ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3289/2023 от 23.11.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2-3289/2023~М-2983/2023

86RS0-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2023 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к администрации города Нефтеюганска об обязании предоставить собственнику жилье взамен аварийного,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Нефтеюганска об обязании предоставить собственнику жилье взамен аварийного.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по (адрес) на основании договора купли-продажи от 28.05.2015г. Распоряжением администрации города Нефтеюганска от (дата)-р указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Нефтеюганска от (дата)-п «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 667+/- 6 кв. м, расположенного по (адрес) жилых помещений, в том числе жилого помещения , заключении соглашений об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд с правообладателями изымаемой недвижимости.

Согласно отчету об оценке объекта оценки от 19.07.2023г., выполненному ООО «(иные данные)», рыночная стоимость квартиры и земельного участка на дату оценки составляет 1 190 000 рублей.

29.06.2023г. истцами был получен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с выплатой выкупной цены в размере 1 190 000 рублей, но данное соглашение истцы не подписали, считают, что они имеют право на получение иного жилья, взамен изымаемого.

Истцы просят суд обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить им взамен непригодного жилого помещения, расположенного по (адрес), другое равнозначное жилое помещение в собственность в городе Нефтеюганске, общей площадью не менее 12,0 кв.м., состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска.

В письменных возражениях ответчик не согласился с требованиями по следующим основаниям. Жилое помещение, расположенное по (адрес), принадлежит на праве собственности истцам на основании договора купли продажи от 28.05.2015г., право зарегистрировано 01.06.2015.

Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации города Нефтеюганска от (дата)-р (с изм. от (дата)-р ).

Собственникам было вручено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки от 19.07.2023г., выписки из ЕГPH на земельный участок и жилое помещение. Согласно соглашению, размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение для собственников составляет 1 190 000 руб., то есть равен цене приобретения квартиры и при этом положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ применению не подлежат. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Дело рассмотрено в отсутствие истцов, представителя ответчика администрации города Нефтеюганска, надлежащим образом извещенных, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 8, 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Как разъяснено в п.п. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из названных норм материального права и положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что включение многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая ФИО6 квартира, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности сторон по соблюдению общих положений жилищного законодательства, в том числе и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Более того, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).

Истцы на выкуп принадлежащего им жилого помещения не согласны, избрали иной способ реализации жилищных прав – путем предоставления им взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного равноценного и равнозначного жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истцы являются собственниками жилого помещения общей площадью 12,0 кв.м., расположенного по (адрес), на основании договора купли-продажи от 28.05.2015г., зарегистрированном в Росреестре 01.06.2015. Стоимость квартиры 1 190 000 руб.

Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 13.11.2014 № 217-р вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с п.2.2 вышеуказанного распоряжения на Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Нефтеюганска возложена обязанность организации отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в сроки, предусмотренные муниципальной адресной программой, утвержденной постановлением администрации города Нефтеюганска от 30.04.2019 № 228-п «Об утверждении адресной программы города Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» и физический снос многоквартирных домов после отселения…»

26.09.2023 Департамент муниципального имущества города Нефтеюганска направил в адрес истцов уведомление об изъятии земельного участка и расположенных на них объектах недвижимого имущества для муниципальных нужд и соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, согласно которому размер возмещения за изымаемую недвижимость определен на основании отчета об определении размера возмещения за изымаемый объект оценки от 19.07.2023г. и составляет 1 190 000 руб., размер возмещения ответчиком определен в 1 190 000 рублей.

В связи с возражениями истцов указанное соглашение сторонами не подписано.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В установленные действующим законодательством сроки собственниками многоквартирного дома не был осуществлен снос или реконструкция дома подлежащего сносу (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с чем департаментом осуществляется изъятие у собственников, в том числе у истцов, объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

До настоящего времени соглашение об изъятии недвижимого имущества между сторонами не подписано, что свидетельствует об отсутствии соглашения по порядку изъятия спорных объектов недвижимого имущества.

Учитывая, что процедура изъятия муниципалитетом соблюдена, что сторонами не оспаривается, спорный жилой дом включен в адресную программу по расселению граждан из аварийного жилого фонда, учитывая, что истцы избрали способом реализации жилищных прав предоставление взамен изымаемого имущества жилого помещения, иск подлежит удовлетворению.

При этом, основания для применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 ст.32 ЖК РФ отсутствуют, поскольку договор купли-продажи заключен истцом до введение в действие указанной части в статью закона, тогда как акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации города Нефтеюганска об обязании предоставить собственнику жилье взамен аварийного удовлетворить.

Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3,, ФИО4, ФИО5, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по (адрес), другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12,0 кв.м., находящееся в черте города Нефтеюганска.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева