№ 2-3284/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дата) Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Толмачевой С.С.,
при секретаре Белоусовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением указывая, что он (ФИО1) является собственником жилой комнаты №..., расположенной по адресу: ....
В соответствии со ст.20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, заявитель (дата) обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области» с заявлением о постановке на кадастровый учет жилой комнаты, расположенной в жилом многоквартирном доме, по адресу: ....
Решением от (дата) №... ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Нижегородской области приостановило осуществление кадастрового учета комнаты. Решение вынесено со ссылкой на п.1 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. В представленных документах дом (кадастровый паспорт от (дата) г.), расположенный по адресу: ... имеет назначение «жилой», а по решению Управления Роскадастра дом должен иметь назначение «многоквартирный».
Заявитель считает данное решение неправомерным, нарушающим его права, руководствуясь ст.254 ГПК РФ заявитель просит: признать неправомерным решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от (дата) №... о приостановлении осуществления кадастрового учета комнаты №..., расположенной в ...; Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии» по Нижегородской области осуществить государственный учет объекта недвижимости - комнаты №..., расположенной в ... по заявлению от (дата) г.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал свои требования.
ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» своего представителя в судебное заседание не направила, позиции по заявлению ФИО1 не представила.
Учитывая, что о месте и времени рассмотрения дела по заявлению ФИО1 заинтересованное лицо извещено судом надлежащим образом, ранее по делу проводилось предварительное судебное заседание, о месте и времени которого участвующие в деле лица были извещены судом надлежащим образом, соответственно имели возможность довести до суда свою позицию по делу, как посредством направления представителя для участия в судебном заседании, так и иным способом - путем направления письменного отзыва, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при указанной явке, в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия
В соответствии со ст.17 федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.
Согласно ст.22 указанного федерального закона необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Согласно ст.26 указанного федерального закона орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).
7. В случае, если заявитель или его представитель обратился лично в орган кадастрового учета, указанный орган обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета. При наличии в заявлении соответствующего указания орган кадастрового учета передает указанные в настоящей части документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.
9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст.45 указанного федерального закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
3. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что ФИО1, являющийся собственником жилой комнаты №..., расположенной по адресу: ... (дата) обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области с заявлением о постановке на кадастровый учет указанной выше жилой комнаты.
К заявлению о постановке на государственный кадастровый учет ФИО1 приложил необходимые документы, поименованные в заявлении, а именно: свидетельство о государственной регистрации права от (дата) №...; технический план помещения от (дата) г., электронный носитель от (дата)
Однако, несмотря на представление заявителем всех необходимых документов, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Нижегородской области решения о постановке на кадастровый учет комнаты №... в ..., в установленный срок не приняло. Решением от (дата) №... осуществление государственного кадастрового учета приостановлено, и указано «выявлено: Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. Заявление и технический план представлены о постановке на государственный кадастровый учет объектах недвижимости - комнаты №... в кв.№... по адресу: .... Согласно раздела «Характеристики помещения» предоставленного технического плана, указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером №.... Государственный кадастр недвижимости содержит сведения о здании с кадастровым номером №... по адресу: г..., назначение - жилой дом. Далее в решении приведены ссылки на положения ст.16 ЖК РФ и указано, что при существующем назначении здания - жилой дом, частью которого является предоставленное помещение, не представляется возможным постановка на государственный кадастровый учет комнаты в квартире. Постановка на государственный кадастровый учет комнаты в квартире возможна только после изменения назначения здания, частью которого является предоставленное помещение, на многоквартирный дом.
Однако решение о приостановлении осуществления кадастрового учета нельзя признать законным в силу следующего:
Комната №... состоит на техническом учете в НФ ФГУП Рестехинвентаризация-Федеральное БТИ, что подтверждается техническим паспортом от (дата) г., выпиской из реестра объектов капитального строительства на территории Нижегородской области от (дата) инвентаризационным планом от (дата)
Поскольку технический учет квартиры был осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре, принадлежащая заявителю комната относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) сделана запись регистрации №..., в соответствии с которой ФИО1 является собственником комнаты №... в кв.№..., расположенной по адресу: г.... Данному объекту недвижимости присвоен кадастровый (условный) номер №....
Из материалов дела также следует, что распоряжением администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода от (дата) №... был присвоен номер комнаты (№...) и квартиры (№...) изолированной части жилого девятиэтажного дома, расположенного по адресу: ... Указанный дом был поставлен на кадастровый учет Управлением Роскадастра, копия кадастрового паспорта от (дата) приложена, при этом указано назначение дома - «жилой», несмотря на то, что дом уже состоял из квартир, то есть был многоквартирным.
Жилищным кодексом РФ определены объекты жилищных прав (ст.15 ЖК РФ - жилые помещения).
В соответствии с ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Часть 1 ст.17 ЖК РФ определяет назначение жилого помещения как предназначенное для проживания граждан.
Статья 16 Жилищного кодекса РФ понятия «многоквартирный дом» не содержит. Более того, законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный». Вместе с тем, учет изменений назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный» не зависит от действий граждан, обратившихся за осуществлением кадастрового учета, принадлежащих им помещений.
Следует также указать, что согласно п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 настоящего федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом, никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации данного объекта недвижимости в связи с выдачей кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Из изложенного следует, что приостановив кадастровый учет объекта филиал ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области создало ФИО1 препятствия в реализации предоставленного ему права, поставив его в неравные условия, по сравнению с другими гражданами, которые распорядились своей недвижимостью в доме №... по ..., при том филиал ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области осуществлял государственный кадастровый учет, не предъявляя требований, заявленных к ФИО1
Соответственно суд приходит к выводу, что решение филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от (дата) №... о приостановлении осуществления кадастрового учета комнаты №..., расположенной в квартире №... по ... подлежит признанию неправомерным.
Учитывая, что в установленный законом срок кадастровый учет по заявлению ФИО1 не осуществлен, а решение о приостановлении является неправомерным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требование ФИО1 об обязании филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по нижегородской области осуществить государственный учет объекта недвижимости - комнаты №... в квартире №... дома №... по ....
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиала по Нижегородской области от (дата) №... о приостановлении осуществления кадастрового учета комнаты №..., расположенной в квартире №... по ... признать неправомерным.
Обязать ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Нижегородской области осуществить государственный учет объекта недвижимости - комнаты №... в квартире №... дома №... по ... по заявлению ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья С.С.Толмачева