ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/17 от 29.11.2017 Красновишерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-328/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красновишерск 29 ноября 2017 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Сурановой Е.П.

с участием истца Ивановой С.В.

представителя истца Хохлова С.Н.

представителя ответчика - администрации Красновишерского муниципального района

Кислицына Р.В.

при секретаре Собяниной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело

по иску Ивановой С.В. к администрации Красновишерского городского поселения Пермского края о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова С.В. обратилась в суд с иском к администрации Красновишерского городского поселения Пермского края об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании на основании ст. 41 ГК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим в связи с внесением изменений в Устав Красновишерского городского поселения Пермского края, ответчиком по делу привлечена администрация Красновишерского муниципального района Пермского края.

Исковые требования мотивированы тем что истица является матерью и опекуном И.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>. С 2003 года состояла на учете в администрации Красновишерского городского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, что проживала в доме, не отвечающем санитарным и техническим требованиям по адресу <адрес>. Постановлением главы администрации Красновишерского городского поселения от 1304.2017 г. № 173 она была снята с учета в качестве нуждающейся из общей и льготной очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. Просит признать решение о снятии с учета на улучшение жилищных условий, поскольку оснований для снятия ее с сыном с учета не имеется, основания, которые давали им право на получение жилого помещения с 2003 года не изменились, так как жилое помещение по адресу <адрес> не изменились жилое помещение не отвечает предъявляемым санитарным и техническим требованиям. Просит признать незаконным снятие её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях в общем и льготном списке инвалидов труда, детства, общего заболевания.

В судебном заседании истица Иванова С.В. в обоснование иска привела доводы аналогичные исковому заявлению, кроме того, пояснила, что в квартире по адресу <адрес> она проживала с 1989 года, в качестве члена семьи – своего мужа. Позднее он был признан судом безвестно отсутствующим, в квартире проживала она с сыном- инвалидом детства. С 2003 года она с сыном начала проживать по адресу <адрес>, в квартире своих родственников, в 2008 году данную квартиру она приняла в наследство, является единственным собственником данной квартиры. В квартире проживает с сыном И.С., сожителем, который в квартире зарегистрирован. Она с сыном зарегистрированы по адресу <адрес>, имеется договор социального найма данного помещения, но в связи с тем, что квартира неблагоустроенная, она там не проживает. О том, что она приобрела в собственность жилое помещение, она в администрацию городского поселения не сообщала, не считала это обязательным. 13 апреля 2017 года она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, считает, что это решение незаконное, так как квартира по <адрес> находится в доме, не отвечающим техническим и санитарным требованиям, она с сыном в силу его заболевания там жить не могут, нет водоснабжения, канализации в доме. Просит восстановить ее в очереди на получение жилого помещения.

Представитель истицы Хохлов С.Н. поддержал доводы истицы, дополнив, что вышеуказанное постановление вынесено длительный период после приобретения истицей квартиры, а не через тридцать рабочих дней. Кроме того, истица не может быть снята с учета на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данный пункт не применим к лицам, поставленным на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в данном случае к истице. Оспариваемое постановление не отвечает требованиям законодательства и подлежит отмене.

Представитель ответчика администрации Красновишерского муниципального района Кислицын Р.В. с иском не согласен. Полагает основание, по которому истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было установлено в судебном заседании, истица приобрела в собственность благоустроенное жилое помещение. Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истице право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в настоящее время утрачены ею. Она приняла в наследство жилое помещение, вселилась, при том, что учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, составляет в соответствие с Пермского края от 24 мая 2006 года N 30 "Об установлении нормы предоставления и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 8 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Общая площадь квартиры, находящаяся в собственности истицы, свидетельствует, что обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью в пределах установленного норматива, даже с учетом дополнительной площади, которая предусмотрена для инвалидов.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства приходит к следующему.

Истица поставлена была на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период действия положений Жилищного кодекса РСФСР – 24 января 2003 года.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

Согласно положению Решения Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 24 мая 2006 года N 30 "Об установлении нормы предоставления и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 8 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. ( л.д 87)

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В судебном заседании установлено.

24.01.2003 Иванова С.В. обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление было рассмотрено 29.01.2003. (л. д. 54)

Истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в период проживания по адресу: <адрес> в общую и в льготную очередь с 24.01.2003 года.

Постановлением Главы администрации Красновишерского городского поселения от 13.04.2017 № 173 Иванова С.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящую в общем и льготном списке инвалидов труда, детства, общего заболевания на основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2994 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».( л. д. 56, 79-82)

Доводы стороны истца что квартира по адресу: <адрес> не является пригодной для проживания, судом были исследованы, из Акта обследования помещения от 27.11.2017, проведенной межведомственной комиссией администрации Красновишерского муниципального района следует, что квартира требует капитального ремонта – квартира не подключена к системе центрального водоснабжения и водоотведения. В связи с этим комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания семьи с ребенком –инвалидом из-за отсутствия внутридомовых централизованных инженерных сетей. (л д. 88, 89)

Вселение истицей сына в квартиру, которую она приняла в наследство, оформила ее в свою собственность, следует оценивать, как вселение члена семьи его собственником, возможности иной оценки данного обстоятельства не усматривается. Из пояснений истицы в судебном заседании и из материалов дела следует, что она является опекуном своего сына, и самостоятельное проживание его она исключает. ( л.д.54,55)

Также заслуживает внимание тот факт, что договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес> на семью из двух человек с наймодателем - администрацией Красновишерского городского поселения был заключен ею 4 августа 2010 года, на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения от 02.11.2009 года № 238 (л.д. 51-52), при том, согласно Выписки из ЕГРН, пояснениям Ивановой С.В., она имела в собственности однокомнатную квартиру с 26.09.2008 года и проживала в ней с 2003 года. (л. д. 83-86)

Разрешая спор, суд исходит из отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом принимается во внимание, что обеспеченность общей площадью жилого помещения, находящейся в ее собственности, у каждого члена семьи истицы составляет более 16 кв. м, что более учетной нормы - 8 кв. м.

Истица Иванова С.В., признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2003 году, в 2008 году приобрела в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган, и сохранив тем самым за собой вместе с сыном право состоять на жилищном учете.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим заявление истицы, о невозможности проживания в квартире, которой она была обеспечена по договору социального найма в связи с ее неблагоустроенностью (отсутствие централизованного водоснабжения и водоотведения) не могло явиться основанием для исключения приобретенного истицей в собственность жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения.

Из изложенного следует, что приобретенная в собственность Ивановой С.В. квартира подлежала учету при рассмотрении вопроса об обоснованности сохранения права на получение жилого помещения по договору социального найма.

В связи с чем, Иванова С.В. утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункты 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР) и была обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 195,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ивановой С.В. в удовлетворении иска к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.

Судья Е.П. Суранова