ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3285 от 03.08.2011 Химкинского городского суда (Московская область)

                                                                                    Химкинский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Химкинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№2-3285/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года г.Химки Московская область

Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кучинского Е.Н. при секретаре Кистайкиной К.И., рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО2 к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконной выдачу порубочного билета ... от /дата/,

заинтересованное лицо: ООО «Би-Пи-эС Бау»,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконной выдачу порубочного билета ... от /дата/

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ООО «Би-Пи-эС Бау».

В обоснование заявленного требования ФИО1 и ФИО2 сослались на следующее: в ... года заявителями был установлен факт проведения вырубки деревьев на территории , организованной застройщиком - ООО «Би-Пи-эС Бау», которая производилась на основании порубочного билета ... от /дата/, выданного Администрацией г.о.Химки МО. Деятельность застройщика является незаконной и нарушает права заявителей по следующим основаниям: как следует из содержания порубочного билета, он был выдан на вырубку 240 деревьев и 208 кустарников, подписан начальником Управления по землепользованию ФИО и начальником отдела земельного контроля и экологического мониторинга ФИО В билете указано, что по окончании строительства или ремонта необходимо благоустроить и озеленить территорию, согласно проекту. Следовательно, управление по землепользованию предполагает, что у ООО «Би-Пи-эС Бау» имеется разрешение на строительство. Однако по информации, полученной инициативной группой из Мособлэкспертизы, по состоянию на /дата/, документы на государственную экспертизу от застройщика не поступали. Процесс экспертной проверки документов довольно долгий, и заявители полагают, что до настоящего момента разрешение на строительство не получено. При проведении вырубки заявители пытались получить у представителей застройщика и милиции копии разрешения на строительство, однако копии разрешения получено не было. Кроме того, заявители считают, что вырубкой деревьев, указанных в порубочном билете и акте обследования зеленых насаждений, нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. При выдаче порубочного билета был нарушен п.3.1 Положения «О защите зеленых насаждений и порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории г.о.Химки МО», так как граждане не были поставлены в известность о предстоящей выдаче порубочного билета, и данный вопрос не был обсужден. Между тем представитель заявителя ФИО2 показал, что с /дата/ инициативная группа граждан  борется за запрет строительства.

Заявители просили признать незаконной выдачу Администрацией г.о.Химки ООО «Би-Пи-эС Бау» порубочного билета от /дата/ ....

Представитель Администрации г.о. Химки ФИО3 просил отказать в удовлетворении заявленных требований и показал, что порядок осуществления вырубки деревьев на территории г.о. Химки регулируется «Положением о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области», утвержденным Постановлением Главы городского округа Химки Московской области ... от /дата/. Согласно п. 2.1. данного Положения, вырубка деревьев и кустарников может быть разрешена в случае реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта при наличии дендроплана и перечетной ведомости всех зеленых насаждений, расположенных на выделяемом участке.

Пунктом 2.2. указанного Положения предусматривается, что «вырубка деревьев и кустарников производится на основании специального разрешения - порубочного билета». При этом, в силу п. 2.3. Положения порубочный билет выдается Комитетом по землепользованию и охране окружающей среды после соответствующего распоряжения главы городского округа  и возмещения восстановительной стоимости. Пунктом 2.4. предусмотрено, что физические или юридические лица должны подать заявление о необходимости вырубки зеленых насаждений с указанием причин в Комитет по землепользованию и охране окружающей среды. Одновременно с заявлением заявитель представляет топографическую съемку (дендроплан) всех имеющихся зеленых насаждений на данном участке в двух экземплярах (с нанесением красных линий и коммуникаций; М-500) и перечетную ведомость.

Во исполнение вышеназванных требований Положения ООО «Би-Пи-эС Бау» письмом от /дата/ обратилось в Администрацию городского округа Химки за разрешением на проведение санитарной очистки и вырубки зеленых насаждений, расположенных на спорных земельных участках. К заявлению были приложены дендроплан и перечетная ведомость деревьев и кустарников.  Администрация городского округа Химки, рассмотрев данное заявление, на основании представленной перечетной ведомости и дендроплана, в силу п. 2.9. Положения, произвела обследование зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, попадающих под застройку.

По результатам обследования Администрацией был составлен акт, утвержденный /дата/ заместителем Главы Администрации ФИО4, а также произведен расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежащих вырубке. Согласно данному расчету, ООО «Би-Пи-эС Бау» до выдачи порубочного билета обязано произвести оплату компенсационной стоимости за вырубку деревьев в размере ....

Пунктом 5.1. Положения предусмотрено, что денежные средства, полученные в качестве оплаты компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений, поступают на счет муниципального предприятия "Комбинат по благоустройству и озеленению", и в силу пункта 5.2. Положения используются строго по целевому назначению и направляются на финансирование работ по восстановлению зеленых насаждений и мероприятия по благоустройству, озеленению, поддержанию санитарного состояния зеленых насаждений на территории городского округа.

Платежным поручением от /дата/ ... ООО «Би-Пи-эС Бау» перечислило на счет МП "Комбинат по благоустройству и озеленению" денежные средства в размере 2021 270 руб. в счет оплаты компенсационной стоимости за вырубку деревьев. Только после перечисления денежных средств, на основании представленного дендроплана и перечетной ведомости, а также утвержденного Акта обследования зеленых насаждений, Администрация выдала ООО «Би-Пи-эС Бау» порубочный билет ... от /дата/

Таким образом, Администрация городского округа  не нарушила требования действующего законодательства, регламентирующие порядок выдачи порубочных билетов.

Кроме того, по мнению представителя Администрации г.о. Химки, в ходе рассмотрения гражданского дела заявители не доказали нарушения их прав и законных интересов.

Представитель заинтересованного лица ООО «Би-Пи-эС Бау» ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований и показала, что постановлением Главы городского округа  от /дата/ ... был утвержден «Проект планировки территории ». В целях реализации данного проекта между Инвестором-Застройщиком ООО «БИЗНЕС Отели» и Заказчиком строительства ООО «Би-Пи-эС Бау» был заключен договор от /дата/ ... на выполнение функций Заказчика строительства, в соответствии с которым ООО «Би-Пи-эС Бау» принимает на себя обязательства по предпроектной подготовке, проектированию и строительству многоэтажной жилой застройки с культурно – оздоровительным центром на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:010404:28, 50:10:010404:33, 50:10:010404:34, принадлежащих на праве аренды ООО «БИЗНЕС Отели».

/дата/ ООО «Би-Пи-эС Бау» обратилось в Администрацию за разрешением на выполнение работ подготовительного периода на у  казанных выше земельных участках (вх. ... от /дата/). Письмом от /дата/ ...-вх Администрация дала на это свое согласие, указав на то, что подготовительные работы необходимо производить на основании ордера на производство работ, оформленного в отделе АТО. /дата/ был получен ордер ... на производство работ по устройству временных подъездных дорог и площадок, вырубку деревьев, снос заборов и огородов. Письмом от /дата/ ООО «Би-Пи-эС Бау» обратилось в Администрацию городского округа Химки за разрешением на проведение санитарной очистки и вырубки зеленых насаждений, расположенных на указанных выше земельных участках. К заявлению были приложены дендроплан и перечетная ведомость деревьев и кустарников.

Администрация городского округа Химки, рассмотрев данное заявление, на основании представленной перечетной ведомости и дендроплана, в силу п. 2.9. «Положения о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа », утвержденного Постановлением Главы городского округа  ... /дата/, произвела обследование зеленых насаждений.

По результатам обследования Администрацией был составлен акт, утвержденный /дата/, и произведен расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежащих вырубке. Согласно данному расчету, ООО «Би-Пи-эС Бау» платежным поручением от /дата/ ... оплатило компенсационную стоимость за вырубку деревьев в размере 2021 270 руб. В результате вышеназванных действий /дата/ ООО «Би-Пи-эС Бау» был выдан Порубочный билет ..., в соответствии с которым на территории  разрешено вырубить 240 деревьев и 208 кустарников. По окончании строительства и ремонта надлежит благоустроить и озеленить территорию, согласно проекту. Срок действия билета до /дата/

На территории г.о. Химки порядок осуществления вырубки деревьев в настоящее время регулируется «Положением о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа », утвержденным Постановлением Главы городского округа  ... от /дата/. Пункт 2.2. указанного Положения предусматривает: «Вырубка деревьев и кустарников производится на основании специального разрешения - порубочного билета». Порубочный билет на осуществление вырубки на указанном истцами земельном участке получен ООО «Би-Пи-эС Бау» в установленном действующим законодательством порядке, выдан на основании перечетной ведомости, дендроплана и акта обследования зеленых насаждений после оплаты компенсационной стоимости за вырубку деревьев.

В целях выполнения работ по вырубке зеленых насаждений, предусмотренных выданным порубочным билетом ..., ООО «Би-Пи-эС Бау» /дата/ заключило с МП «Комбинат по благоустройству и озеленению» договор ... и /дата/ договор ... (с дополнительными соглашениями ... от /дата/ и ... от /дата/) с ООО «РЭЙС». На данный момент договор, заключенный с МП «Комбинат по благоустройству и озеленению», исполнен в полном объеме, о чем составлен акт от /дата/ .... ООО «РЭЙС» свои работы не завершило.

Утверждение заявителей о том, что для осуществления вырубки необходимо получить разрешение на строительство, а не порубочный билет, не основано ни на действующем законодательстве, ни на практике его применения. Как следует из пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство является основанием для осуществления строительства объекта капитального строительства. Вырубка зеленых насаждений к работам по строительству объекта капитального строительства не относится. Никаких работ по возведению здания или сооружения в момент вырубки не осуществлялось, и на момент вырубки разрешения на строительство не было. Следовательно, для проведения вырубки не требуется разрешение на строительство, а требуется специальный вид разрешительного документа - порубочный билет, который получен в установленном порядке.

В настоящее время действует Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от /дата/ ... «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В данном Положении упоминается 12 разделов проектной документации. При этом такой документ, как дендроплан, не упомянут. То обстоятельство, что дендроплан не упомянут в составе «проектной документации объектов капитального строительства», лишний раз подтверждает, что работы по вырубке не относятся к работам по строительству объекта капитального строительства, и для их выполнения не требуется разрешение на строительство.

Пунктом 2.1. «Положения о защите зелёных насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области», утверждённого постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 20.03.2006 г. № 256 предусмотрено, что вырубка деревьев и кустарников может быть разрешена в случае реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта при наличии дендроплана и перечетной ведомости всех зеленых насаждений, расположенных на выделяемом участке.

Таким образом, со стороны ООО «Би-Пи-эС Бау» нарушений градостроительного законодательства не имеется, так как вырубка производится в соответствии с законно выданным порубочным билетом.

Кроме того, по мнению заинтересованного лица, в ходе рассмотрения гражданского дела истцы не доказали нарушения их прав и законных интересов.

Данное дело рассмотрено в отсутствие заявителя ФИО1, который ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, и в отсутствие ФИО2, интересы которого в ходе судебного слушания представлял ФИО6

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения...., иными способами, предусмотренными законом....

Ст.3 ГПК РФ: заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством и гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.2 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей вреде.

Согласно материалам гражданского дела, /дата/ Управление по землепользованию Администрации г.о.Химки МО выдало ООО «Би-Пи-эС Бау» порубочный билет ....

Из порубочного билета ... от /дата/ следует, что он выдан ООО «Би-Пи-эС Бау» на основании акта обследования зеленых насаждений от /дата/, на вырубку деревьев и кустарников, разрушение почвенного покрова, в т.ч. газонов, согласно прилагаемым документам (топографическому дендроплану, пересчетной ведомости и акта обследования состояния древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова и плодородного слоя земли) на территории  вырубить 240 дерева и 208 кустарников. По окончании строительства и ремонта надлежит благоустроить и озеленить территорию, согласно проекту. Срок действия билета до /дата/

Как установлено, порядок осуществления вырубки деревьев на территории г.о. Химки в настоящее время регулируется «Положением о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа », утвержденным Постановлением Главы городского округа  ... от /дата/.

Пункт 2.2. указанного Положения предусматривает: «Вырубка деревьев и кустарников производится на основании специального разрешения - порубочного билета».

Как установлено, порубочный билет на осуществление вырубки на указанном истцами земельном участке был выдан ООО «Би-Пи-эС Бау» в установленном порядке, в связи с чем суд приходит к выводу, что нарушения со стороны Администрации г.о. Химки и ООО «Би-Пи-эС Бау» градостроительного законодательства не имеется, так как вырубка была произведена в соответствии с порубочным билетом.

Как следует из порубочного билета, он был выдан на основании акта обследования зеленых насаждений, составленного на основании перечетной ведомости и дендроплана, в соответствии с Положением о защите зеленых насаждений.

Как следует из договора ... от /дата/, частично работы по вырубке производились МП «Комбинат по благоустройству и озеленению». Выполненные работы сданы и приняты по акту от /дата/ ....

Как следует из договора ... от /дата/ и дополнительных соглашений ... от /дата/ и ... от /дата/, частично работы по вырубке производились ООО «РЭЙС». На дату вынесения судебного решения ООО «РЭЙС» свои работы не завершило.

В судебном заседании установлено, что на момент проведения вырубки деревьев у ООО «Би-Пи-эС Бау» не имелось разрешения на строительство, и до настоящего момента оно не выдано.

В момент вырубки деревьев никаких работ по строительству жилых домов ООО «Би-Пи-эС Бау» не вело, и строительство до настоящего времени не производится, данный факт сторонами не оспаривался.

Между тем суд считает, что, как следует из пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство является основанием для осуществления строительства объекта капитального строительства. Вырубка зеленых насаждений к работам по строительству объекта капитального строительства не относится. Никаких работ по возведению здания или сооружения в момент вырубки не осуществлялось, и на момент вырубки разрешения на строительство не было.

Следовательно, для проведения вырубки не требуется разрешение на строительство, а требуется специальный вид разрешительного документа - порубочный билет, который получен в установленном порядке.

Суд также отмечает, что, в соответствии с оспариваемым порубочным билетом по окончании строительства необходимо озеленить территорию согласно проекту, то есть именно ООО «Би-Пи-эС Бау» после окончания строительства обязано самостоятельно произвести озеленение спорного земельного участка.

В отношении ссылки заявителей на то, что для осуществления вырубки необходимо получить разрешение на строительство, а не порубочный билет, суд приходит к выводу, что данный довод несостоятелен.

В настоящее время действует Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от /дата/ ... «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В данном Положении упоминается 12 разделов проектной документации. При этом такой документ, как дендроплан, не упомянут. То обстоятельство, что дендроплан не упомянут в составе «проектной документации объектов капитального строительства», лишний раз подтверждает, что работы по вырубке не относятся к работам по строительству объекта капитального строительства, и для их выполнения не требуется разрешение на строительство.

Суд считает, что работы по вырубке деревьев и кустарников не относятся к работам по строительству объекта капитального строительства, и для их выполнения не требуется разрешение на строительство, так как, в соответствии с п.2.1.Положения о защите зелёных насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области, утверждённого постановлением Главы городского округа Химки Московской области от /дата/ ..., предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть разрешена вырубка, и выдан порубочный билет: реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта при наличии дендроплана и перечетной ведомости всех зеленых насаждений, расположенных на выделяемом участке; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений при наличии согласования с Комитетом по землепользованию и охране окружающей среды; восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Московской области норм и правил при наличии согласования с Комитетом по землепользованию и охране окружающей среды; ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сетей при наличии согласования с Комитетом по землепользованию и охране окружающей среды, с последующим благоустройством и озеленением территории. То есть данный пункт Положения предусматривает, что вырубка деревьев возможна не только в результате реализации градостроительной документации, но в других случаях, что свидетельствует о том, что выдача порубочного билета возможна без выдачи разрешения на строительство.

В судебном заседании установлено, что, согласно договору от /дата/ ..., заключенному между Инвестором-Застройщиком ООО «БИЗНЕС Отели» и Заказчиком строительства ООО «Би-Пи-эС Бау», целью использования земельных участков с кадастровыми номерами ..., ..., ... является проектирование и строительство многоэтажных жилых домов с культурно – оздоровительным центром.

К материалам дела приобщена копия заявления от /дата/ на имя заместителя Главы Администрации г.о. Химки о проведении санитарной очистки и вырубки зеленых насаждений, расположенных на спорных земельных участках. К заявлению были приложены дендроплан и перечетная ведомость деревьев и кустарников.

Суд отмечает, что представленные Администрацией г.о. Химки и ООО «Би-Пи-эС Бау» документы соответствуют ч.2 ст.71 ГПК РФ, заверены надлежащим образом и не оспаривались сторонами в ходе судебного слушания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительной деятельностью признается «деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства».

Следовательно, к градостроительной документации относится документация, утверждаемая в процессе осуществления градостроительной деятельности. При осуществлении такого вида градостроительной деятельности как планировка территории разрабатывается и утверждается проект планировки. В данном случае такой проект планировки разработан и утвержден в установленном порядке.

Ранее данный проект планировки в судебном порядке не обжаловался и в настоящий момент является действительным.

Суд считает, что в действиях Администрации г.о.Химки МО и ООО «Би-Пи-эС Бау» отсутствуют нарушения действующего законодательства, регламентирующие основания и порядок выдачи порубочного билета.

Суд, считает, что при выдаче порубочного билета Администрацией г.о.Химки МО не был нарушен п.3.1 Положения «О защите зеленых насаждений и порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории г.о.Химки МО», так как граждане о предстоящей застройке были извещены надлежащим образом, по предстоящему строительству проходили общественные слушания, и граждане свободно высказывали свое мнение о строительстве. О предстоящей вырубке деревьев заявители знали с /дата/, когда стали проводиться мероприятия, направленные на предстоящее строительство, и имели возможность высказаться.

Заявители не представили в суд доказательств нарушения их прав и законных интересов в результате выдачи Администрацией г.о. Химки МО порубочного билета ООО «Би-Пи-эС Бау».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконной выдачу порубочного билета ... от /дата/, заинтересованное лицо: ООО «Би-Пи-эС Бау», отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Химкинский городской суд.

Судья Кучинский Е.Н.