Дело №2-328/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,
при секретаре Марфиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Инзенская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ю.Т. Алашеева о возложении обязанности обеспечить тетрадями для самостоятельной работы, взыскании издержек на приобретение тетрадей, компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Инзенская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ю.Т.Алашеева (Далее – МБОУ «ФИО2 №1») о возложении обязанности обеспечить тетрадями для самостоятельной работы, взыскании издержек на приобретение тетрадей, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование исковых требований указала, что ее несовершеннолетняя дочь А.А. является ученицей начальных классов МБОУ «ФИО2 №1». С первого класса на родительских собраниях родителей просят покупать за свой счет рабочие тетради на печатной основе по списку учителя, аргументируя это тем, что у школы на эти цели нет денежных средств. Таким образом, в первом классе она (истица) за свой счет покупала учебные пособия, а именно рабочие тетради на печатной основе по общеобразовательным предметам: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. На общую сумму 1730 руб.
Сотрудник ответчика С.А.Б., в своей работе в 2016-2017 учебном году применяла авторскую программу УМК «Перспективная начальная школа», которую реализовала с использованием рабочих тетрадей на печатной основе. Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Приказ Минобрнауки Российской Федерации 373 от 6 октября 2009 года». Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»: УМК по каждому учебному предмету включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). В аннотации рабочих тетрадей указано на то, что тетрадь для самостоятельной работы является необходимым дополнением к учебнику; составной частью учебно-методического комплекта системы «Перспективная начальная школа».
На родительском собрании в конце 2016-2017 учебного года учитель С.А.Б. всем родителям раздала списки с перечнем рабочих тетрадей на печатной основе за второй класс.
02.03.2017 она (истица) написала заявление на имя директора школы с просьбой не возлагать издержки по закупке рабочих тетрадей на печатной основе. 05.04.2017 получила ответ от директора В.Е.Н. о том, что тетради на печатной основе (УМК «Перспективная начальная школа») не входят в обязательный перечень учебников и учебных пособий, утвержденных приказом директора МБОУ ФИО2 №1 от 01.07.2016 года №..., поэтому не приобретаются образовательной организацией.
12.04.2017 она обращалась в Инзенскую межрайонную прокуратуру с заявлением о неправомерных действиях администрации МБОУ «ФИО2 №1», предлагающей приобретать учащимся 1 класса рабочие тетради за свой счет. 17.04.2017 получила извещение из Прокуратуры Инзенского района о том, что обращение направили в Управление образования МО «Инзенский район» Т.М.М. 04.05.2017 получила ответ из Управления образования Муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
29.05.2017 обратилась в прокуратуру Ульяновской области с просьбой провести проверку и защитить права своего ребенка на бесплатное образование. 16.06.2017 получила извещение о том, что в Инзенскую межрайонную прокуратуру из прокуратуры области поступило обращение ФИО1, которое было перенаправлено Министерству образования и науки Ульяновской области.
13.07.2017 получила ответ из Министерства образования и науки Ульяновской области, в котором было принято решение об обеспечении А.А. рабочими тетрадями на печатной основе к 2017-2018 учебному году. 30.09.2017 ей стало известно, что использование рабочих тетрадей в образовательной деятельности в МБОУ «ФИО2 №1» на основании приказа директора школы № ... от 01.09.2017 предусмотрено для выполнения самостоятельных работ только в домашних условиях. Обещанные рабочие тетради на печатной основе, согласно протоколу заседания совета отцов от 27.06.2017 № ..., директором школы нам так и не были предоставлены.
В течение 2017-2018 учебного года С.А.Б. продолжала использовать рабочие тетради на печатной основе в процессе обучения, задавала домашние задания, ставила оценки в электронный дневник, о чем свидетельствуют фотографии из электронного дневника на сайте «Сетевойгород73» приложение 13.
На классном родительском собрании 14.03.2018 С.А.Б. раздала списки с перечнем рабочих тетрадей на печатной основе за третий класс и объявила всем родителям, что вся отработка навыков идет в рабочих тетрадях. Это такое методическое пособие, без которого нельзя обойтись во время обучения и они обязательно должны быть на уроке на следующий 2018-2019 учебный год.
Она (истица) не согласна приобретать рабочие тетради на печатной основе за свой счет. Если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета, иначе их использование является неправомерным в рамках образовательного процесса.
В течение 2017-2018 учебного года дочь начала жаловаться на то, что она находится не в равных условиях на уроке по отношению к одноклассникам в школе. Не участвует вместе с ними в учебном процессе в выполнении заданий учителя по основным предметам школьной программы, а в частности по рабочим тетрадям на печатной основе, которые должны предоставляться школой бесплатно, если они используются в учебном процессе. В то время, когда остальные ученики выполняют задания в рабочих тетрадях на печатной основе (которыми их обеспечили родители за свой счет), ее дочь не имеет возможности вместе с одноклассниками осваивать учебные задания по основным предметам из-за отсутствия рабочих тетрадей. В результате заметно снизилась успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом. За отсутствие выполненных заданий в рабочей тетради учитель ставит неудовлетворительные оценки в электронный дневник и школьный дневник ученика А.А.. Более того, дочь потеряла интерес к предметам, по которым у нее отсутствуют рабочие тетради на печатной основе. По предмету английский язык УМК «Английский с удовольствием» дочь единственная в классе, кому не задают домашние задания, из-за отсутствия рабочей тетради, в результате чего оценка за четверть на бал ниже. В учебнике по предмету английский язык автора ФИО3 после упражнений идет ссылка о выполнении домашней работы в рабочей тетради.
В связи с этим дочь подвержена нравственным переживаниям, которые истица оценивает в 15000 рублей.
Ссылаясь на ст.ст.18, 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», просит суд:
-обязать МБОУ «ФИО2 №1» предоставить несовершеннолетней А.А. учебные пособия в соответствии с требованиями учебной программы учителя, а именно рабочие тетради для третьего класса УМК «Перспективная начальная школа»;
-взыскать с МБОУ «ФИО2 №1» издержки по приобретению учебных пособий за первый класс в размере 1730 рублей;
-взыскать с МБОУ «ФИО2 №1» денежную компенсацию морального ущерба в размере 15 000 рублей;
-взыскать с МБОУ «ФИО2 №1» расходы на оплату госпошлины в размере 700 рублей.
Истица ФИО1 в судебном заседании требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – МБОУ «ФИО2 №1», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ФИО2 №1» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, а также с учётом особенностей МБОУ «ФИО2 №1», образовательных потребностей и запросов обучающихся, концептуальных положений УМК. Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) принята на заседании Педагогического Совета МБОУ «ФИО2 №1» (Протокол №1 от 28.09.2017) и утверждена директором школы (Приказ № ... от 28.09.2017). В МБОУ «ФИО2 №1» разработано Положение о рабочей программе по учебному предмету. Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения Рабочих программ учебных предметов (курсов). Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана МБОУ «ФИО2 №1». Функции рабочей программы:
-нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-функции программы определяют следующие требования к ней:
-наличие признаков нормативного документа:
-учёт основных положений образовательной программы МБОУ «ФИО2 №1» и примерной программы по предмету;
Данное положение устанавливает четкую структуру рабочей программы педагога. Структура:
Титульный лист.
Пояснительная записка, которая включает в себя:
-общие цели начального общего образования и основного общего с учётом специфики учебного предмета, курса:
-место учебного предмета, курса в учебном плане;
-учебно-методическое обеспечение;
-планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (предметные, метапредметные. личностные);
-содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
-календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В разделе 2 в подразделе учебно-методическое обеспечение учителя указывают учебник и методическое пособие. Тетради на печатной основе не указываются.
Данное Положение принято на заседании Педагогического совета МБОУ «ФИО2 №1» (Протокол №1 от 29.08.2016) и утверждено директором школы (Приказ №... от 01.09.2016).
Соблюдая Положение о рабочей программе по учебному предмету, педагоги школы разрабатывают рабочие программы по предметам. Например, рабочая программа учебного предмета «Русский язык 2 класс» составляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы по русскому языку ФИО4, ФИО5, ФИО6. ФИО7, ФИО8 - «Программы по учебным предметам» Основной образовательной программы НОО МБОУ ФИО2 № 1 имени Ю.Т. Алашеева.
Рабочие программы в 2017-2018 учебный год были рассмотрены на собрании учителей начальных классов (Протокол №1 от 25.08.2017), согласованы с зам. директора по УВР 28.08.2017 и утверждены директором школы (Приказ №... от 1.09.201 7).
Поскольку в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ФИО2 № 1 в разделе Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы в учебно-методическом комплекте не указаны тетради на печатной основе, то школа не должна покупать эти тетради, иначе эго будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц – Администрации МО «Инзенский район», Управления образования МО «Инзенский район», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Частью 2 ст.43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно п.п.«а» п.1 ч.13 ст.108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что дочь истицы ФИО1 – А.А. является ученицей МБОУ «ФИО2 №1», в 2016-2017 учебном году обучалась в 1 классе, в 2017-2018 учебном году – во 2 классе. В настоящее время переведена в 3 класс.
Истицей предоставлен чек от 08.07.2016 на приобретение учебных пособий - рабочих тетрадей на печатной основе по общеобразовательным предметам: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. На общую сумму 1730 руб.
В судебном заседании установлено и не отрицается свидетелем – учителем начальных классов С.А.Б., что перед началом учебного года родителям объявляется список необходимых к приобретению тетрадей для самостоятельной работы. Указанные в чеке истицы тетради для самостоятельной работы использовались в учебном году 2016 -2017.
01.09.2017 директором МБОУ «ФИО2 №1» В.Е.Н. издан приказ, согласно которому рабочие тетради на печатной основе использовать только для выполнения домашних заданий в домашних условиях.
В 2017-2018 учебном году истицей рабочие тетради не приобретались. Согласно показаниям свидетеля С.А.Б. для обеспечения дочери истицы рабочими тетрадями, отдельные листы распечатывались и передавались ученице для выполнения заданий.
Приказом директора «ФИО2 №1» от 10.05.2018 классному руководителю дочери истицы С.А.Б. объявлен выговор за нарушение приказа от 01.09.2017 «Об использовании рабочих тетрадей на печатной основе».
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждены Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В силу положений п.п.2 и 9 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п.26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
- учебник;
- учебное пособие;
- практикум.
Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.
Таким образом, ГОСТу 7.60-2003 и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел ("рабочая тетрадь" и "практикум", соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.
В силу положений п.п.1 и 2 ч.4 ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В судебном заседании установлено, что в МБОУ «ФИО2 №1» обучение учеников первых, вторых и третьих классов производится по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа».
Согласно информации, размещенной в общедоступных сайтах сети «Интернет», комплект учебников УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя:
1 класс:
-Азбуку, Русский язык;
-Литературное чтение;
-Математику;
-Окружающий мир;
-Изобразительное искусство;
-Музыку;
-Технологию;
-Физическую культуру.
2 класс:
-Русский язык;
-Литературное чтение;
-Математику;
-Информатика и ИКТ;
-Окружающий мир;
-Изобразительное искусство;
-Музыку;
-Технологию;
-Физическую культуру;
-Английский язык.
При этом в комплекс учебников по всем предметам входят тетради для самостоятельных работ (рабочая тетрадь),
Сама по себе рабочая тетрадь, являясь самостоятельным видом учебного издания, имеет особый дидактический аппарат, способствует самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (п. 3.2.4.3.4.2.3 ГОСТа).
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 1997 года N 740/14-12 использование рабочих тетрадей в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что образовательный процесс и реализация гарантии общедоступности и бесплатности образования, в рамках установленных стандартов и требований, МБОУ «ФИО2 №1» обеспечиваются.
Поскольку рабочие тетради являются приложением к учебнику и не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Инзенская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Ю.Т. Алашеева оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья