, за исключением закрепленных за иными хозяйствующими субъектами; выполнение работ по уборке незакрепленных территорий на системной основе; выполнение мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок на территории районов, их ликвидацию при выявлении; текущее содержание территорий, примыкающих к поверхности водоемов; организацию работ по содержанию территорий остановочных площадок общественного транспорта, включая очистку урн от мусора, за исключением остановок, прилегающих к трамвайным путям, конечных остановок маршрутных такси и общественного транспорта; разработку и реализацию программных мероприятий по благоустройству территорий индивидуальной частной застройки (поселков); организацию работ по содержанию систем поверхностных водоотводных сооружений, не являющихся инженерными сооружениями, на территориях частной застройки и промышленной застройки; содержание озелененных территорий, не закрепленных за уполномоченными органами Администрации города; организацию содержания объектов благоустройства (навесы, скамейки, урны) остановок общественного транспорта, имеющих ТОК.

Из перечисленных выше положений пунктов следует, что полномочия по обеспечению содержания городской системы ливневой канализации является обязанностью Администрации г. Челябинска.

Следовательно, требования истцов подлежат удовлетворению в части требований, обращенных к Администрации г. Челябинска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования Министерства экологии Челябинской области к Администрации г. Челябинска, Администрации Металлургического района г. Челябинска, МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска» о возложении обязанностей по прекращению сброса ливневых и сточных вод, частично.

Возложить на Администрацию г. Челябинска обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по прекращению сброса ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы Каштакский бор, возложив обязанность организовать и обеспечить функционирование ливневой канализации, исключающее сброс ливневых и сточных вод на рельеф местности памятника природы Челябинской области Каштакский бор.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий М.В.Губанова