ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/2014 от 26.06.2014 Туркменского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Туркменский районный суд

Ставропольского края Российской Федерации

В составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Олейник Э.Р.,

с участием:

заместителя прокурора Туркменского района Мануйлова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туркменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Летнеставочного сельсовета «О признании незаконным бездействия»,

установил:

Прокурор Туркменского района обратился с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Туркменского района проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Туркменского района законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены нарушений указанного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Летнеставочного сельсовета. Противодействие коррупции согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно ч.2 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Закон № 172- ФЗ). На основании п.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность ее проведение. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконного возложена какая-либо обязанность. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездей­ствия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Решением главы Летнеставочного сельсовета от 27.04.2011 № 149 «Об утверждении Порядка антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края» обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления возложена на работника администрации, отвечающим в соответствии с должностной инструкцией за правовую работу в администрации. Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в истекшем периоде 2014 года в администрации Летнестовочного сельсовета принято и разработано ряд нормативных правовых актов. Однако антикоррупционная экспертиза их проектов ответственным должностным лицом администрации не проводилась, заключения по итогам экспертизы не составлялись. Не проведение обозначенной экспертизы порождает негативные последствия в виде принятия, вступления в силу и применения на территории муниципального образования нормативных актов органа местного самоуправления содержащих коррупциогенные факторы и создающих возможности для коррупционных проявлений со стороны правоприминения. На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 45, ст. 225 ГПК РФ и п.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края, по непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, обязать администрацию муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Участвовавший в судебном заседании заместитель прокурора Туркменского района Мануйлов А.И. полностью поддержал требования указанные в заявлении и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Глава администрации Летнеставочного сельсовета Василенко К.А. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Заместитель прокурора Туркменского района Мануйлов А.И. не возражал против рассмотрения дела без участия главы Летнеставочного сельсовета Василенко К.А., который надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного разбирательства.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия главы администрации Летнеставочного сельсовета.

Выслушав заместителя прокурора Туркменского района Мануйлова А.И., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». На основании п.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность ее проведения.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконного возложена какая-либо обязанность.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что ответчиком до настоящего времени не осуществлялась надлежащая работа по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заяв­лением в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконного возложена какая-либо обязанность.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает незаконным бездействие администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Признать бездействие администрации муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края по непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд.

Судья А.В. Иванов