ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3283/2022 от 21.06.2021 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2-3283/2022

УИД 66RS0007-01-2022-003388-38

Мотивированное заочное решение изготовлено 21.06.2021 г.

РЕШЕНИЕ (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 14 июня 2022 г.

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Коршуновой Е.А. при секретаре Булатовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга предъявило иск к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 81486,87 руб.

Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 135-03 органы местногс

самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области наделены государственным полномочием Свердловской области пс предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Главы Екатеринбурга от 17.05.2006 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган пс предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее - Уполномоченный орган).

В соответствии Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее - Правила) Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии на основании поступившего в Уполномоченный орган от гражданина заявления о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и необходимых документов (сведений), предусмотренных п. 8, п. 8(1) Правил.

В соответствии с п.8(1) Правил, Уполномоченный орган получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе, сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или мунитщпя лвногр жилищных фондов, а также собственником жилого помещения.

В соответствии с п.8(2) Правил заявитель вправе представить в Уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1).

На основании заявлений ФИО1 о предоставлении субсидии

Уполномоченным органом были приняты решения о предоставлении субсидии:

Номер, дата заявления

Номер, дата решения упол номоченного органа

Период предоставления субсидии

Сумма

Май 2013 - октябрь 2013

4051,86

Ноябрь 2013 - апрель2014

7327,56

Май 2014 - октябрь 2014

5994,36

Ноябрь 2014 - апрель2015

1507,56

Май 2015 - октябрь 2015

917,09

Ноябрь 2015 - апрель 2016

5373,54

Май 2016 - октябрь 2016

1010,14

Ноябрь 2016 - апрель 2017

7243,26

Май 2017 - октябрь 2017

141,79

Ноябрь 2017 - апрель 2018

7423,98

Май 2018 - октябрь 2018

967,85

Ноябрь 2018 - апрель 2019

8605,62

Май 2019 - октябрь 2019

1513,37

Ноябрь 2019 - апрель 2020

8409,18

Май 2020 - октябрь 2020

1452,53

457979 от 11.11.2020 заявление в беззаявительном порядке на основании Постановления Правительства Свердловской области № 420 от 02.04.2020 «О внесении изменений в правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Ноябрь 2020 - апрель 2021

8143,98

Май 2021-октябрь 2021

1128,96

В связи с изменением прогнозной программы расходов на оплату ЖКУ, изменением прожиточного минимума, уточнением сроков отопительного периода, уполномоченным органом приняты решения о проведении перерасчетов суммы субсидии.

Номер, дата заявления

Период предоставления субсидии

Номер, дата решения Уполномоченного органа о проведении перерасчета

Сумма

Май 2013 - октябрь 2013

6283,86

Ноябрь 2013 - апрель 2014

7327,56

Май 2014 - октябрь 2014

2774,36

Ноябрь 2014 - апрель 2015

5725,56

Май 2015 - октябрь 2015

1497,28

Ноябрь 2015 - апрель 2016

6641,54

Май 2016 - октябрь 2016

1261,34

Ноябрь 2016 - апрель 2017

7 307,26

Май 2017 - октябрь 2017

1550,26

Ноябрь 2017 - апрель 2018

7423,98

Май 2018 - октябрь 2018

1479,30

Ноябрь 2018 - апрель 2019

9337,62

Май 2019 - октябрь 2019

1614,90

Ноябрь 2019 - апрель 2020

8613,18

Май 2020 - октябрь 2020

2156,53

В соответствии с п. 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

В качестве документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , ФИО2 ко всем вышеперечисленным заявлениям был представлен договор передачи квартиры собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.11 Правил Уполномоченный орган вправе проверять подлинное представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной служб занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В целях проверки достоверности представленного ФИО2 документа и её праве собственности на жилое помещение, по адресу которого были оформлены заявления на предоставление субсидии, ДД.ММ.ГГГГ Уполномоченным органом был направлен электронный межведомственный запрос в федеральную службу государственной регистрации, кадастра картографии. В соответствии с поступившим ДД.ММ.ГГГГ ответом федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .

На основании сведений полученных в ходе проверочных мероприятий, об отсутствии ФИО2 права собственности на жилое помещение, по адресу: , Уполномоченным органом были приняты решения:

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2013 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами е семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2013 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) члена его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2014 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами е семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2014 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2015 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2015 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2016 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2016 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) члена его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2017 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами eго семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2017 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2018 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами eго семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2018 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членам его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2019 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2019 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членам его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2020 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами eго семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с ноября 2020 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членам его семьи заведомо недостоверной информации;

от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления субсидии с мая 2021 г. по причине: представление получателем субсидии и (или) членами eго семьи заведомо недостоверной информации, при этом сумма субсидии составила за указанные периоды составила 0,00 рублей.

Фактически выплачено ФИО1 субсидий на сумму 81 486,87 рублей.

Согласно п. 61 Правил, возврат в бюджет, из которого была необоснованно полученной субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа с добровольного возврата - по иску Уполномоченного органа в соответствии с законодательство Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено требование о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии в размере 81 486,87 рублей.

До настоящего времени необоснованно полученная сумма субсидии заявителем бюджет не возвращена.

На основании изложенного, истец просил взыскать ФИО1 в пользу Управления жилищного коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга денежные средства в размер 81 486,87 рублей.

В судебное заседание представитель истца ФИО3 не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивала.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещена, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд определил о рассмотрении дела в порядке заочного производства в силу ст. 233 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу подпункта "а" пункта 8 Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с подп. «в» п. 60 указанного Постановления предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

В соответствии с п. 49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено, что ответчик ФИО1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ

За указанный период ответчику фактически выплачено 81486,87 руб., сумма переплаты составила 81486,87 руб.

Для начисления субсидии ответчиком предоставлялись в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга необходимые документы, в частности, договор передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении квартиры по адресу : .

В силу п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Истцом, в целях проверки представленных ответчиком данных о праве собственности на жилое помещение в Управлении Росреестра по Свердловской области запрошена выписка из ЕГРН.

По результатам запроса получен ответ, из которого следует, что собственником указанного жилого помещения является другое лицо ФИО4 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, ответчиком предоставлены заведомо недостоверные сведения о праве собственности на жилое помещение, что в силу подп. «в» п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», что явилось основанием к прекращению в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании решений , , , , , , , , , ; , ; , , , ; .

С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования УЖКХ и взыскивает с ответчика ФИО1 в пользу истца УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга необоснованно полученную сумму субсидии в размере 81486,87 руб.

Кроме того, в силу положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2644,61 руб.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбург кФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,- удовлетворить.

Взыскать сФИО1 () в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации () в счет возврата необоснованно полученной субсидии денежные средства в размере 81486,87 руб.

Взыскать с ФИО1 () государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2644,61 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения в окончательной форме с указанием причин уважительности неявки в судебное заседание, а также доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья