ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3281/20194И от 04.07.2019 Красносельского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3281/2019 4 июля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Уланова А.Н.,

при секретаре Яковлевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Ольги Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, о досрочном назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с названным иском, в котором просит суд обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга включить истцу в специальный стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы:

с 1 октября 1996 года по 11 августа 2004 года, с 27 августа 2004 года по 11 августа 2005 года, с 22 августа 2005 года по 24 июля 2006 года, с 21 августа 2006 года по 12 августа 2007 года, с 20 августа 2007 года по 3 августа 2008 года, с 25 августа 2008 года по 13 июля 2010 года, с 1 августа 2010 года по 31 августа 2011 года – в должности воспитателя по физкультуре, руководителя физического воспитания в МДОУ ясли-сад №50.

Кроме этого просит суд обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга досрочно назначить пенсию с момента возникновения права на её назначение с 6 октября 2016 года.

В обоснование требований указывает, что обратился к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии, решением ответчика от 19 января 2017 года в таком назначении отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа педагогической работы.

Истец полагает, что ответчик ошибочно оценил его пенсионные права, пришёл к неверному выводу об отказе во включении спорных периодов. С учётом включения спорных периодов полагает возможным назначить досрочно трудовую пенсию с даты обращения в пенсионный орган.

Представитель истца – Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика – Левченко М.В., действующая на основании доверенности, явилась в судебное заседание, полагала требования иска необоснованными.

Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 6 октября 2016 года Воронова О.Н., обратилась в УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга по вопросу назначения ей страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях) (л.д.163-164).

Решением Пенсионного органа от 19 января 2017 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого страхового стажа на соответствующего вида работах (л.д.154-156).

В частности истцу отказано в зачете в специальный стаж периода работы с 1 октября 1996 года по 31 августа 2011 года в должности воспитателя по физкультуре, а с 1 сентября 1997 года – руководителя физического воспитания МДОУ «Ясли-сад №50», с 27 июля 1998 года – ГДОУ «Детский сад №50», с 12 сентября 2008 года – ГДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №50». Общий специальный стаж истца, принятый к зачёту пенсионным органом, установлен 12 лет 6 месяцев 4 дня.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Исходя из положений части 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список №1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список №463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из представленной истцом трудовой книжки следует, что приказом от 8 сентября 1986 года он принят на работу воспитателем (л.д.14), уволен 26 августа 1989 года; 1 сентября 1989 года трудоустроен на должность учителя физического, уволен 30 сентября 1996 года; 1 октября 1996 года принят на должность руководителя физического воспитания, уволен 31 августа 2011 года.

Согласно приказу от 25 сентября 1996 года истец принят на должность воспитателя на 0,5 ставки (л.д.22).

Из личной карточки следует, что истец принят на должность воспитатель по физической культуре (л.д.29, 32).

Согласно аттестационным листам истец проходил аттестацию с 2008 года по должности руководитель физического воспитания (л.д.36-39).

Из штатного расписания с 1 сентября 1996 года усматривается, что в организации имелась должность руководитель по физическому воспитанию «1 ставка» (л.д.40-79).

В тарификационных списках истец указан как преподаватель физкультуры (до 2002 года), при этом занимает и отработал 1 ставку (л.д.80-140).

Представлена должностная инструкция руководителя по физической культуре (л.д.142-145).

В разделе «Наименование должностей» Списка №463, подлежащего применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, и действовавшего в период работы истца в должности «воспитателя физической культуры» поименована такая должность как «воспитатель».

В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка №1067, применяемого для учета периодов работы, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, поименована такая должность как руководитель физического воспитания».

В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка №781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах всех наименований, центре развития ребенка - детском саду, яслях-садах (садах-яслях), детских яслях) предусмотрены должность «руководитель физического воспитания».

Анализ приведенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод, что в спорные периоды времени истец занимал должности, предусмотренные списками, при этом работал на 1 ставку заработной платы, то есть, выполнял нагрузку часов, установленную для занимаемой должности. Поскольку должность истца соответствует требованиям законодательства, подтверждена полная занятость, отсутствуют препятствия для включения спорных периодов работы в специальный стаж. В таких обстоятельствах соответствующие требования иска подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришёл к выводу о необходимости включения спорного периода в специальный стаж истца, то суммарный специальный стаж работы истца составит более 25 лет. У истца на дату обращения в пенсионный орган возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, соответствующее требование иска подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга включить Вороновой Ольге Николаевне в специальный стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии, в порядке пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы:

с 1 октября 1996 года по 11 августа 2004 года, с 27 августа 2004 года по 11 августа 2005 года, с 22 августа 2005 года по 24 июля 2006 года, с 21 августа 2006 года по 12 августа 2007 года, с 20 августа 2007 года по 3 августа 2008 года, с 25 августа 2008 года по 13 июля 2010 года, с 1 августа 2010 года по 31 августа 2011 года – в должности воспитателя по физкультуре, руководителя физического воспитания в МДОУ ясли-сад №50.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга обязанность назначить Вороновой Ольге Николаевне досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 6 октября 2016.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято 11 июля 2019 года.