ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3289 от 04.08.2010 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-3289/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2010 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.,

при секретаре Васильковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области об оспаривании в части Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания), утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм,

установил:

Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания), утв. постановлением администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм, с учетом дополнений прокурор Смоленской области просил признать пп.1,2, 5, 6, 7 п.2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания) противоречащим Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», и недействующим с момента издания. В обоснование заявления прокурор Смоленской области указал, что предусмотренные пп.1,2, 5, 6, 7 п.2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)» требования о предоставлении дополнительных документов противоречат Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», поскольку закон для получения архитектурно- планировочного задания предусматривает предоставление застройщиком таких документов как соответствующее заявление и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Представитель прокурора Смоленской области Афанасьева Т.В. заявление поддержала, указав, что законодатель не предусмотрел возможности истребования органами, ведающими вопросами архитектуры и градостроительства, иных документов, помимо тех, которые указаны в самом федеральном законе. Расширительный перечень документов, предусмотренных по пп.1,2, 5, 6, 7 п.2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания», нарушает права граждан на своевременное и надлежащее получение муниципальной услуги по выдаче архитектурно-планировочного задания.

Представитель Администрации г.Смоленска Решетняк Н.В. заявленные требования не признала, пояснив, что пп.1,2, 5, 6, 7 п.2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания» предусмотрены те документы, которые являются основанием для правильного составления архитектурно-планировочного задания, они дополняют указанный в законе перечень документов, необходимый для выдачи архитектурно-планировочного задания.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По правилам ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)», который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги по оформлению и выдаче архитектурно-планировочного задания на архитектурный объект, для строительства, реконструкции которого требуется разрешение на строительство.

Постановление Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм вступило в законную силу со дня опубликования 21 мая 2010 года в газете «Рабочий путь».

Пункт 2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)» предусматривает, что к заявлению застройщика о выдаче архитектурно-планировочного задания прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина (для юридических лиц - учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации); при подаче Заявления представителем застройщика - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя (для физических лиц);

2) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц);

3) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы (копии свидетельства о государственной регистрации права; договора аренды) на реконструируемый архитектурный объект и земельный участок;

4) разрешение собственников земельного участка на проектирование на этом земельном участке;

5) технический паспорт объекта (выписка из технического паспорта объекта), выданный Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ";

6) план (схема) земельного участка с границами предоставленного для проектирования земельного участка;

7) заключение СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" о допустимости проведения перепланировки (реконструкции), если этот объект является памятником архитектуры, истории или культуры.

Получателями муниципальной услуги по предоставлению архитектурно-планировочного задания являются физические и юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство (п. 1.5 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)».

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяет права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (владельцев) архитектурных объектов.

В соответствии с абз.4 п.3 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Подпункты 1,2,5,6,7 пункта 2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания) противоречат абз.4 п.3 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", устанавливая обязанность граждан и организаций по предоставлению дополнительных документов для выдачи архитектурно- планировочного задания.

Следует признать недействующими с момента издания документа подпункты 1 и 2 пункта 2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)», предусматривающие обязанность предоставления копии документа, удостоверяющего личность гражданина (для юридических лиц - учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации); при подаче заявления представителем застройщика - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя (для физических лиц), а также предоставление копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц).

Подготовка архитектурно- планировочного задания должна осуществляться как юридически значимое действие при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителей физического и юридического лица, а также документов, которые определяют правоспособность учреждений и организаций, позволяющих обеспечить доступность и качество услуги. Установление личности производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося с заявлением, и подлежат предъявлению указанными лицами при обращении с заявлением. Изложенное следует из положений ст.ст.19, 21, 49, 52 ГК РФ, которыми определен правовой статус гражданина и юридического лица как субъектов гражданских правоотношений.

Вместе с тем, изготовление и представление вышеуказанных документов в виде их копий является правом этих лиц и не может быть отнесено к числу обязательных документов, на основании которых проводится подготовка архитектурно-планировочного задания.

Подпункты 5, 6 и 7 пункта 2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)» следует признать противоречащим федеральному закону, поскольку предоставление таких документов как технический паспорт объекта (выписка из технического паспорта объекта), выданный Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и план (схема) земельного участка с границами предоставленного для проектирования земельного участка, а также заключение СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" о допустимости проведения перепланировки (реконструкции), если этот объект является памятником архитектуры, истории или культуры, не предусмотрены абз.4 п.3 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

В абз.4 п.3 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень документов, которые необходимы для выдачи архитектурно-планировочного задания - заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

В нарушение абз.4 п.3 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" оспариваемые пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания)» по своему буквальному толкованию расширяют перечень документов, которые являются основанием для выдачи архитектурно -планировочного задания, ограничивая право граждан и организаций на получение архитектурно- планировочного задания.

При таких установленных судом обстоятельствах заявление прокурора Смоленской области об оспаривании в части Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания), утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ,

решил:

заявление прокурора Смоленской области об оспаривании в части Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания), утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм удовлетворить.

Признать пп.1,2, 5, 6, 7 п.2.5.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка АПЗ (архитектурно-планировочного задания), утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29 января 2010 года №134-адм, противоречащим Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и недействующим с момента издания.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий К.М.Макарова