Дело № 2-3282/2022
УИД: 42RS0019-01-2022-00110-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего: Будасовой Е.Ю.
при секретаре: Акуловой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
08 июля 2022 года
гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. и штрафа предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50 % от суммы удовлетворенных исковых требований, взысканную сумму перечислить в Фонд помощи больным детям через Телеканал Россия 1. Требования мотивированы тем, что истец не получил почтовую корреспонденцию направленную Новоильинским районным судом г.Новокузнецка, а именно определение об оставлении апелляционной жалобы без движения от 01.03.2021 г., а также не получил определение о возврате апелляционной жалобы, в результате нарушения ответчиком порядка пересылки истец не смог в установленный в определении срок исправить недостатки апелляционной жалобы. Считает, что нарушение ответчиком качества пересылки почтового отправления является основанием в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме, суду пояснил, что допускает, что мог отсутствовать дома, когда приходил почтальон, также допускает, что уведомление могло быть взято из почтового ящика кем-либо до его прихода, однако считает, что ответчик должен был непременно доставить ему корреспонденцию всеми способами, в случае отсутствия его дома вручить уведомление соседям или повторно попытаться вручить письма и только после вручения корреспонденции обязанности ответчика можно считать исполненными.
Ответчик о слушании дела извещен, в судебное заседание представитель не явился, направил отзыв, в котором просит в иске отказать, т.к. порядок и сроки, предусмотренные п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» были соблюдены надлежащим образом. Имела место неудачная попытка вручения адресату и осуществлен возврат корреспонденции в связи с истекшим сроком хранения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 30.12.2020 г. между судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Акционерным обществом «Почта России» был заключен государственный контракт № СД-14ю/212 на оказание услуг почтовой связи федеральным судам общей юрисдикции, федеральным арбитражным судам, органам судейского сообщества, согласно контракту Акционерное общество «Почта России»приняло на себя обязательство по оказанию заказчику услуг почтовой связи в соответствии перечнем и по тарифам, указанным в Приложениях № 1, 2 к контракту.
25.02.2021 г. в Новоильинский районный суд г.Новокузнецка поступила апелляционная жалоба от заинтересованного лица ФИО1 на решение Новоильинского районного суда г.Новокузнецка от 29.01.2021 г.
Определением судьи Новоильинского районного суда г.Новокузнецка от 01.03.2021 г. апелляционная жалоба заинтересованного лица ФИО1 была оставлена без движения, предоставлен срок для устранения недостатков до 12.03.2021 г. Указанное определение было направлено в адрес истца посредством почтового отправления идентификатор № заказным письмом, с простым уведомлением. Согласно ответу председателя Новоильинского районного суда г.Новокузнецка на имя ФИО1 данное заказное письмо сотрудником суда П было сдано на ОПС 654011 принято специалистом ФГУП «Почта России 654011» З по списку внутренних почтовых отправлений от 02.03.2021 г. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления была осуществлена неудачная попытка вручения корреспонденции истцу 04.03.2021 г. в 12 час. 48 мин. и 16.03.2021 г. письмо выслано обратно отправителю.
Определением судьи Новоильинского районного суда г.Новокузнецка от 17.03.2021 г. апелляционная жалоба заинтересованного лица ФИО1 была возвращена заявителю в связи с не устранением недостатков, указанных в определении суда от 01.03.2021 г., указанное определение было направлено заказным письмом ФИО1 посредством почтового отправления идентификатор № заказным письмом, с простым уведомлением. Согласно ответу председателя Новоильинского районного суда г.Новокузнецка на имя ФИО1 данное заказное письмо сотрудником суда А было сдано на почтовое отделение 654011 принято специалистом ФГУП «Почта России 654011» Г по списку внутренних почтовых отправлений от 19.03.2021 г. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления была осуществлена неудачная попытка вручения письма истцу 24.03.2021 г. в 11 час. 37 мин. и 31.03.2021 г. выслано обратно отправителю.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что ответчик не несет ответственности, если адресат не является за получением письма.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац 1).
Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств (абзац 4).
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи (абз. 1 ст. 34абз. 1 ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ).
Согласно абз. 10 ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи").
Согласно ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ адресатом является гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что адресат является пользователем услуг почтовой связи, перед которым оператор почтовой связи (организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи) несут предусмотренную Законом ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по доставке (вручению) почтовых отправлений.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По смыслу вышеприведенных норм материального права, регулирующих ответственность лица за убытки, для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненные убытки, необходимо установление факта несения убытков, их размера, противоправности и виновности поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из вышеназванных условий, влечет за собой отказ в удовлетворении иска, дает право освободить лицо от гражданско-правовой ответственности.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, причинителем вреда при наличии его вины независимо от возмещения потребителю имущественного вреда и понесенных им убытков.
Оказание услуг почтовой связи регламентируется Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Согласно пункту 34 Правил Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Почтовые отправления с вышеуказанными идентификаторами были доставлены адресату 04.03.2021 г. и 24.03.2021 г. соответственно, но в связи с отсутствием получателя дома, извещение Ф.22 было опущено в почтовый ящик, что не нарушает требований Правил оказания услуг почтовой связи.
Вторичные извещения ф.22 в связи с новой редакцией Правил оказания услуг почтовой связи с 1 июня 2018 г. прекращены.
В связи с неявкой адресата корреспонденция была возвращена по истечении срока хранения 7 дней.
При таких обстоятельствах, судом не установлены нарушения в действиях ответчика.
Кроме того, истец ссылается на отсутствие заполненных ярлыков ф. 20 предусмотренных Приложением № 39 к Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, однако согласно представленным и.о. председателем Новоильинского районного суда г.Новокузнецка по запросу суда заверенным копиям конвертов, ярлыки ф. 20 были заполнены почтальоном по обоим конвертам.
Принимая о внимание, что в соответствии со ст. ст. 1064, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации противоправность действий ответчика является необходимым условием привлечения его к гражданско-правовой ответственности, в том числе в виде возмещения морального вреда, о чем в настоящем деле заявлен иск, тогда как нарушений со стороны ответчика Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, по настоящему делу не установлено, в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы ФИО1 о нарушении его прав в результате невручения ему любыми средствам и способами ответчиком почтовой корреспонденции суд отклоняет, поскольку требованиями вышеназванных правовых актов совершение ответчиком таких действий не предусмотрено.
Таким образом, доказательств, подтверждающих факт причинения истцу действиями (бездействием) ответчика физических или нравственных страданий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, не представлено, факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца судом не установлен.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Новокузнецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 июля 2022 г.
Председательствующий Е.Ю.Будасова