РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Чита 21 мая 2013 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Подзолко С.Н., при секретаре Носковой М.В., с участием представителя командира войсковой части №- ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты>ФИО2, об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр Министерства обороны РФ, связанных с выплатой ему за период с 25 июля 2012 года по 30 апреля 2013 года денежного довольствия, не в полном объеме, невыплатой ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, дополнительного материального стимулирования за 2012 год, а также подъемного пособия и суточных при перемещении к новому месту военной службы,
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он с 25 июля 2012 года по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты> При этом, руководитель Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр МО РФ (далее ФКУ ЕРЦ МО РФ) в период с 25 июля 2012 года по 30 апреля 2013 года выплатил ему денежное довольствие без учета ежемесячных надбавок за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности и за классную квалификацию в размере 5% от оклада по воинской должности, а также ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Кроме того, ему не было выплачено дополнительное материальное стимулирование за 2012 год в размере <данные изъяты> рублей, а также подъемное пособие и суточные за два дня пути, при перемещении к новому месту военной службы.
Считая, указанные действия должностного лица незаконными заявитель просит суд признать их таковыми, обязав руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ произвести ему указанные выше выплаты.
В судебном заседании представитель командира войсковой части № - ФИО1, действующая на основании доверенности от 14 февраля 2013 года, требования заявителя не признала, просила в удовлетворении заявления отказать. При этом, она пояснила, что заявитель ФИО2, с 20 июля 2012 года зачислен в списки личного состава части. Приказ об установлении ему ежемесячной надбавки за классную квалификацию (третий класс) издан не был, поскольку его классная квалификация ни чем не подтверждена. В соответствии с выпиской из послужного списка ФИО2 с 10 октября 2012 года приступил к исполнению возложенных на него обязанностей, а значит право на получение им ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение воинского долга и процентной надбавки за особые условия военной службы у него возникло с указанной даты.
Заявитель, руководитель ФКУ ЕРЦ МО РФ, а также Министр обороны РФ и командир войсковой части №, привлеченные судом для участия в деле в качестве заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились.
Вместе с тем, от представителя руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ – ФИО3, действующей на основании доверенности от 11 марта 2013 года, поступили возражения, в которых она требования заявителя не признала, поскольку в действиях начальника ФКУ ЕРЦ МО РФ отсутствуют нарушения законодательства, связанные с начислением заявителю денежного довольствия в меньшем объеме, так как денежное довольствие военнослужащих начисляется на основании информации, содержащейся в базе данных, поступающей из Главного управления кадров Министерства обороны РФ.
Представитель Министра обороны РФ – ФИО4, действующий на основании доверенности от 25 января 2013 года №, требования заявителя не признал и просил суд в их удовлетворении отказать.
Выслушав представителя командира войсковой части ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2-5 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года №993 (далее Правила), премия выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем (кварталом), за который выплачивается премия.
Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, установленных на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия.
Размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.
Премия не выплачивается военнослужащим:
- проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;
- направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
- в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
- увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в п.1 - 5, 7 - 11 ч.4 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Аналогичные по своему содержанию положения Правил, приведены в пунктах 77-83 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года №2700. Между тем, в Порядке конкретизировано, что выплата премии производится ежемесячно, одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия. При этом размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учётом имеющихся дисциплинарных взысканий, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооружённых Сил и отражённых в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» усматривается, что Министру обороны Российской Федерации, предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно приказам Министра обороны РФ от 23 июля 2012 года № и от 23 июля 2012 года № размер премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в соответствующие месяцы составил:
- август - ноябрь 2012 года – до 30% оклада денежного содержания;
- декабрь 2012 года – 35% оклада денежного содержания;
- январь – апрель 2013 года – 25% оклада денежного содержания.
Из выписок из приказов Министра обороны РФ от 10 октября 2012 года № и от 10 декабря 2012 года № следует, что ФИО2 с 20 июля 2012 года зачислен в списки личного состава войсковой части № и назначен на должность <данные изъяты>. <данные изъяты>
Из рапорта командира войсковой части № от 20 августа 2012 года № следует, что ФИО2 принял дела и должность <данные изъяты>.
Из приказа командира войсковой части № от 28 декабря 2012 года № не усматривается, что ФИО2 была присвоена классная категория.
Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 установлены дополнительные выплаты по результатам службы (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Вооруженных Сил в соответствии с Порядком «Определения и расходования объемов бюджетных средств направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» (далее Порядка).
В соответствии с пунктом 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Как видно из п. 2 того же Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из п. 3 Порядка следует, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Согласно п. 6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Как усматривается из п.7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование за счет экономии бюджетных средств, производится военнослужащим, находящимся на воинских должностях на основании приказов командиров (начальников) в зависимости от результатов исполнения ими должностных обязанностей, а также сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Из проекта приказа Министра обороны РФ, составленного командиром войсковой части № следует, что ФИО2 установлено к выплате дополнительное материальное стимулирование, согласно приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № в размере <данные изъяты>.Согласно подпункту 1, 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ и пункта 131 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производится выплата подъемного пособия в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения) и суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути - в размере, установленном Правительством Российской Федерации для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.
Из пункта 132 Порядка видно, что подъемное пособие военнослужащим выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) исходя из оклада по воинской должности, получаемого ими на день вступления в исполнение обязанностей по этой должности, на которую они назначены (зачисления на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования) или которую занимают (ранее занимали - для военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующего командира (начальника)) на день прибытия воинской части (подразделения) в пункт новой постоянной дислокации, и оклада по воинскому званию.
Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года №43 руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, установлено определить порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Во исполнение названного постановления Правительства РФ приказом Министра обороны РФ от 26 марта 2011 года №375 возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим за счет средств федерального бюджета определено осуществлять в размере 300 рублей за каждый день нахождения в командировке.
Из выписки из послужного списка и выписки из приказа Министра обороны РФ от 10 октября 2012 года № следует, что ФИО2 до 16 июля 2012 года являлся курсантом, а 20 июля 2012 года прибыл в войсковую часть № из г<адрес> для дальнейшего прохождения военной службы.
Из телефонограммы следует, что путь ФИО2 из города <адрес> к его новому месту прохождения военной службы в войсковую часть №, расположенную в г.<адрес> составил два дня.
Как видно из лицевого счета по вкладу и расчетных листов заявителя ФИО2 за период с 25 июля 2012 года по апрель 2013 года денежное довольствие выплачивалось не в полном объеме без учета ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Кроме того, ему не было выплачено дополнительное материальное стимулирование за 2012 год, а также подъемное пособие и суточные за два дня пути, при перемещении к новому месту военной службы.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Должностными лицами, чьи действия оспариваются каких-либо доказательств о том, что их действиями права и законные интересы заявителя не нарушались либо были восстановлены, представлено не было.
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, а также является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии со ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 года, командир (начальник) обязан обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия.
Исходя из положений приказа Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года №1818, приказы по личному составу, в том числе об установлении ежемесячных надбавок, выплате премии и материальной помощи, издаются Министром обороны РФ.
Как следует из пунктов 18, 19 Положения о ФКУ «ЕРЦ МО РФ», утверждённого Министром обороны РФ 21 октября 2011 года, названное учреждение создано в целях реализации государственной, социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооружённых Сил РФ.
При этом для достижения указанных целей ФКУ ЕРЦ МО РФ осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием и другими установленными выплатами путём зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным Минобороны России порядком.
Приведённые положения свидетельствуют о том, что обязанность по своевременному и полному обеспечению заявителя денежным довольствием возложена на командира войсковой части 48271, руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ и Министра обороны РФ.
В соответствии с п.1 раздела III Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчёта денежного довольствия, утверждённого Министром обороны РФ 27 июля 2011 года, от воинской части в Объединённое стратегическое командование направляются ходатайства по установлению личному составу надбавок, доплат, выплат компенсационного и стимулирующего характера. В отношении офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сведения (документы) представляются командиром воинской части в управление кадров Объединённого стратегического командования. При этом ответственность за полноту и достоверность предоставляемых сведений (документов) возлагается на командиров воинских частей.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя, но частично, поскольку невыплата заявителю за период с 20 августа 2012 года по апрель 2013 года ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, а также ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, дополнительного материального стимулирования по итогам 2012 года в размере <данные изъяты>, так как именно эта сумма указана в проекте приказа командира войсковой части №, подъемного пособия и суточных при служебных перемещениях нарушает его права и законные интересы. Требования, о выплате заявителю денежного довольствия с учетом ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, а также ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 25 июля по 20 августа 2012 года удовлетворению не подлежат, поскольку дела и должность командира отделения эвакуации и технической помощи взвода обеспечения ФИО2 принял 20 августа 2012 года. Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о выплате ему за оспариваемый период ежемесячной надбавки за классную квалификацию в размере 5% от оклада по занимаемой воинской должности, поскольку о том, что заявителю присвоена классная квалификация (третий класс) не нашло своего подтверждения в суде при исследовании доказательств по данному делу.
Определяя размер денежного довольствия подлежащего выплате заявителю суд приходит к следующему.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, суд учитывает положения ст. 211 и 212 ГПК РФ о том, что немедленному исполнению подлежит решение суда о выплате работнику заработной платы, а поэтому, принимая во внимание, что военнослужащие реализуют своё право на труд посредством прохождения военной службы, а право на получение за труд соответствующего вознаграждения (заработной платы), получением денежного довольствия, которое является преимущественным источником дохода для них, полагает необходимым названное решение суда обратить к немедленному исполнению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, суд руководствуется положениями ст.ст. 88 и 98 ГПК РФ и полагает, что они должны быть возмещены заявителю пропорционально удовлетворенным и отказанным судом требованиям, за счет финансового органа довольствующего должностное лицо, чьи действия судом признаны незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министра обороны РФ и командира войсковой части № выразившееся в невыплате ФИО2 за период с 20 августа 2012 года по 30 апреля 2013 года ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, а также ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, дополнительного материального стимулирования по итогам 2012 года в размере <данные изъяты>, а также подъемного пособия и суточных при служебных перемещениях.
Обязать Министра обороны РФ, командира войсковой части № и руководителя Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации выплатить ФИО2 за период с 20 августа 2012 года по 30 апреля 2013 года ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, а также ежемесячные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, дополнительное материальное стимулирование по итогам 2012 года, а также подъемное пособие и суточные при служебных перемещениях, о чем не позднее чем в течение месяца с момента получения извещения о вступлении решения в законную силу сообщить в суд и заявителю.
Взыскать с Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО2 за период с 20 августа 2012 года по 30 апреля 2013 года ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, а также ежемесячные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, дополнительное материальное стимулирование по итогам 2012 года, а также подъемное пособие и суточные при служебных перемещениях в размере <данные изъяты>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере <данные изъяты>, уплаченную при подаче заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.Н. Подзолко
Секретарь судебного заседания М.В. Носкова