Мотивированный текст решения изготовлен 11 декабря 2020 года
№ 2-3283/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо - МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» города Ростова-на-Дону о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность,
У С Т А Н О В И Л:
ДИЗО г. Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что в газетах «Ростов официальный» от 18.12.2019 № 53 (1311), от 18.03.2020 № 12 (1324) Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону были даны соответствующее объявления о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов движимого имущества.
В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающими себя собственниками вышеуказанного имущества или имеющими на них права, прибыть в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» г.Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.
По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав
на указанные объекты не заявил, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1.2. Положения, 23.04.2020 Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону были составлены акты о невозможности установления собственника объекта, после чего документы для включения объектов в реестр бесхозяйного имущества были переданы в МКУ «Управление казной г.Ростова-на-Дону» (письмо от 21.05.2020 № 59.25.01/822).
После поступления информации от Администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города
Ростова-на-Дону» были направлены запросы в Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.10.2019), п. 3.1.3 Положения бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» путем включения в реестр бесхозяйных объектов.
Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону»
от 10.07.2020 № 86 объекты были включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
15.07.2020 МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» города Ростова-на-Дону был составлен акт принятия объекта
к забалансовому учету.
Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объекта
и передачи его на учет никто не заявил о своих правах на данный объект, есть основания полагать, что объект не имеет собственника или собственник отказался от права собственности на объект.
По изложенным основаниям заявитель и обратился с настоящим заявлением в суд.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа
и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание
и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года
№ 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки
в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся
ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст.5 этого же Федерального закона автомобильные дороги
в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Таким образом, дороги, которые
не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом, перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения. Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
Порядок принятия в муниципальную собственность города
Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону
от 25.04.2019 № 336. Настоящее Положение разработано в соответствии
со статьями 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (ред. от 20.08.2019), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 «О принятии «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.10.2019) Положением утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для признания в судебном порядке вещи бесхозяйной. Согласно п.3.1. Положения принятие бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в порядке, предусмотренном пунктами 3.1.1., 3.1.2., 3.1.3. Положения.
В соответствии с п. 3.1.1. Положения Администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения
на территории района бесхозяйного объекта движимого имущества подает
в СМИ («Ростов официальный», «Вечерний Ростов») объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта движимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества лица, считающего себя собственником и предоставления документов, подтверждающих его право собственности. По согласованию
с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, объявления в СМИ может подавать отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов движимого имущества.
В судебном заседании установлено, что газетах «Ростов официальный» от 18.12.2019 № 53 (1311), от 18.03.2020 № 12 (1324) Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону были даны соответствующее объявления о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов движимого имущества.
В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающими себя собственниками вышеуказанного имущества или имеющими на них права, прибыть в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» г.Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.
По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав
на указанные объекты не заявил, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1.2. Положения, 23.04.2020 Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону были составлены акты о невозможности установления собственника объекта, после чего документы для включения объектов в реестр бесхозяйного имущества были переданы в МКУ «Управление казной г.Ростова-на-Дону» (письмо от 21.05.2020 № 59.25.01/822).
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 6 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы
от 21.06.2011 №123 (ред. от 22.10.2019), МКУ «Управление казной города
Ростова-на-Дону» обеспечивает проведение организационных мероприятий
по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.
После поступления информации от Администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» были направлены запросы в Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.
Письмом от 08.06.2020 № 19.5.5/1768 Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объекты
не числятся.
Письмом от 19.06.2020 № 61-04-08/4585 Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объектах отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления
и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №123 (ред. от 22.10.2019), п. 3.1.3 Положения бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» путем включения в реестр бесхозяйных объектов.
Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону»
от 10.07.2020 № 86 объекты были включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
В соответствии с п. 3.2. Положения после выхода соответствующего распоряжения о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону, временное управление объектом возлагается
на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону
или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов,
в соответствии с п. 2.1.6Положения.
15.07.2020 МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» города Ростова-на-Дону был составлен акт принятия объектов к забалансовому учету, а именно в отношении: объектов улично-дорожной сети, расположенные в границах Октябрьского района города Ростова-на-Дону: Автомобильная дорога по улице <адрес>: - длина дороги – 855,9 пог. м; - ширина проезжей части (средняя) – 12,2 пог. м; - площадь проезжей части – 7428,6 кв. м; - тип покрытия – асфальтобетон; - бортовой камень, протяженность – 1498,8 пог. м.; Автомобильная дорога по бульвару <адрес>: - длина дороги – 1513,1 пог. м; - ширина проезжей части (средняя) – 8,4 пог. м; - площадь проезжей части – 10439,8 кв. м; - тип покрытия – асфальтобетон; - бортовой камень, протяженность – 2469,2 пог. м.; Автомобильная дорога по улице <адрес>:- длина дороги – 1037,8 пог. м;- ширина проезжей части (средняя) – 13,5 пог. м;- площадь проезжей части – 10454,1 кв. м;- тип покрытия проезжей части – асфальтобетон;- бортовой камень, протяжённость – 1443,7 пог. м.
Согласно ст.16 и ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения в собственности городских округов могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.
В соответствии со ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам (п.9 ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …»).
Согласно ч.8 ст.6 вышеуказанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Суду не представлены сведения об идентифицирующих признаках заявленных объектов, как об объектах недвижимости, документы кадастрового и технического учета содержат общее описание объектов, но не свидетельствуют об отнесении дорог к недвижимому имуществу.
По сути, покрытие упомянутых тротуаров, въездов и съездов - асфальтобетон, не обладают самостоятельными полезными свойствами, а лишь обеспечивает вспомогательную функцию для более эффективного использования объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, улучшая полезные свойства земельного участка, на котором он находится. Бортовые камни также нельзя отнести к недвижимому имуществу.
Наличие указанных объектов подтверждено представленными в материалы дела фотоматериалами.
Оценивая все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, также учитывая, что каких-либо возражений относительно заявленных требований заинтересованными лицами в порядке ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлено, суд находит требования заявителя в остальной части подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону – удовлетворить.
Признать движимые вещи – объекты улично-дорожной сети, расположенные в границах Октябрьского района города Ростова-на-Дону:
1. Автомобильная дорога по улице <адрес>:
- длина дороги – 855,9 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 12,2 пог. м;
- площадь проезжей части – 7428,6 кв. м;
- тип покрытия – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяженность – 1498,8 пог. м.
2. Автомобильная дорога по бульвару <адрес>:
- длина дороги – 1513,1 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 8,4 пог. м;
- площадь проезжей части – 10439,8 кв. м;
- тип покрытия – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяженность – 2469,2 пог. м.
3. Автомобильная дорога по улице <адрес>:
- длина дороги – 1037,8 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 13,5 пог. м;
- площадь проезжей части – 10454,1 кв. м;
- тип покрытия проезжей части – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяжённость – 1443,7 пог. м., бесхозяйным имуществом.
Передать движимые вещи - объекты улично-дорожной сети, расположенные в границах Октябрьского района города Ростова-на-Дону:
1. Автомобильная дорога по улице <адрес>:
- длина дороги – 855,9 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 12,2 пог. м;
- площадь проезжей части – 7428,6 кв. м;
- тип покрытия – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяженность – 1498,8 пог. м.
2. Автомобильная дорога по бульвару <адрес>:
- длина дороги – 1513,1 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 8,4 пог. м;
- площадь проезжей части – 10439,8 кв. м;
- тип покрытия – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяженность – 2469,2 пог. м.
3. Автомобильная дорога по улице <адрес>:
- длина дороги – 1037,8 пог. м;
- ширина проезжей части (средняя) – 13,5 пог. м;
- площадь проезжей части – 10454,1 кв. м;
- тип покрытия проезжей части – асфальтобетон;
- бортовой камень, протяжённость – 1443,7 пог. м., в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий