ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/2014 от 13.05.2014 Семеновского районного суда (Нижегородская область)

  Дело №2-328/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 13 мая 2014 года                                                                          город Семенов                                                                                       

 Семеновский районный суд Нижегородской области в составе:

 председательствующего судьи Щукина Ф.В.,

 при секретаре судебного заседания Румянцевой О.В.,

 с участием:

 представителя заявителя - помощника Семеновского городского прокурора Нижегородской области Комлевой О.М.,

 представителя ответчика ООО «Жилкомсервис» - Кудряшовой О.В. (по доверенности),

 представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - Ежова О.В. (по доверенности),

 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Ворониной Е.С. (по доверенности),

 рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело

 по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Жилкомсервис» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Семеновский городской прокурор Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области с иском к ООО «Жилкомсервис» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.

 Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

 Семеновской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Данилиной З.К., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по вопросу правомерности установления общедомового прибора учета электроэнергии и, как следствие, взимания платы за электроэнергию на ОДН.

 Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что управляющей организацией многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> является ООО «Жилкомсервис».

 В 2007 ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» в указанном многоквартирном жилом доме был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности с внутридомовыми сетями (на фасаде многоквартирного жилого дома).

 Проверкой выявлено, что прибор учета, установленный на фасаде многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> установлен за счет собственных средств ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети».

 Согласно требованиям законодательства, общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме.

 Как усматривается из материалов проверки, договор на установку и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии по вышеуказанному многоквартирному жилому дому не заключался.

 В подтверждение доводов о законности установки общедомового прибора учета электроэнергии ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» представлены уведомления в адрес домоуправляющей компании ООО «Жилкомсервис» и Семеновского отделения ОАО «Нижегородская сбытовая компания».

 Доказательств, подтверждающих, что собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес> поступали предложения об установке общедомового прибора учета электроэнергии, они были извещены об установке такого прибора, данный прибор учета передан в общую долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме, представлено не было.

 Домоуправляющая компания ООО «Жилкомсервис» информацию о намерении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии в качестве расчетного до собственников данного жилого дома не довела, согласие собственников на установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии не получала.

 Таким образом, установка общедомового прибора учета электроэнергии в жилом <адрес> р.<адрес> произведена с нарушением процедуры и без согласования с собственниками и нанимателями жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме, поскольку в силу положения п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии возможна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Установка общедомового прибора учета электроэнергии в указанном жилом доме произведена в 2007 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Кроме того, в ходе проверки установлено, что указанный дом представляет собой одноэтажный деревянный барак на десять квартир (по пять квартир с каждой стороны дома). Входы в квартиры обособлены (в каждую квартиру отдельный вход), подъезды, подвалы и иные места общего пользования в доме отсутствуют. Данный факт подтверждается также техническим паспортом многоквартирного дома и актом проверки (ревизии) от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети».

 Несмотря на вышеизложенное, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» не планируют перевод общедомового прибора учета электроэнергии, установленного ими в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>, из расчетного в технический, продолжают снимать показания указанного прибора учета и передавать их гарантирующему поставщику - Семеновскому отделению ОАО «Нижегородская сбытовая компания» для начисления платы за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ (в отсутствие заявки и согласия собственников помещений) произведена замена общедомового прибора учета по причине истечения межповерочного интервала измерительных трансформаторов тока узла учета в указанном доме.

 Вследствие указанного, Семеновским отделением ОАО «Нижегородская сбытовая компания» собственникам и пользователям жилых помещений в указанном многоквартирном доме производится начисление платы за электроэнергию на ОДН.

 В ходе проверки установлено, что большую часть жителей указанного многоквартирного дома составляют социально незащищенные категории граждан - пенсионеры и инвалиды, которые в силу возраста и состояния здоровья не могут самостоятельно защищать свои нарушенные жилищные права.

 Прокурор просит суд:

 1) Признать незаконным бездействие домоуправляющей компании ООО «Жилкомсервис», выразившееся в непринятии мер к своевременному извещению собственников многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> о намерении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии в качестве расчетного и не получении согласия собственников дома на установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии.

 2) Признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>.

 3) Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу перевести коммерческий узел учета -общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>, в технический, и направить соответствующую информацию в Семеновское отделение ОАО «Нижегородская сбытовая компания» для перерасчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

 В судебном заседании представитель заявителя - помощник Семеновского городского прокурора Нижегородской области Комлева О.М. исковые требования поддержала полностью, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика - ООО «Жилкомсервис» Кудряшова О.В. (по доверенности) в судебном заседании заявила о признании исковых требований прокурора.

 Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - Ежов О.В. просил оставить исковые требования прокурора без удовлетворения.

 В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Воронина Е.С. оставила вопрос об удовлетворении исковых требований прокурора на усмотрение суда.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - начальник Борского отдела жилищной инспекции Нижегородской области Слободянюк Т.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования счтает законными и обоснованными.

 В соответствие со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

 Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения явившихся лиц, допросив свидетеля, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

 При этом, суд исходит из следующего.

 Суд приходит к выводу, что признание ответчиком ООО «Жилкомсервис» исковых требований прокурора не противоречит закону и не ущемляет права и законные интересы сторон и третьих лиц. Признание иска принято судом.

 В соответствии со статьёй 173 частью 3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Таким образом, подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия домоуправляющей компании ООО «Жилкомсервис», выразившееся в непринятии мер к своевременному извещению собственников многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> о намерении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии в качестве расчетного и не получении согласия собственников дома на установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии.

 В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту -Правила содержания).

 Согласно п. 28 Правил содержания собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

 В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

 Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее Правила), в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

 В соответствии с п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

 В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) на собственников жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

 При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 В силу п. 10 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2010 года-организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

 Пункт 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ определяет: с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

 Согласно Приказу Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», зарегистрированному в Министерстве юстиции РФ 29.06.2010 № 17646, в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (п. 3).

 Указанный договор заключается в простой письменной форме (п. 4).

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Материалами дела установлено следующее.

 Семеновской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Данилиной З.К., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по вопросу правомерности установления общедомового прибора учета электроэнергии и, как следствие, взимания платы за электроэнергию на ОДН (л.д.8).

 Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что управляющей организацией многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> является ООО «Жилкомсервис» (л.д.20).

 В 2007 ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» в указанном многоквартирном жилом доме был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности с внутридомовыми сетями (на фасаде многоквартирного жилого дома) (л.д.12,13,14).

 Проверкой выявлено, что прибор учета, установлен на фасаде многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> за счет собственных средств ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети».

 Согласно требованиям законодательства, общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме.

 Как усматривается из материалов проверки, договор на установку и эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии по вышеуказанному многоквартирному жилому дому не заключался.

 В подтверждение доводов о законности установки общедомового прибора учета электроэнергии ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» представлены уведомления в адрес домоуправляющей компании ООО «Жилкомсервис» и Семеновского отделения ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (л.д.14).

 Доказательств, подтверждающих, что собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес> поступали предложения об установке общедомового прибора учета электроэнергии, они были извещены об установке такого прибора, данный прибор учета передан в общую долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме, представлено суду не было.

 Домоуправляющая компания ООО «Жилкомсервис» информацию о намерении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии в качестве расчетного до собственников данного жилого дома не довела, согласие собственников на установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии не получала.

 Таким образом, установка общедомового прибора учета электроэнергии в жилом <адрес> р.<адрес> произведена с нарушением процедуры и без согласования с собственниками и нанимателями жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме, поскольку в силу положения п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии возможна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Установка общедомового прибора учета электроэнергии в указанном жилом доме произведена в 2007 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Кроме того, в ходе проверки установлено, что указанный дом представляет собой одноэтажный деревянный барак на десять квартир (по пять квартир с каждой стороны дома). Входы в квартиры обособлены (в каждую квартиру отдельный вход), подъезды, подвалы и иные места общего пользования в доме отсутствуют.

 Данный факт подтверждается также техническим паспортом многоквартирного дома и актом проверки (ревизии) от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» (л.д.22).

 Несмотря на вышеизложенное, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» ПО «Семеновские электрические сети» не планируют перевод общедомового прибора учета электроэнергии, установленного ими в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>, из расчетного в технический, продолжают снимать показания указанного прибора учета и передавать их гарантирующему поставщику - Семеновскому отделению ОАО «Нижегородская сбытовая компания» для начисления платы за потребленную электрическую энергию, ДД.ММ.ГГГГ (в отсутствие заявки и согласия собственников помещений) произведена замена общедомового прибора учета по причине истечения межповерочного интервала измерительных трансформаторов тока узла учета в указанном доме (л.д.14,16).

 Вследствие указанного, Семеновским отделением ОАО «Нижегородская сбытовая компания» собственникам и пользователям жилых помещений в указанном многоквартирном доме производится начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) (л.д.10,11).

 Большую часть жителей указанного многоквартирного дома составляют социально незащищенные категории граждан - пенсионеры и инвалиды, которые в силу возраста и состояния здоровья не могут самостоятельно защищать свои нарушенные жилищные права (л.д.8).

 Вышеуказанные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетеля Данилиной З.К.

 Таким образом, исковые требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, также подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 исковые требования Семеновского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Жилкомсервис» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие домоуправляющей компании ООО «Жилкомсервис», выразившееся в непринятии мер к своевременному извещению собственников многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> о намерении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии в качестве расчетного и не получении согласия собственников дома на установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии.

 Признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>.

 Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу перевести коммерческий узел учета -общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный в многоквартирном жилом <адрес> р.<адрес>, в технический, и направить соответствующую информацию в Семеновское отделение ОАО «Нижегородская сбытовая компания» для перерасчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Семеновский районный суд Нижегородской области.

 Председательствующий судья                подпись                   Ф.В. Щукин

 <данные изъяты>:

 Судья                                   Ф.В. Щукин

 Секретарь суда                                    С.И. Юрьева