ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3284/2023 от 18.10.2023 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2023-003805-76

№2-3284/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,

при помощнике судьи ФИО3,

при участии истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «КИТ: Транспортная компания»,некоммерческой корпоративной организации «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли» о защите прав потребителя,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,

установил:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к«КИТ: Транспортная компания»о защите прав потребителя. Исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с провозным документом №ТОМХМС0111276967 от 05.04.2023г. ответчиком осуществлялась перевозка груза по маршруту из <адрес> в <адрес>, где грузоотправителем был ФИО1, грузополучателем - истец, масса груза 200 кг, бандероль №ТОМХМС0063440530. В соответствии с поручением экспедитору № ТОМХМС0111276967 от 05.04.2023г.грузоотправитель сдал, а экспедитор ООО «КИТ.ТК» принял груз для экспедирования - мотоцикл марки HONDAVFR800, VIN №RC461500511.В п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортноэкспедиционной деятельности», указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.Согласно кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ по поручению ТОМХМС0111276967, помимо транспортно-экспедиционных услуг, истец оплатил дополнительно защитную транспортировочную упаковку (деревянную обрешетку). В связи с чем, экспедитор принял на себя обязательство отвечать за обеспечение сохранности груза.При получении груза истцом было выявлено повреждение (деформация) деревянной обрешетки груза, частичное повреждение мотоцикла в виде царапин ветрового стекла, отсутствие на ручке руля противовеса и повреждение самой ручки, царапины на зеркале заднего вида, была повреждена задняя часть мотоцикла, что подтверждается подписанным сторонами коммерческим актом от ДД.ММ.ГГГГ о наличии расхождений в качестве груза, фото и видеофиксацией.Мотоцикл HONDAVFR800, идентификационный номер (VIN) №RC461500511 принадлежит истцу на основании договора купли-продажи автомототранспортного средства, что подтверждается чеками по операции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно расчету от 27.04.2023г., составленному на основании данных о стоимости поврежденных элементов мотоцикла из каталога на сайте интернет магазина «EXIST» (адрес сайта: https://exist.ru/), расходы по восстановлению поврежденного имущества (частей мотоцикла) составляют 246 778 рублей.В адрес ответчика было направлено претензионное письмо, в котором ему предлагалось оплатить сумму ущерба, причиненного моему имуществу - мотоциклу HONDA VFR800, VIN №RC461500511, необходимую для его восстановления, в размере 246 778 рублей, вернуть стоимость провозки груза в размере 12 793 рубля, вернуть стоимость страхования груза в размере 50 рублей в течение 30 календарных дней, со дня получения данного претензионного письма. Данное претензионное письмо получено ответчиком 11.05.2023г.В ответ на данное претензионное письмо со стороны ответчика в адрес истца 13.06.2023г. поступило письмо, в котором ответчик отказал в удовлетворении требований в полном объеме в добровольном порядке. Отказ мотивирован выплатой объявленной стоимости груза, указанной при его передаче грузоотправителем, в соответствии с экспедиторской распиской от 05.04.2023г.Между тем ответчик самостоятельно застраховал груз, а истцу лишь было предложено возместить расходы на страхование после доставки груза в пункте выдачи. Договор страхования не был заключен. На момент передачи груза в транспортную компанию ФИО1 (отправитель) фактически не являлся собственником груза и не имел заинтересованности в указании реальной стоимости груза, при этом расписку составлял работник ответчика и отправитель в связи с доверительными отношениями, не придал значения занижению в расписке экспедитором объявленной ценности перевозимого груза, в связи с чем объявленная стоимость груза указана сотрудниками транспортной компании самостоятельно с целью минимизировать возможные риски в следствие повреждений или утраты.Согласно пункту 19 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ), экспедиторская расписка заполняется экспедитором. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» установлено, что в строке «Стоимость» экспедитор, в рассматриваемом случае ответчик, должен указать стоимость груза в соответствии с платежными документами.Таким образом, ответчик как профессиональный участник рынка транспортно-экспедиционного обслуживания, действующий разумно и добросовестно, на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» вправе был не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления истцом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации ответчик обязан был запросить у истца необходимые дополнительные данные. Ответчик при приемке груза предоставленным ему названной нормой правом не воспользовался, тем самым, совершил действия, направленные на ограничение и явное занижение своей ответственности, что не допускается в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ.Истец полагает, что в результате того, что ответчик указал в экспедиторской расписке от 05.04.2023г. объявленную стоимость груза, не соответствующую действительной стоимости груза, тем самым пытался лишить истца права в установленном законом порядке предъявить требование о возмещении реальной стоимости поврежденного груза, которая в действительности гораздо больше.Согласно экспертного заключения от 29.06.2023г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства - мотоцикла HONDA VFR800, VIN №RC461500511 на 15.04.2023г. составила 261 844 рубля.С учетом выплаченной суммы компенсации в размере 49 999 рублей, сумма ущерба составляет 211 845 рублей.В соответствии со ст.395 ГК РФ истцом рассчитана сумма неустойки за пользование чужими денежными средствами, которая согласно расчета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3 502 рубля 50 копеек. На основании изложенного истец просил признать пункт экспедиторской расписки №ТОМХМС0111276967 от 05.04.2023г. в части ценности груза (объявленной стоимости) ничтожным (недействительным), взыскать с ответчика сумму причиненного ущерба в размере 211 845 рублей, стоимость перевозки груза в размере 12 793 рубля, сумму 50 рублей за страхование груза, стоимость деревянной обрешетки в размере 3 413 рублей, неустойку в размере 12 793 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 502 рубля 50 копеек, расходы на оплату услуг оценщика в размере 6 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50 % от взысканной суммы.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «КИТ.ТК» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что экспедиторская расписка № ТОМХМС0111276967 от ДД.ММ.ГГГГ составлена в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при объявлениигрузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности. Согласно п. 1 раздела Е Экспедиторской расписки: Неотъемлемой частью настоящего договора ТЭУ являются Правила оказания транспортно-экспедиционных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, с которым клиент был ознакомлен и согласен полностью.Согласно п. 2.11. Правил оказания транспортно-экспедиционных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «КИТ.ТК» ДД.ММ.ГГГГ, экспедирование грузов без предъявления экспедитору документов, подтверждающих действительную стоимость, допускается по объявленной ценности в пределах 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей за одно грузовое место. При отсутствии сопроводительных документов грузоотправитель заполняет декларацию по форме, предложенной экспедитором. В декларации указывается: наименование, характер, свойства и объявленная ценность всего груза или отдельных грузовых мест. Объявленная ценность груза не может превышать его действительную стоимость.Если стоимость груза или отдельного грузового места превышает 50 000 рублей, клиент обязуется передать его к экспедированию по действительной (документально подтвержденной) стоимости.Риски, связанные с отсутствием декларации, ложатся на клиента, в том числе, связанные с доказываем наименования, характера, свойств и объявленной ценности всего груза или отдельных грузовых мест.Таким образом, грузоотправитель был вправе указать объявленную или действительную стоимость груза (при наличии подтверждающих документов). Грузоотправитель указал объявленную стоимость груза, и именно этой суммой ограничена ответственность экспедитора в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».Ущерб был возмещен Истцу в полном объеме.Договором транспортной экспедиции не предусмотрен возврат стоимости услуг по транспортировке груза.Поскольку требования истца были удовлетворены в полном объеме в соответствии с законодательством о транспортной экспедиции до подачи искового заявления, требования о взыскании штрафа, пени и неустойки удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Определением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена некоммерческая корпоративная организация «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли».

Представитель НКО «ПОВСТО» представил письменные возражения, в которых указал, что размер страхового возмещения ограничен страховой суммой. Груз (мотоцикл) принят ООО «КИТ.ТК» по объявленной стоимости в размере 49999 рублей.Документов, подтверждающих стоимость груза, при передаче груза к экспедированию, предоставлено не было.Доказательством согласования стоимости груза являются: коммерческий акт, где истец прописывает объявленную стоимость в размере 49 999 рублей, экспедиторская расписка № ТОМХМС0111276967 от ДД.ММ.ГГГГ (в графе «Расчет стоимости услуг», пункт 6), оплата истцом возмещения на страхование груза по объявленной стоимости в соответствии с тарифами, указанными на официальном сайте ООО «КИТ.ТК». Оплаченное возмещение за страхование в сумме 50 рублей соответствует стоимости груза «от 30000 до 50000 руб.». Оплаченное возмещение за страхование в сумме 50 рублей соответствует стоимости груза «от 30000 до 50000 руб.». Соответственно, при отправке груза истцом была занижена стоимость груза и, как следствие, стоимость страхования в целях экономии. Как следует из претензии (имеется в материалах выплатного дела) претензия с документами, подтверждающими действительную стоимость, были предоставлены только лишь после наступления страхового случая. Истец требует взыскать сумму 50 рублей за страхование груза, что является злоупотреблением права, так как оснований для расторжения договора страхования не имеется, истец не сообщил достоверную информацию о стоимости груза, обязательства по договору страхования исполнены.НКО «ПОВСТО» в полном объеме исполнило свои обязательства по выплате страхового возмещения. Чьих-либо прав и законных интересов НКО «ПОВСТО» не нарушало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 в судебное заседание не явился. Письменных пояснений не представил.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушавистца ФИО2,исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В силу пункта 1 статьи 802 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

В соответствии со статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги), определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторскими документами являются, в том числе экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в городе Томске ООО «КИТ.ТК» принят к перевозке груз – масса груза 200 кг., габарит 215 см., в деревянной обрешетке. Грузоотправитель – ФИО1. Грузополучатель – ФИО2.

Стоимость перевозки груза составила 12 793 рубля, стоимость деревянной обрешетки 3 413 рублей, стоимость стрейчевания 282 рубля, маркировка 5 рублей, отправка сопроводительных документов 100 рублей, возмещение страхования груза с объявленной стоимостью 50 рублей. Объявленная стоимость груза составила 49 999 рублей.

Согласно пояснениям истца, фотоматериалам перевозимым грузом являлся мотоцикл HondaVFR800.

При получении груза в городе Ханты-Мансийске составлен коммерческий акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому груз имеет повреждения в виде царапин, повреждений стекла, царапин острым предметом, отсутствия противовеса на ручке, повреждений самой ручки, задней части мотоцикла и зеркала.

Согласно заключению ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта мотоцикла составляет 261 844 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты в адрес ответчика направлена претензия о возмещении ущерба.

Сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачено в счет возмещения ущерба 49 999 рублей.

Таким образом,претензия истца рассмотрена ответчиком в срок, установленный ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Ущерб возмещен в установленном законом размере в пределах объявленной стоимости груза.

Истец полагает, что пункт об объявленной стоимости груза является недействительным.

Данный довод суд находит несостоятельным.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

При отправке груза грузоотправитель был ознакомлен с Правилами оказания транспортно-экспедиционных услуг, о чем в экспедиторской расписке проставлена подпись.

Согласно пункту 1.3.1 Правил оказания транспортно-экспедиционных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «КИТ.ТК» ДД.ММ.ГГГГ, клиент предоставляет экспедитору документы, подтверждающие характер и свойства груза, а также его действительную стоимость, а в случае отсутствия таких документов – заполняет декларацию о грузе, самостоятельно описывая его свойства, характер, а также указывая в декларации объявленную ценность груза и отдельных грузовых мест.

Согласно пункту 2.11. Правил оказания транспортно-экспедиционных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «КИТ.ТК» ДД.ММ.ГГГГ, экспедирование грузов без предъявления экспедитору документов, подтверждающих действительную стоимость, допускается по объявленной ценности в пределах 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей за одно грузовое место. При отсутствии сопроводительных документов грузоотправитель заполняет декларацию по форме, предложенной экспедитором. В декларации указывается: наименование, характер, свойства и объявленная ценность всего груза или отдельных грузовых мест. Объявленная ценность груза не может превышать его действительную стоимость. Если стоимость груза или отдельного грузового места превышает 50 000 рублей, клиент обязуется передать его к экспедированию по действительной (документально подтвержденной) стоимости. Риски, связанные с отсутствием декларации, ложатся на клиента, в том числе, связанные с доказываем наименования, характера, свойств и объявленной ценности всего груза или отдельных грузовых мест.

Из материалов дела следует, что объявленная стоимость груза была определена при его отправлении. Исходя из объявленной стоимости экспедитором застрахован груз, определено возмещение в счет страхования в размере 50 рублей.

Таким образом, оснований считать недействительным пункт экспедиторской расписки с объявленной стоимостью груза у суда не имеется.

Объявленная ценность груза может быть меньше действительной стоимости.

ООО «КИТ.ТК» обязательства по возмещению ущерба в пределах объявленной стоимости исполнило своевременно.

Исковые требования в части взыскания с ответчика в счет возмещения ущерба 211 845 рублей не имеется.

Кроме того, не имеется оснований для взыскания с ответчика стоимости перевозки, страхования и деревянной обрешетки.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Согласно Правилам оказания транспортно-экспедиционных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «КИТ.ТК» ДД.ММ.ГГГГ, услуги по упаковке груза, его страхованию входят в перечень транспортно-экспедиционных услуг (пункт 5.1). Размер оплаты по каждому заказу определяется исходя из действующих у экспедитора тарифов.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

По смыслу указанной нормы, обязанность экспедитора возвратить вознаграждение по договору транспортной экспедиции возникает только в случаях, если это предусмотрено договором.

Данного условия договором перевозки не предусмотрено. Договор перевозки фактически исполнен, выплата в счет возмещения ущерба истцом получена.

Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований в части возмещения ущерба, вознаграждения экспедитора, не имеется, нет оснований и для взыскания производных требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «КИТ: Транспортная компания», некоммерческой корпоративной организации «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд <адрес> – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Т.В. Колесникова

Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 25 октября 2023 года.