ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/19 от 15.03.2019 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

15 марта 2019 г. г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Ганжа Л.В.

при секретаре Михайлюк О.В.

с участием истца Степкиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Степкиной <данные изъяты> к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение материальной помощи, обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что с 2002 года она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Партизанская, дом 83, квартира 2. В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, дом и имущество в нем пострадали. В выплате компенсации ей отказано, в виду отсутствия постоянной регистрации по месту жительства, а также того, что утраченное имущество первой необходимости не подпадает под критерии частично утраченного имущества первой необходимости.

Просит суд установить факт постоянного проживания Степкиной <данные изъяты> в жилом помещении, расположенном по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Партизанская, д.83, кв.2, для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать Степкину <данные изъяты> пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.

Признать за Степкиной <данные изъяты> право на получение единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, а всего 60 000 рублей, при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское», администрацию муниципального района «Шилкинский район», ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю включить Степкину <данные изъяты> в список граждан, нуждающихся в единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, прошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Степкиной <данные изъяты> единовременную материальную помощь в связи с нарушением условий жизнедеятельности в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, а всего 60 000 рублей, при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В судебном заседании истец Степкина А.В. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что постоянно проживает со своим сыном, дочерью и внуком в г. Шилке, ул. Партизанская, 83, кв.2. Жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, в порядке наследования за родителями. По адресу постоянной регистрации не проживает. При наводнении вода зашла в дом, были затоплены котел, насос водяной, центробежный насос, диван, стол, стулья. Диван, стол и стулья, все напиталось водой и впоследствии стали разваливаться.

Представитель ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором считает, что истцом не соблюдены условия для получения вышеуказанных выплат: постоянное проживание и регистрация по адресу.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв на иск, где указал, что для получения денежной компенсации гражданам, пострадавшим в результате ЧС необходимо представить подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, акт органа местного самоуправления о степени утраты имущества первой необходимости.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен должным образом.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что истец не подлежат включению в категорию граждан, имеющих право на единовременные выплаты, в связи с отсутствием предусмотренных законом условий на день введения режима чрезвычайной ситуации. Министерство осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года № 502. Рассмотрение вопросов и принятие решений о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, наличии или отсутствии права на получение единовременной материальной и финансовой помощи пострадавшим, в том числе и в связи с утратой ими имущества первой необходимости, установление утраты имущества (полностью, частично), установление факта постоянного проживания, включение в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, определение границ зон действия режима чрезвычайной ситуации, а также подготовка необходимых документов не относится к полномочиям Министерства. Просит признать Министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель УМВД России по Забайкальскому краю, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истец не имела постоянной регистрации в жилом помещении, факт частичной утраты имущества первой необходимости не подтвержден актом обследования жилого помещения.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав истца, свидетелей Гладких З.Н., Стрижову Л.П. подтвердивших суду факт постоянного проживания Степкиной <данные изъяты> с сыном, дочерью и внуком по адресу: г. Шилка, ул. Партизанская, дом 83, кв.2, а также частичную утрату имущества первой необходимости в виде котла, насоса, дивана, стола, стульев, суд приходит к следующему.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не принято.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.05.2018) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

По смыслу пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе:

- на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (п.п. «г» п. 2);

- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (п.п. «д» п. 2).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

-постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

-утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7, предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе:

холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45, с 9 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. от 11 июля 2018 года № 299 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Согласно указанному постановлению, город Шилка отнесен к Зоне № 4, в том числе, с указанием улицы Партизанская, дом № 83.

Из материалов дела следует, что Степкиной А.В. принадлежит на праве собственности квартира № 2, расположенная по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Партизанская, дом 83.

Согласно справке главы городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края Степкина <данные изъяты> не включена в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в связи с отсутствием частичной утраты имущества первой необходимости.

В свидетельстве о рождении Степкина П.В. 08.08.1982 года рождения, Степкиной Н.В. 27.11.1983 года рождения указана мать – Степкина <данные изъяты>.

Согласно справке нотариуса Бурдинской В.В. Нотариального округа Шилкинский Нотариальной палаты Забайкальского края, Степкина <данные изъяты> является правопреемником на квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Партизанская, дом № 83 кв.2, после смерти ее родителей Волкова <данные изъяты> и Волковой <данные изъяты>, наследственное дело № 31/2012. Наследство принято.

Факт постоянного проживания истца в квартире № 2 дома № 83 по улице Партизанская г. Шилка подтверждается показаниями допрошенных свидетелей Гладких З.Н. и Стрижовой Л.П.

Актом обследования жилищно-бытовых условий граждан следует, что Степкина А.В. является собственником квартиры и проживает по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Партизанская, 83, кв.2, в том числе совместно с сыном Степкиным <данные изъяты>, дочерью Степкиной <данные изъяты>, внуком Степкиным <данные изъяты>, имущество утрачено в виде электрического насоса, котла отопления, пострадало напольное покрытие в доме.

Согласно представленных суду истцом фотографий земельного участка, двора и квартиры № 2, надворных построек по улице Партизанская, д.83 г. Шилка, все подвергнуто затоплению. В квартире имеется вода, имущество утрачено частично: электронасос, циркулярный насос, котел отопления, стол и стулья, диван.

Указанное в совокупности с иными доказательствами по делу позволяет прийти к выводу об установлении факта постоянного проживания истца со своими детьми и внуком по адресу: г. Шилка, ул. Партизанская, 83, кв.2, в том числе в период паводка, частичной утрате имущества первой необходимости.

С учетом вышеизложенного, истец подлежит признанию пострадавшей от чрезвычайной ситуации и на основании решения суда подлежит включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости), выплачиваемой за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.05.2018) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, при этом, выплата денежных средств производится с участием указанных ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Степкиной <данные изъяты> к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение материальной помощи, обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Степкиной <данные изъяты> в жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Партизанская, д.83, кв.2 для получения единовременной материальной и финансовой помощи при поступлении средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать Степкину <данные изъяты> пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.

Признать за Степкиной <данные изъяты> право на получение единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, а всего 60 000 рублей, при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское», администрацию муниципального района «Шилкинский район», ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю включить Степкину <данные изъяты> в список граждан, нуждающихся в единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, прошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Степкиной <данные изъяты> единовременную материальную помощь в связи с нарушением условий жизнедеятельности в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, а всего 60 000 рублей, при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.

Мотивированное решение составлено 28 марта 2019 года

Председательствующий Ганжа Л.В.

Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № 2-328/2019 Шилкинского районного суда Забайкальского края.