Дело № 2-328/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сергач 20 мая 2014г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Гусева С.А.,
С участием ст.пом. прокурора Сергачского района Нижегородской области Пулькиной Е.Е.,
При секретаре Зиминой Н.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района об обязании разработать и принять нормативный правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергачского района, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, защищая интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района об обязании разработать и принять нормативный правовой акт- Положение о рассмотрении обращения граждан в администрации Андреевского сельсовета.
В судебном заседании представитель прокурора поддержала заявленные требования и пояснила, что прокуратурой Сергачского района осуществляется надзор за соответствием требований действующего законодательства нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В ходе мониторинга муниципальной нормативно-правовой базы администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района установлено отсутствие принятого во исполнение требований федерального и областного законодательства нормативного правового акта.
В соответствии с ч.1,2 ст. 3 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007г. № 124-3 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» с целью создания благоприятных условий для развития информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, обеспечения взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с гражданами, настоящим Законом устанавливаются дополнительные гарантии права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, к их должностным лицам (ст. 1 Закона).
В соответствии со ст. 10 указанного Закона, в целях эффективной организации работы по рассмотрению обращений и конкретизации установленных законодательством положений, своевременного устранения нарушений порядка рассмотрения обращений в государственных органах и органах местного самоуправления, принимаются положения о рассмотрении обращений граждан и обеспечивается их выполнение. В положениях, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, определяются:
1) порядок регистрации письменных, электронных и устных обращений, образцы карточек личного приема граждан;
2) лица, уполномоченные проводить личный прием граждан, график личного приема и порядок оповещения о нем граждан;
3) порядок работы с зарегистрированными обращениями;
4) порядок хранения и последующей передачи в архив рассмотренных обращений и ответов на них;
5) должностные лица, на которых возлагается координация, контроль и обобщение результатов работы по рассмотрению обращений, периодичность подготовки указанными должностными лицами соответствующих отчетов, учет содержания обращений граждан в текущей и перспективной работе;
5.1) требования к местам проведения приема граждан;
5.2) процедура и порядок контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений;
5.3) порядок контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях и находящихся в компетенции соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. При этом обращение снимается с контроля только после осуществления необходимых мер по исполнению принятого по результатам его рассмотрения решения о полном или частичном удовлетворении обращения;
5.4) нормы о проявлении государственными и муниципальными служащими корректности и внимательности в обращении с гражданами;
6) иные положения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.
Установлено, что администрацией Андреевского сельсовета нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан не разработано и не утверждено, следовательно, не установлены дополнительные гарантии права граждан на обращение в администрацию сельсовета.
Отсутствие нормативно-правового регулирования порядка рассмотрения обращений граждан в администрации сельсовета влечет самоуправления действий по рассмотрению обращений граждан, отсутствие порядка регистрации обращений граждан, порядок работы с ними, отсутствие ответственных должностных лиц, на которых возлагается координация, контроль и обобщение работы с обращениями граждан, процедур и порядка контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан, то есть отсутствие административных процедур, что может повлечь нарушение прав граждан на обращение в орган местного самоуправления - администрацию Андреевского сельсовета, создать условия для ущемления прав граждан, для злоупотребления муниципальными служащими администрации своими полномочиями, что способствует развитию коррупционных проявлений.
Согласно пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Представитель прокурора Сергачского района Нижегородской области просит суд:
- Обязать администрацию Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района разработать и принять нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан в администрации Андреевского сельсовета.
- В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель ответчика – Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района ФИО1 в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Исковые требования признаются в полном объеме.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав представителя прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сергачского района осуществляется надзор за соответствием требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, действующему законодательству РФ.
В ходе мониторинга муниципальной нормативно-правовой базы администрации Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района, установлено отсутствие принятого во исполнение требований федерального и областного законодательства нормативного правового акта- Положения о рассмотрении обращений граждан в администрации Андреевского сельсовета, что подтверждается справкой от 26.03.2014г. (л.д.8).
Разработка и принятие данного Положения, регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007г. № 124-3 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области».
Согласно пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ при признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что ответчику следует установить срок исполнения решения – в течение двух месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Андреевского сельсовета Сергачского муниципального района разработать и принять нормативный правовой акт - Положение о рассмотрении обращений граждан в администрации Андреевского сельсовета, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.
Судья: Гусев С.А.