Дело № 2-328/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области, администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности произвести действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Советского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к администрации МО Колянурское сельское поселение о понуждении обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому и Советскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества –комплекса ГТС прудов в с. Муша (2 пруда) и Безрогозновского пруда, расположенного на автодороге с. Муша – дер. Набока-Дуброва.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой, установлено, что комплексы ГТС прудов в с. Муша (2 пруда) и Безрогозновского пруда, расположенного на автодороге с. Муша – дер. Набока-Дуброва, являющиеся опасными объектами, не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными. Земельные участки, занимаемые указанными прудами, находятся в границах Колянурского сельского поселения. Комплексы ГТС прудов в с. Муша (2 пруда) и Безрогозновского пруда, расположенного на автодороге с. Муша – дер. Набока-Дуброва не являются муниципальной собственностью муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, в Реестре муниципальной собственности муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области не числятся. Также данные объекты не числятся в реестре муниципальной собственности муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области. Данные объекты, в силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ, являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть являются недвижимым имуществом. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ). Рассматриваемые объекты располагаются на территории Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области. Согласно п. 5 Порядка учёта принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, администрация Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области обязана обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому, Советскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт объектов бесхозяйного недвижимого имущества – комплексов ГТС двух прудов, расположенных в с. Муша и Безрогозновского пруда, расположенного на автодороге с. Муша – дер. Набока-Дуброва. Кроме того, надлежащее техническое состояние указанных объектов, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по профилактике террористических проявлений. В результате того, что указанные комплексы ГТС являются бесхозяйными, никем не обслуживаются, никто не несёт ответственность за их техническое состояние и охрану, становится возможным возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также создаётся угроза совершения террористических актов. Исходя из требований п.п. 3, 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона. Надлежащее техническое состояние указанных объектов, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации являются важной составляющей мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по профилактике террористических проявлений.
Определением суда от 20.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области.
В процессе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, указав, что в ходе дополнительного обследования установлено, что из указанных в исковых требованиях ГТС двух прудов в с. Муша, постановке на учёт подлежит ГТС одного пруда, примыкающего к ул. Советская с. Муша, второй пруд в с. Муша ГТС не имеет. Указанный в исковых требованиях Безрогозновский пруд находится на р. Шиньга и примыкает к автомобильной дороге с. Муша – дер. Набока –Дуброва, вблизи бывшего населённого пункта д. Безрогозново. В окончательном варианте просят обязать администрацию МО Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому, Советскому районам управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – комплекса ГТС пруда в с. Муша Советского района Кировской области, примыкающего к автомобильной дороге по ул. Советской данного населённого пункта. Обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, администрацию муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому, Советскому районам управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – комплекса ГТС Безрогозновского пруда на р. Шиньга, примыкающего к автомобильной дороге с. Муша – дер. Набока-Дуброва, вблизи бывшего населённого пункта дер. Безрогозново Советского района Кировской области.
В судебном заседании помощник прокурора Меланина А.А. уточнённые требования к администрации муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области, администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области поддержала.
Представитель ответчика – глава администрации МО Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области Желонкин Ю.А. с исковыми требованиями не согласен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что комплексы гидротехнических сооружений (ГТС) прудов в с. Муша (2 пруда), а также Безрогозновского пруда (на автодороге с. Муша – дер. Набока- Дуброва), расположенные на территории Колянурского сельского поселения Кировской области, в собственности муниципального образования не числятся. В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться только пруды, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоёмы и покрытые ими земли. Если пруд расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса РФ являются федеральной собственностью, и такой водный объект может находиться только в федеральной собственности. Автомобильная дорога Советск – Муша- Набока-Дуброва находится в перечне – реестре объектов недвижимости, являющихся собственностью муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, который утверждён решением Советской районной Думы от 27.02.2014 года № 5. Комплексы ГТС прудов в с. Муша и Безрогозновского пруда являются недвижимым имуществом, поскольку прочно связаны с землёй. Действующее законодательство не предусматривает деление земельного участка на слои. Соответственно, не может верхний слой земельного участка, проходящего под автомобильной дорогой Советск – Муша- Набока Дуброва, находиться в собственности Советского муниципального района, а нижний слой, на котором расположена плотина под автомобильной дорогой, в собственности муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области. Кроме того, разрушение плотины неизбежно приведёт и к разрушению самого дорожного полотна, являющегося частью автомобильной дороги Советск – Муша- Набока Дуброва, собственником которой является Советский муниципальный район. Таким образом, автомобильная дорога, проходящая через плотину Безрогозновского пруда, принадлежит Советскому муниципальному району, а разрушение плотины пруда влекут за собой разрушение дорожного полотна автомобильной дороги, а обязанность по осуществлению полномочий в рамках дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения, лежит на Советском муниципальном районе. Следовательно ГТС прудов в с. Муша и Безрогозновского пруда целесообразно поставить на учёт администрации МО Советский район Кировской области. Также в судебном заседании дополнительно пояснил, что ул.Советская, хоть и числится в реестре муниципальной собственности Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области, но является частью дороги Советск-Муша-Набока Дуброва и содержится соответственно администрацией Советского района. Два пруда в с.Муша переданы в муниципальную собственность Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области, но муниципальной собственностью являться не могут, так как находятся на ручье, который является федеральной собственностью. Для муниципального образования, имеющего дефицитный бюджет, постановка на учет и содержание ГТС будут являться дополнительными расходными обязательствами. Отмечает, что поскольку ГТС являются частью дороги, принадлежащей муниципальному району, которая на слои делиться не может, целесообразнее возложить данную обязанность на район.
Представитель соответчика – администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили письменный отзыв, в котором указали, что по информации, предоставленной отделом водных ресурсов по Кировской области по данным инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Советского района Кировской области, расположено гидротехническое сооружение, образующее Мушинский пруд на реке Шиньга у с. Муша, он и числится как Безрогозновский пруд у бывшего н.п. Безрогозново, расположенный южнее с. Муша. В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Ввиду того, что между Безрогозновским прудом и рекой Шиньгой существует гидравлическая связь, соответственно, пруд является федеральной собственностью (ч. ё ст. 8 Водного кодекса РФ). Комплекс ГТС Безрогозновского пруда – гидротехническое сооружение, состоящее из плотины, водосбросного, водоспускного сооружения, то есть сооружение, предназначенное для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов и образующее с водным объектом единую водохозяйственную систему. Поскольку в силу ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, гидротехническое сооружение, расположенное на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может оказаться в муниципальной собственности. Два пруда в с. Муша являются муниципальной собственностью МО Колянурского сельского поселения и числятся в реестре МО Колянурского сельского поселения под реестровыми номерами 4-08-008 (6978 кв.м.) и 4-08-009 (9046 кв.м.) Исходя из хозяйственной взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, расположенных на них, необходимо признать право собственности на гидротехнические сооружения за субъектом, обладающим правом собственности на водный объект. Таким образом, указанное гидротехническое сооружение должно быть в собственности муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района, так как в силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения обязаны собственники водных объектов либо водопользователи при использовании водных объектов. В силу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности может находится только имущество, необходимое для осуществления полномочий, закреплённых за органами местного самоуправления. В настоящее время каких – либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений за органами местного самоуправления не закреплено. Кроме того, полномочия, связанные с совершением юридических действий в отношении гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника, отнесены ст. 5 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автомобильная дорога местного значения Муша- Набока- Дуброва (назначение: сооружения дорожного транспорта, протяжённость 6200 м., адрес (местонахождение( объекта: Кировская область, Советский район, с/п Мушинское, с. Муша, д. Набока-Дуброва, кадастровый номер 43:31:000000:354) является муниципальной собственностью муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области. Данная автомобильная дорога проходит по гребню плотины у бывшего населённого пункта Безрогозново и является самостоятельным объектом недвижимости, о чём в ЕГРН сделана запись регистрации № 43-43/010-43/010/130/2015-4032/1 от 28.12.2015. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки и границы полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Поскольку по составу вышеуказанного гидротехнического сооружения данное сооружение является гидроузлом, состоящим из отдельных гидротехнических сооружений, объединённых местоположением и условиями совместной работы: земляной плотины, водосбросом, водоспуском, то оно не может относится к дорожным сооружениям, соответственно, не может входить в состав автомобильной дороги и являться одним из её конструктивных элементов. В связи с изложенным, просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества на администрацию МО Колянурского сельского поселения и администрацию МО Советский муниципальный район.
Представитель третьего лица – Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Хлыбов А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, представили письменный отзыв, дополнительно пояснил, что совместно с прокуратурой выезжали и осматривали спорные ГТС, составлены акты осмотра, данные акты осмотра будут являться основанием для внесения изменений в учетные карточки по ГТС, т.к. выявлено несоответствие координат Мушинского пруда его описанию. В учетной карточки отражены координаты пруда в с.Муша, а описан Безрогозновский пруд. Акты осмотра, составленные прокуратурой соответствуют действительности.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил письменный отзыв, в котором указал, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют записи об указанных в иске гидротехнических сооружениях – комплексах ГТС прудов с. Муша (2 пруда) и Безрогозновского пруда (на автодороге с. Муша – д. Набока-Дуброва. Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно п. 3 Порядка, в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Законом. Соответственно, при обращении с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей необходимо также обратиться с заявлением о постановке указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт, осуществляемый, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 24 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации права» на основании технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом. В связи с чем в решении суда необходимо указать, что данное решение суда также является основанием для подготовки технических планов на спорные объекты.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения истца, ответчика, третьего лица – представителя Ростехнадзора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (п. 3).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ и рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что на реке Шиньга на расстоянии около 150 м к востоку от бывшего населенного пункта д.Безрогозново имеется гидротехническое сооружение Безрагозновского пруда, состоящее из земляной плотины – переезда, имеющего щебеночное покрытие, являющееся частью автомобильной дороги Муша-Набока -Дуброва; водосброса; водоспуска; назначение ГТС - плотина-переезд.
Проходящая через плотину гидротехнического сооружения Безрагозновского пруда автомобильная дорога Муша-Набока –Дуброва является собственностью муниципального образования Советский муниципальный район и сформирована в виде отдельного земельного участка (л.д. 123-124).
В соответствии с пояснениями Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), комплекс гидротехнических сооружений, Безрагозновского пруда на реке Шиньга собственника не имеет, эксплуатируется, является потенциально опасным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный комплекс сооружений, находящийся на водном объекте – Безрагозновский пруд, согласно Закону № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» относится к гидротехническим сооружениям и содержит признаки правового режима сооружения как объекта недвижимости, в связи с прочной связью с землей.
Поскольку сведения о собственнике данного гидротехнического сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, в реестрах муниципального имущества муниципального образования Колянурского сельского поселения, муниципального образования Советский муниципальный район, реестре государственного имущества Кировской области, реестре федерального имущества Российской Федерации данный объект недвижимости не значится, сведений о его балансовой принадлежности не имеется, соответственно данное гидротехническое сооружение, в силу статьи 225 ГК РФ отвечает признакам бесхозяйного.
Таким образом, в данном случае установленные статьей 9 Закона N 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности собственника и балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Также в соответствии с пунктом 5 части 1 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности..." автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними, конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения, это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Поскольку ГТС Безрагозновского пруда спроектировано и построено с целью создания плотины переезда и имеет транспортное значение, данное сооружение может входить в состав автомобильной дороги и являться одним из ее конструктивных элементов.
В соответствии со ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) предусматривает возможность обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления муниципальных районов.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание установление в судебном заседании факта прохождения автомобильной дороги через плотину, являющуюся частью ГТС Безрагозновского пруда, расположенного в границах муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, учитывая, что разрушение плотины повлечёт за собой разрушение дорожного полотна автомобильной дороги, а обязанность по осуществлению полномочий в рамках дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, в том числе безопасности дорожного движения, лежит на муниципальном районе, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в отношении ГТС Безрагозновского пруда является администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и требование прокурора в части возложения указанной обязанности на администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Также судом установлено, что в селе Муша Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области имеются два пруда, являющиеся собственностью муниципального образования Колянурское сельское поселения Советского района Кировской области, на одном из них, расположенном ближе к улице Советской с.Муша, расположено гидротехническое сооружение состоящее из водосброса; водоспуска; земляной плотины – переезда, имеющего асфальтовое покрытие, являющееся частью улицы Советской с.Муша; назначение ГТС - плотина-переезд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный комплекс сооружений, находящийся на водном объекте –пруд в селе Муша, согласно Закону № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» относится к гидротехническим сооружениям и содержит признаки правового режима сооружения как объекта недвижимости, в связи с прочной связью с землей.
В соответствии с пояснениями Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), комплекс гидротехнических сооружений пруда в селе Муша собственника не имеет, эксплуатируется, является потенциально опасным объектом.
Поскольку сведения о собственнике данного гидротехнического сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестрах муниципального имущества муниципального образования Колянурского сельского поселения, муниципального образования Советский муниципальный район, реестре государственного имущества Кировской области, реестре федерального имущества Российской Федерации отсутствуют, соответственно данное гидротехническое сооружение, в силу статьи 225 ГК РФ отвечает признакам бесхозяйного.
Судом установлено, что проходящая через плотину гидротехнического сооружения пруда в селе Муша улица Советская является собственностью муниципального образования Колянурское сельское поселение.
К вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и часть 2 статьи 7 Закон Кировской области от 29.12.2004 N 292-ЗО "О местном самоуправлении в Кировской области").
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 части 1 и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения является полномочием сельского поселения.
Пункт 11 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ закрепляет принцип взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Поскольку гидротехническое сооружение пруда в с.Муша Советского района Кировской области расположено на пруду, находящемся в муниципальной собственности Колянурского сельского поселения, и является частью улицы Советской с.Муша Советского района Кировской области, также находящейся в муниципальной собственности Колянурского сельского поселения, данное гидротехническое сооружение в силу ст.134 ГК РФ и пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) может быть поставлено на учет в качестве бесхозяйного, только администрацией муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что ГТС, пруд в с.Муша и улица Советская расположены в границах населенного пункта с.Муша Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области и разрушение ГТС повлечёт за собой разрушение дорожного полотна улицы, а также может привести к потере пруда в селе Муша, как водного объекта, а обязанность по осуществлению полномочий по содержанию дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального имущества в границах населенного пункта Муша, лежит на Колянурском сельском поселении, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в отношении ГТС пруда в с.Муша является администрация муниципального образования Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области и требование прокурора в части возложения указанной обязанности на администрацию муниципального образования Колянурского сельского поселения Советского района Кировской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, поскольку представленными в материалы дела доказательства опровергается принадлежность прудов в с.Муша и улицы Советская соответственно Российской Федерации и Советскому муниципальному району, доводы представителя ответчика Желонкина Ю.А. о возложении обязанностей по поставке в качестве бесхозяйного объекта ГТС пруда в селе Муша Советского района Кировской области на администрацию муниципального образования Советский Муниципальный район Кировской области не принимаются во внимание судом.
Вопреки доводам администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области наличие федеральной собственности на водный объект (пруд) не исключает, в силу ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", нахождение ГТС в муниципальной собственности и не свидетельствует, при отсутствии сведений в реестре федеральной собственности, о его принадлежности Российской Федерации.
Суд считает необходимым разъяснить, что в целях обеспечения безопасности ГТС до регистрации права муниципальной собственности муниципальному образованию в соответствии с п.4 и 6 Постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1606 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» следует направить информацию о бесхозяйном ГТС в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а в случае осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на рассматриваемое гидротехническое сооружение оно может быть передано органами местного самоуправления в собственность Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию муниципального образования Колянурское сельское поселение Советского района Кировской области обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому, Советскому районам управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – комплекса ГТС пруда в с. Муша Советского района Кировской области, примыкающего к автомобильной дороге по ул. Советской с.Муша Советского района Кировской области.
Обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому, Советскому районам управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – комплекса ГТС Безрогозновского пруда на р.Шиньга, примыкающего к автомобильной дороге с.Муша – дер. Набока-Дуброва, вблизи бывшего населённого пункта дер. Безрогозново Советского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в месячный срок с момента составления мотивированного решения суда через Советский районный суд.
Судья Л.А.Ефимова
Мотивированное решение составлено 13.09.2021.
Судья Л.А.Ефимова
Решение14.09.2021