ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3287/20 от 13.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-87/2021

УИД:33RS0001-01-2020-004375-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владимир 13 января 2021 года

Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Фоминой А.В.,

при секретаре Сергеевой Д.С.,

с участием

представителя истца по доверенности Жукова М.Д.,

ответчиков Фоминой И.В., Поздняковой А.А.,

представителя ответчика УФССП по Владимирской области по доверенности Емельяновой И.Н.,

представителя третьего лица УФК по Нижегородской области по доверенности Жукова М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства финансов Российской Федерации к Поздняковой Анне Анатольевне, Фоминой Ирине Викторовне, УФССП по Владимирской области о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации в результате действий (бездействий) по своевременному исполнению судебного акта,

установил:

Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с иском к Поздняковой А.А., Фоминой И.В. о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации в результате действий (бездействий) по своевременному исполнению судебного акта.

Иск мотивирован тем, что решением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № некоммерческой организации «Кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый домЪ» присуждена компенсация за нарушение права на использование в разумный срок определения Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в размере 70000 рублей, а также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. Обязанность по выплате возложена на Министерство финансов Российской Федерации.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Минфин России исполнил требования судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ, перечислив некоммерческой организации «Кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый домЪ» 76000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волго-Вятского округа установлено, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области не исполнено определение Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , которым от УФССП по Владимирской области истребованы определенные документы для сведения. Определение подлежало немедленному исполнению в соответствии со статьей 187 АПК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа посчитал, что УФССП России по Владимирской области игнорирует обязательный характер судебного акта в соответствии со ст. 16 АПК РФ.

Неисполнение УФССП России по Владимирской области определения Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № послужило основанием присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Письмом представителя Минфина России – УФК по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по Владимирской области инициирована служебная проверка.

Результаты служебной проверки УФССП России по Владимирской области были направлены в адрес Управления письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлены виновные должностные лица, в результате действий (бездействия) которых были нарушены разумные сроки исполнения требования судебного акта, а именно определения Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №

Было установлено, что судебный акт на исполнение поступил в адрес УФССП России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ. Регистрацию входящей корреспонденции осуществляла старший специалист 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Позднякова Анна Анатольевна.

В соответствии с подпунктом 3.5.5 должностного регламента старший специалист 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан осуществляет прием документов от фельдъегерской службы, почтовой связи и поступивших нарочно, проверяя целостность вложений в конверт, систематизирует документы на регистрируемые и не подлежащие регистрации, регистрирует в электронной базе данных служебные документы, обращения физических и юридических лиц.

Согласно подпункту 4.4.1 инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее - Инструкция), утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России) от ДД.ММ.ГГГГ, поступившие в центральный аппарат (аппарат управления, структурное подразделение территориального органа) Службы документы (за исключением по содержанию не относящихся к компетенции Службы, личной переписки и документов, не подлежащих регистрации, указанных в пп. 4.2.6.8 Инструкции) после их предварительного рассмотрения независимо от способа доставки подлежат регистрации.

В нарушение требований Инструкции, должностного регламента старший специалист 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Позднякова Анна Анатольевна, согласно базе данных АИС ФССП, не зарегистрировала определение Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не направила документ в структурное подразделение УФССП России по Владимирской области, в результате чего документ был попросту утерян и не исполнен в разумный срок.

Вместе с тем, из результатов проверки следует, что действия (бездействия) Поздняковой Анны Анатольевны стали возможны вследствие ненадлежащего контроля деятельности отдела со стороны начальника отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Фоминой Ирины Викторовны.

Так, согласно пункту 5.1 Инструкции контроль исполнения документов (далее - контроль) состоит из осуществляемых Управлением делопроизводства и другими структурными подразделениями центрального аппарата, уполномоченными должностными лицами подразделений аппарата управления и структурных подразделений территориального органа Службы процедур по учету, анализу сроков и качества исполнения резолюций (поручений) по входящим документам с целью укрепления исполнительской дисциплины и повышения эффективности деятельности Службы.

Из пункта 5.2 Инструкции следует, что к указанным процедурам относятся: постановка документа на контроль, предварительный контроль, предупредительный контроль, снятие документа с контроля, аналитический контроль.

Вместе с тем, из пункта 5.8 Инструкции следует, что ответственность за неисполнение, несвоевременное или ненадлежащее исполнение контрольных документов в соответствии с законодательством несут должностные лица Службы (заместители Директора, руководители подразделений, иные должностные лица, исполнители), которым адресовано поручение.

Согласно подпункту 3.7.16 должностного регламента начальника отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан именно начальник распределяет должностные обязанности между работниками отдела.

В соответствии с пунктом 5.1 должностного регламента начальник отдела несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, задачами и функциями отдела и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

Согласно подпункту 5.2.3 пункта 5.3 должностного регламента начальника отдела за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, начальник отдела несет материальную ответственность за причиненный имущественный ущерб, связанный с исполнением профессиональной служебной деятельности.

По результатам проверки начальник отдел документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Фомина Ирина Викторовна, признана виновной в нарушении требований Инструкции.

Ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения ст.ст. 15, 1081 ГК РФ истец просил взыскать в порядке регресса с Поздняковой А.А. и Фоминой И.В. солидарно в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации 76000,00 рублей.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика по делу было привлечено УФССП по Владимирской области.

В судебном заседании представитель истца Жуков М.Д., он же представляющий интересы третьего лица УФК по Нижегородской области, поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик Фомина И.В. в судебном заседании с иском не согласилась, отрицая наличие своей вины в причинении ущерба Российской Федерации, указав, что не являлась стороной по делу, рассмотренному Арбитражным судом, на судебный акт по которому ссылается в обоснование требований представитель истца. Также пояснила, что в установленном законом порядке её действия незаконными не признавались. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик Позднякова А.А. в судебном заседании возражала против требований истца в полном объеме, указав, что лично к ней, как к сотруднику УФССП на тот период, никаких документов на регистрацию из Арбитражного суда не поступало. Никаких проверок в отношении неё не проводилось, действия незаконными не признавались. В настоящее время она не является служащим УФССП по Владимирской области, так как уволилась по собственному желанию.

Представитель ответчика УФССП по Владимирской области по доверенности Емельянова И.Н., полагала Управление ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

Установлено, что решением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от ДД.ММ.ГГГГ по дела № некоммерческой организации «Кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый домЪ» присуждена компенсация за нарушение права на использование в разумный срок определения Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в размере 70000 рублей, а также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. Обязанность по выплате возложена на Министерство финансов Российской Федерации.

Из указанного решения Арбитражного суда Волго-Вятского округа ДД.ММ.ГГГГ по дела следует, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области не исполнено определение Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , которым от УФССП по Владимирской области истребованы определенные документы для сведения.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов России исполнило требования судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ, перечислив некоммерческой организации «Кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый домЪ» 76000 рублей.

На обращение руководителя УФК по Нижегородской области по факту неисполнения определение Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ руководителя Управления ФССП России по Владимирской области из содержания которого следует, что в ходе проверки установлены виновные должностные лица, в результате действий (бездействия) которых были нарушены разумные сроки исполнения требования судебного акта, а именно определения Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Было установлено, что судебный акт на исполнение поступил в адрес УФССП России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ. Регистрацию входящей корреспонденции осуществляла старший специалист 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Позднякова Анна Анатольевна, которая в нарушение требований Инструкции, должностного регламента, согласно базе данных АИС ФССП, не зарегистрировала определение Арбитражного суда Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , не направила документ в структурное подразделение УФССП России по Владимирской области, в результате чего документ был попросту утерян и не исполнен в разумный срок.

Вместе с тем, из результатов проверки следует, что действия (бездействия) Поздняковой Анны Анатольевны стали возможны вследствие ненадлежащего контроля деятельности отдела со стороны начальника отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Фоминой Ирины Викторовны. По результатам проверки начальник отдел документационного обеспечения и работы с обращениями граждан - Фомина Ирина Викторовна, признана виновной в нарушении требований Инструкции. (л.д.17-19)

В соответствии с Заключением по результатам служебной проверки в отношении заместителя начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращения граждан и организаций Фоминой И.В., последняя не была привлечена к дисциплинарной ответственности, в виду того, что с момента совершения дисциплинарного проступка прошло более шести месяцев. Кроме того, приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Фомина И.В. уволена с государственной гражданской службы УФССП по Владимирской области в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и в Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области» Фомина И.В. назначена на должность заместителя начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций.

Что касается действий Поздняковой А.А., служебная проверка в отношении неё не проводилась, в виду того, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к Позднякова А.А. уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе.

В судебном заседании ответчик Позднякова А.А. возражала относительно доводов представителя истца, указала, что ни о какой служебной проверки ей не было известно, каких либо замечаний в ее адрес в период трудовой деятельности в УФССП по Владимирской области по данному факту не поступало.

Между тем, по мнению представителя истца на ответчиков Фомину И.В. и Позднякову А.А. должна быть возложена обязанность по возмещению ущерба в заявленном размере, причиненного их действиями (бездействиями) Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).

Реализуя названные предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в статьях 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, в том числе судебной, и их должностных лиц.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах").

Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

На основании пункта 3 статьи 10 названного Закона нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.

Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах").

Согласно положениям статьи 1081 Гражданского кодекса РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (часть 1).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (часть 3.1).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Исходя из изложенного, нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.

Специальными законами материальная ответственность должностных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации не регулируется, поэтому при рассмотрении данного дела применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Статьей 241 Трудового кодекса РФ определено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 242 Трудового кодекса РФ).

Статьей 243 ТК РФ предусмотрены случаи полной материальной ответственности работников. Ни одного из указанных в данной статье оснований применения полной материальной ответственности ответчика не имеется.

Пунктом 2 ст. 1064 ГК РФ установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Поскольку законом не установлена безвиновная ответственность лица, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда по основаниям, предусмотренным ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, то для ответственности в порядке регресса по п. 3.1. ст. 1081 ГК РФ необходимо установление вины таких должностных лиц.

Таким образом, условиями взыскания в порядке регресса вреда, причиненного должностным лицом, является противоправность действий, вина, наличие убытков, доказанность их размера, при этом данные обстоятельства должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда о признании незаконными действий, в данном случае заместителя начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций, Фоминой И.В. и старшего специалиста 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Владимирской области Поздняковой А.А.. Необходимым условием для обращения с требованием в порядке регресса является фактическое возмещение вреда за счет казны Российской Федерации.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на доказанность факта незаконности действий ответчиков.

Между тем, доводы истца суд находит несостоятельными, поскольку действия (бездействия) начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций, Фоминой И.В. и старшего специалиста 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Владимирской области Поздняковой А.А. незаконными не признавались, решение суда по оспариванию их действий (бездействий) отсутствует.

Наличия вины ответчиков в причинении материального ущерба государству никаким судебным актом не установлено.

В рамках проведенной служебной проверки начальник отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Фомина И.В. к дисциплинарной ответственности не привлекалась. В отношении старшего специалиста 1 разряда отдела документационного обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП по Владимирской области Поздняковой А.А. служебная проверка не проводилась, поскольку на момент её проведения ответчик Позднякова А.А. не являлась государственным служащим УФССП России по Владимирской области.

Кроме того, при рассмотрении дела № Арбитражным судом Волго-Вятского округа ответчики Фомина И.В. и Позднякова А.А. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле не привлекались.

В свою очередь, для наступления ответственности лиц, выполнявших служебные обязанности в порядке регресса по п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ их действия, которыми причинен вред, должны быть незаконными, противоправными с позиций той отрасли права, нормами которой осуществляется их регулирование.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Установление наличия вины должностных лиц в совершенном действии (бездействии) повлекших причинение вреда относится к юридически значимым обстоятельствам, однако эти обстоятельства в нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец в суде не доказал.

Учитывая изложенное, исковые требования к Поздняковой А.А. и Фоминой И.В. удовлетворению не подлежат.

Кроме того, УФССП по Владимирской области не может выступать ответчиком по заявленным требованиям о взыскании ущерба в порядке регресса, поскольку денежные средства, находящиеся в распоряжении Управления принадлежат казне Российской Федерации, и соответственно, не могут быть взысканы в пользу казны Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Министерства финансов Российской Федерации к Поздняковой Анне Анатольевне, Фоминой Ирине Викторовне, УФССП по Владимирской области о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации в результате действий (бездействий) по своевременному исполнению судебного акта - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В.Фомина

Мотивированное решение принято 20.01.2021.