ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/2021 от 20.04.2021 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД 37RS0021-01-2021-000439-25

Дело № 2-328/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Грибковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по заявлению Администрации Фурмановского муниципального района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйную недвижимую вещь – линию уличного освещения, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый <№>.

Заявленные требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области объект недвижимого имущества – линия уличного освещения, расположенная по адресу: <адрес>», кадастровый <№>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует. Просят признать право муниципальной собственности Фурмановского муниципального района Ивановской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества – линию уличного освещения, расположенную по адресу: <адрес>», кадастровый <№>.

Представитель заявителя Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 83), заявленные требования поддерживает, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица АО «Объединенные электрические сети» ФИО2, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, сооружение энергетики, поименованное в заявлении Администрации Фурмановского муниципального района объектом права АО «Объединенные электрические сети» не является, в связи с чем разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда (л.д 74).

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области ФИО3, извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась в связи с занятостью на работе, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по существу заявления не заявили (л.д. 71).

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование: Линия уличного освещения, протяженностью 601 метр, с кадастровым номером: <№>, расположенный по адресу: <адрес> на основании заявления Администрации Фурмановского муниципального района <ДД.ММ.ГГГГ> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости (л.д. 6-7, 37-55, 57-63).

Согласно сообщению Фурмановского дополнительного офиса Ивановского филиала Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в их распоряжении сведения о зарегистрированных правах на объект – линию уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес> отсутствуют, технический паспорт, составленный до <ДД.ММ.ГГГГ>, отсутствует (л.д. 9, 47).

Согласно сообщению Администрации Фурмановского муниципального района объект недвижимого имущества – линия уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес> в Едином реестре муниципальной собственности Фурмановского муниципального района не значится (л.д. 70).

Согласно сообщению Департамента управления имуществом Ивановской области линия уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес> в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, отсутствуют (л.д. 12, 73).

Согласно сообщению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в реестре федерального имущества отсутствуют сведения по запрашиваемому объекту – линия уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес> (л.д. 10, 77).

Согласно сообщению АО «Объединенные электрические сети» объект недвижимости - линия уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес> на балансе АО «Объединенные электрические сети» отсутствует и компанией не обслуживается (л.д. 11).

Согласно сообщению архивного отдела Администрации Фурмановского муниципального района проектная, техническая документация, разрешение на строительство и акт ввода сооружения в эксплуатацию на линию уличного освещения вдоль дороги от пересечения с <адрес>, за период с <ДД.ММ.ГГГГ> годы в архив на хранение не поступали (л.д. 116).

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив иные действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования или распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 2 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался, о находке, о безнадзорных животных и кладе, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.

Согласно ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация электроснабжения.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Согласно п. 13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование: Линия уличного освещения, протяженностью 601 метр, с кадастровым номером: <№>, расположенный по адресу: <адрес>», в установленном законом порядке поставлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, собственник имущества отсутствует, имущество расположено на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области. Именно Администрация Фурмановского муниципального района, как орган местного самоуправления была, обязана своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество. Администрация Фурмановского муниципального района обратилась в суд с данным требованием по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, до настоящего времени бесхозяйное имущество с учета не снято, следовательно, право собственности на данный объект ни за кем не зарегистрировано, прав на данный объект недвижимости никто не заявил.

Таким образом суд, установив, что недвижимая вещь - сооружение, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование: Линия уличного освещения, протяженностью 601 метр, с кадастровым номером: <№>, расположенный по адресу: <адрес>», не имеет собственника, объект недвижимости поставлен на соответствующий учет в установленном законом порядке, с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного права на данное имущество никто не заявил, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйную недвижимую вещь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации Фурмановского муниципального района удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование: Линия уличного освещения, протяженностью 601 метр, с кадастровым номером: <№>, расположенный по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: _______________

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>