ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/19 от 08.11.2019 Пудожского районного суда (Республика Карелия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2019 года г.Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Белокуровой О.С.,

при секретаре Игроковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Пудожскому районному потребительскому обществу об обязании провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения,

установил:

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось в суд с исковым заявлением о возложении на Пудожское районное потребительское общество обязанности провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения. В обоснование требований указало, что Управление по охране объектов культурного наследия РК является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. По адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, Пудожское городское поселение, <адрес> располагается объект, который является объектом культурного наследия регионального значения с наименованием «Лавка торговая купца ФИО1» (конец XIX века начало XX века). Собственником данного объекта культурного наследия является Пудожское районное потребительское общество. По адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, Пудожское городское поселение, <адрес> располагается объект, который является объектом культурного наследия регионального значения с наименованием «Лавка торговая» (кон. XIX в.). Собственником данного объекта культурного наследия является Пудожское районное потребительское общество. В целях осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управлением был осуществлен выезд с целью проверки состояния вышеуказанных объектов. Согласно Актам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 08.05.2019 общее состояние объектов оценивается как неудовлетворительное. Установлена необходимость провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая» с учётом требований действующего законодательства. Также отмечена необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1» с учётом требований действующего законодательства. Ссылаясь на ст.44 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ №73ФЗ) просит обязать Пудожское районное потребительское общество, собственника объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», (конец XIX века - начало XX века), расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, Пудожское городское поселение, <адрес>, и «Лавка торговая» (кон. XIX в.), расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, Пудожское городское поселение, <адрес>, провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, а именно: 1) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1» (конец XIX века - начало XX века): в срок до 31 декабря 2019 года провести работы по ремонту фасадов, з том числе декоративных элементов (с учетом требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия); 2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая» (кон. XIX в.): в срок до 31 декабря 2019 года провести первоочередные работы по ремонту фасадов и кровли; в срок до 31 января 2020 года разработать научно-проектную документацию на проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия; в срок до 31 декабря 2020 года провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.

23.10.2019 истцом уточнены исковые требования, в которых он просит обязать Пудожское районное потребительское общество, собственника объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес> в соответствии с требованиями ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок до 31 декабря 2020 года

В судебном заседании представитель истца - Управления по охране объектов культурного наследия РК уточненные исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске. Дополнительно указал, что отсутствие охранного обязательства не освобождает собственника здания от обязанности по его сохранению, как объекта культурного наследия. Просил учесть, что ответчику направлялись сведения о постановке на государственный учет в качестве памятника градостроительства и архитектуры объектов культурного наследия регионального значения в отношении «Лавка торговая купца ФИО1» и «Лавка торговая» от 22.07.1998. Указал, что истец заявил исковые требования с учетом положений ст.45 ФЗ №73ФЗ, поскольку выбрал именно такой способ защиты права, в связи с чем не считает целесообразным изменять требования в соответствии со ст.54 ФЗ №73. Просил исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - Пудожского районного потребительского общества с исковыми требованиями не согласился, указав, что ответчику не было известно о наличии статуса объектов культурного наследия регионального значения в отношении «Лавка торговая купца ФИО1» и «Лавка торговая», которые ими использовались под торговую деятельность. Полагает, что в порядке ст.54 ФЗ №73-ФЗ истец мог заявить исковые требования об изъятии у собственника объектов, поскольку ответчик не имеет материальной возможности произвести работы по сохранению объектов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 № 123-П Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее - Управление) является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).

Управление осуществляет полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Карелия, и федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.08.2000 № 214-П представленный Министерством культуры Республики Карелия по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации памятник архитектуры и истории с наименованием «Лавка торговая купца ФИО1» (конец XIX века - начало XX века) по адресу: <адрес> включен в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.05.1998 № 333 представленный Министерством культуры Республики Карелия по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации памятник истории, архитектуры и археологии с наименованием «Лавка торговая» (кон. XIX в.) по адресу: <адрес> включен в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ФГИС ЕГРН от 07.08.2019, предоставленной истцом, по РК по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание, магазин, 1918 года постройки, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , инвентарным , условным , правообладателем которого является Пудожское районное потребительское общество, вид, номер и дата государственной регистрации - собственность от 13.01.2010.

По выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ФГИС ЕГРН от 27.03.2019, предоставленной истцом, по РК по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание, магазин, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , инвентарным , условным , правообладателем которого является Пудожское районное потребительское общество, вид, номер и дата государственной регистрации – собственность от 28.12.2010.

Копией паспорта памятника истории и культуры РФ Отдела охраны недвижимых памятников истории и культуры, составленного 15.12.2002, подтверждается, что по адресу: <адрес>, расположен памятник архитектуры «Лавка торговая ФИО1.» (конец 1890-х г.г.), характер современного использования – магазин. Здание лавки деревянное, одноэтажное с мезонинами. Прямоуголный в плане объем основного помещения покрыт четырехскатной вальмовой стропильной крышей, над которой возвышаются два крестообразно расположенных мезонина в одном уровне, покрытых двухскатными кровлями. Продольный мезонин возвышается по центру торцовых фасадов, поперечный смещен вглубь двора. Стены здания рублены из круглого леса «в обло», обшиты вагонкой «в елочку» с выделением филенчатых пилястр на углах и в местах перерубов стен, укрепленных элементами со сквозной и контурной резьбой. Постановлением Правительства РК от 08.08.2000 № 214-П здание принято под охрану. На балансе Пудожского райпо, использование - магазин.

Согласно копии паспорта памятника истории и культуры РФ Управления охраны культурного наследия, составленного 11.10.1994, подтверждается, что по адресу: <адрес>, расположен памятник архитектуры «Лавка торговая» (конец XIX в.), характер современного использования – магазин. Здание лавки одноэтажное, кирпичное. Прямоугольный в плане объем покрыт двухскатной стропильной крышей с шиферным покрытием. Стены оштукатурены, увенчаны несложным профилированным карнизом на боковых и главном фасадах. Постановлением Правительства РК от 25.05.98 № 333 здание принято под охрану. На балансе Пудожского горпо, использование – магазин «Кооператор».

На основании приказа от 25.03.2019 № 59 «О проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия» Управлением по охране объектов культурного наследия РК в целях осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия было организовано проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, в том числе: Лавки торговой (конец XIX века), расположенной по адресу: <адрес>; Лавки торговой купца ФИО1 (конец XIX века - начало XX века), расположенной по адресу: <адрес>.

Актом проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 08.05.2019 , представленным истцом, дано заключение, что общее состояние объекта «Лавка торговая» по адресу: <адрес> оценивается как неудовлетворительное; необходимо провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения с учётом требований действующего законодательства: первоочередные работы по ремонту фасадов и кровли; разработку научно-проектной документации на проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия; полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.

Актом проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 08.05.2019 , представленным истцом, дано заключение, что общее состояние объекта «Лавка торговая купца ФИО1 по адресу: <адрес> оценивается как удовлетворительное; необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения с учётом требований действующего законодательства: работы по ремонту фасадов, в том числе декоративных элементо; в связи с отсутствием доступа внутрь помещений, а также в чердачное пространство, необходимо провести детальное обследование объекта культурного наследия, в том числе для выявления причин появления следов пожара на коробчатом карнизе.

Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст.1 ФЗ №73ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.

В силу п.3 ст.2 ФЗ №73-ФЗ гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Определением от 09.12.2014 №2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно преамбуле, к ФЗ №73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст.6 ФЗ №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях закона №73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно п.3 ст.11 Закона №73-ФЗ, п.1 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П, Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее - Управление) является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Управление уполномочено осуществлять региональный государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании п.1 ст.11 ФЗ №73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

В силу п.1 ст.33 ФЗ №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п.1 ст.40 ФЗ №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п.1 ст.45 ФЗ №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В силу п.2 ст.2 ФЗ №73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

При таком положении, требования истца, сформулированы верно и в рамках ФЗ №73 ФЗ, они имеют ссылку в ст.45 названного закона, которая регламентирует порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, что позволит поэтапно восстановить устранить нарушения, отраженные в актах от 08.05.2019.

Оценивая позицию ответчика в части отсутствия обязанности по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, находящихся у него в собственности следует учитывать, что в соответствии с п.1 ст.47.3 ФЗ №73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В виду чего, доводы ответчика об отсутствии охранного обязательства в отношении объектов культурного наследия несостоятельны, поскольку ответчик, являясь собственником объекта культурного наследия, имеет установленную законодательством в области сохранения и использования объекта культурного наследия, обязанность по его сохранению.

В судебном заседании установлено, что объекты культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенный по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенный по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, требуют проведения работ по их сохранению, что достоверно подтверждено актами проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 08.05.2019.

В том числе суд считает доводы ответчика в части неверного выбора способа защиты права истцом по обращению в суд в порядке ст.54 ФЗ №73 ФЗ, несостоятельными, поскольку в рамках ГПК РФ только истец наделен правом выбора способа защиты своего права. При этом, Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П и ФЗ №73-ФЗ истец наделен правом на обращение в суд с иском о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.

Доводы ответчика части отсутствия у него информации о наличии у объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, названного статуса суд отклоняет, поскольку истцом представлено доказательство об уведомлении ответчика письмом о постановке данных объектов на государственный учет в качестве памятников градостроительства и архитектуры.

Таким образом, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Часть 2 ст.206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в который ответчик обязан совершить действия по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, суд считает достаточным установить до 31.12.2020.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Пудожскому районному потребительскому обществу об обязании провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения удовлетворить.

Обязать Пудожское районное потребительское общество, собственника объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, провести работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Лавка торговая купца ФИО1», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, и «Лавка торговая», расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, <адрес>, в соответствии с требованиями ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок до 31 декабря 2020 года.

Взыскать с <адрес> потребительского общества государственную пошлину в доход бюджета Пудожского муниципального района в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 12.11.2019.

Судья (подпись) О.С.Белокурова