Дело №2-3291/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2013 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
при секретаре Денисовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 , ФИО2, ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний РЭС» о признании незаконными действий по начислению платы за горячее водоснабжение, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском, уточненным и дополненным в ходе судебного разбирательства, к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний РЭС» ( далее по тексту ООО «ГК РЭС») о признании незаконными действий по начислению платы за горячее водоснабжение, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда, указав следующее.
Многоквартирный дом № 88 по п.Созидателей в г.Ульяновске находится в управлении ООО «ГК «РЭС». Они являются собственниками помещений в данном доме. В доме используется открытая двухтрубная система подачи горячего водоснабжения ( два ввода). С 01.01.2013 года был установлен тариф на ГВС – 95 рублей 48 копеек на 1 кв.м и ООО «РЭС» производил начисление платы за ГВС в таком размере. Однако с мая 2013 года ответчик изменил порядок начисления платы за ГВС, применив свой расчетный метод. Председателю Совета дома в ООО «ГК РЭС» раздали расчет платы за горячую воду, который им был представлен ОАО «Волжская ТГК», пояснив при этом, что плата за ГВС будет выше. С таким расчетом они не согласны, так как в нем учитывается для расчета не объем потребленной воды, а объем всей воды поступившей в дом, хотя часть воды уходит в систему канализации, а часть воды опять возвращается в УМУП «Теплоком». Ответчик в межотопительный сезон применяет установленный тариф на горячую воду, который состоит из двух компонентов: компонент на теплоноситель 28,44 руб/куб.м. и компонент на тепловую энергию 1241,48руб/Гкал, но при применении данного тарифа ответчик использует формулу (расчетный метод), предоставленную ему ОАО «Волжская ТГК», то есть по сути дела ответчик лоббирует интересы монополиста в нарушение прав потребителей. Мы с этим не согласны, так как считаем, что ответчик производит неверный расчет платы за ГВС, в результате чего плата за ГВС завышена. В доме без решения общего собрания установлен общедомовой прибор учета. Документы на данный прибор им ответчик не предоставил. Пунктом 49 Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 №1149 установлено, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения.
Согласно Примечанию 1 к Приложению №2 Постановления Правительства РФ № 354 при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие измерения: а) в отношении объемов коммунальных ресурсов: холодная вода, горячая вода. Сточные бытовые воды, газ - куб.метр; б) в отношении тарифов (цен) на коммунальные услуги: холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ - рублей/куб.метр;
Согласно Приложению №2 Постановления Правительства РФ № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному, горячему водоснабжению определяется по формуле:
Pi = Vi * Т, где: Vi - объем (количество) куб.метров потребленной горячей воды с учетом показаний квартирного прибора учета, Т - тариф (цена) на горячую воду, установленная в соответствии с законодательством РФ
Для потребителей, квартиры которых не оборудованы приборами учета, применяется формула:
Pi = ni * Nj * Т, где ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении Nj - норматив потребления коммунальной услуги (3.55 куб.метр на 1 человека), Т - тариф (цена) на горячую воду, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. химически очищенной воды до нормативной температуры определяется по формуле, приведенной в Правилах учета тепловой энергии» Qи = G1 * (tr –t (b)*1000, где tr = 65 град. С, txb= 5град. С (в отопительный сезон), txb = 15град. С (в межотопительный сезон)
Qи1 = 1 куб.м. * (65-5) * 1000 = 0,06 Гкал/куб.м. - в отопительный сезон
Qи2 = 1 куб.м. * (65-15) * 1000 = 0,051 Гкал/куб.м - в межотопительный сезон
Таким образом, стоимость 1 куб.м. ГВС на период с 1 мая 2013 года и по 30 июня 2013 года составит: (1241,48 руб./Гкал/куб.м.* 0.054) + 28.44 руб./куб.м = 95.48 руб./куб.м или 95.48 руб./куб.м. * 3.55 куб.м./чел. = 338,95 руб./ чел в мес. - для МКД, высотой свыше 5-ти этажей.
Стоимость ГВС с 01.07.2013 г. составит: 1390,98 руб./Гкал/куб.м. * 0.055) + 30.86 руб./куб.м = 106, 45 руб./куб.м.
За май месяц 2013 года ответчик обязан был при потребленном количестве ГВС (по показаниям общедомового прибора учета) 535,79 куб.м. * 95.48 руб./куб.м. = 51 125,08 руб., когда как ответчик выставил: 535,79 * 165,66 = 89414.99 руб.
За июнь: 439,01 * 95.48 = 41727,02 руб., ответчик выставил: 439,01 * 147,35 = 64688,12 руб. За июль: 345,79 * 106,45 = 36 809,35 руб., ответчик выставил: 345,79 * 165,79 = 57328,52 руб. Аналогичная ситуация расчета платы и за август 2013 года. Считают, что плата за ГВС за май, июнь, июль и август 2013 года завышена. Просили признать незаконными действия ООО «ГК РЭС» по начислению и взиманию с жителей дома № 88 по проспекту Созидателей города Ульяновска платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, за май 2013 г. в размере 165,66 руб./куб.м., за июнь 2013 года в размере 147.35 руб./куб.м., за июль месяц 2013 года в размере 165,79 руб./куб.м., за август в размере 195,59 руб/куб.м.,обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2013 года, за июнь 2013 года, за июль 2013 года, за август 2013 года для истцов с учетом установленного тарифа (цены) за 1 куб.м. горячего водоснабжения в соответствии с законодательством РФ, взыскать с ООО «ГК РЭС» компенсацию морального вреда в размере по 5000 рублей каждой.
Истица ФИО4 в судебном заседании от своих исковых требований к ООО «ГК РЭС» о признании незаконными действий ООО «ГК РЭС» по начислению и взиманию с жителей дома № 88 по проспекту Созидателей города Ульяновска платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, за май 2013 г. в размере 165,66 руб./куб.м., за июнь 2013 года в размере 147.35 руб./куб.м., за июль месяц 2013 года в размере 165,79 руб./куб.м., за август в размере 195,59 руб/куб.м., обязании ответчика произвести ей перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2013 года, за июнь 2013 года, за июль 2013 года учетом установленного тарифа (цены) за 1 куб.м. горячего водоснабжения в соответствии с законодательством РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей отказалась. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части прекращено.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснила суду, что с расчетом платы за горячее водоснабжение, производимым ответчиком за период с мая по август 2013 года включительно она не согласна, так как ответчик неверно трактует формулу № 20, указанную в Приложении 2 Постановления Правительства РФ № 354, рассчитывая плату за горячую воду исходя из всего объема воды, поступившей в дом, а не из потребленного жителям дома. В связи с этим происходит завышение платы за ГВС, Просила ее исковые требования удовлетворить.
Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Истица ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель истиц ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истцы согласны с тем, что ответчик при расчете платы за горячее водоснабжение, при отсутствии тарифа на горячую воду в рублевом выражении на 2013 год, применяет формулу 20, указанную в Приложении № к Правилам оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. Однако полагает, что ответчик неверно производит расчет по этой формуле, поскольку он складывает стоимость потребленного домом теплоносителя со стоимостью всего объема тепловой энергии, израсходованной на приготовление не потребленного домом, а всего объема теплоносителя, поступившего в дом, и, разделив данный результат на потребленную домом воду, получает стоимость 1 куб.м. горячей воды. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ГК РЭС» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила суду, что 01.01.2012 года между открытым акционерным обществом «Волжская ТГК (Теплоснабжающая организация) и ООО «ГК РЭС» (Потребитель) заключен договор №77700ПТЭ теплоснабжения (с протоколом разногласий), в соответствии с условиями которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей УМУП «Теплоком», а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя и/или горячей воды. ООО «Группа компаний РЭС», подписав данный договор с протоколом разногласий от 11.02.2012 года, направило указанный протокол в адрес ОАО «Волжская ТГК», однако ОАО «Волжская ТГК» не подписало обозначенный протокол разногласий. Между сторонами договор в виде одного документа подписан не был, поскольку имелись разногласия по нескольким условиям. При этом необходимо учесть разъяснения, изложенные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 года № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»: отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети. Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
На основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», указанный в нем расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам. В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 22 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20. Поскольку на 2013 год тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для ОАО «Волжская ТГК» не установлен, а Приказом Минэкономики Ульяновской обл. от 18.12.2012 года № 06-704 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновского филиала Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") на 2013 год» установлены цены на теплоноситель и тепловую энергию, требование о перерасчете платы за горячее водоснабжение с учетом установленного тарифа (цены) за 1 куб.метр горячего водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица ОАО «Волжская ТГК» в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором указывает, что исковые требования считает необоснованными. Исполнителем услуг по отношению к истцам является ООО « ГК РЭС». Потребленные жилым домом тепловая энергия и теплоноситель рассчитывается по общедомовым приборам коммерческого учета системы теплоснабжения, расчет за потребленные ресурсы производился с ООО «ГК РЭС» на основании фактически сложившихся отношений. В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В силу ч.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям прибора учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным методом исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения. В соответствии с п.49 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Таким образом, стоимость 1квб.м. горячей воды складывается из стоимости 1 тн/куб.м. теплоносителя и количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. данного теплоносителя до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, что нашло свое отражение в Приказе Министерства экономики Ульяновской области № 06-794 от 18.12.2012 года. Истцы необоснованно считают, что при начислении стоимости ГВС температура холодной воды в межотопительный период приравнивается к 15 градусам по Цельсию, поскольку на ТЭЦ-2, поставляющей тепловую энергию и теплоноситель в дома Заволжского района г.Ульяновска, в том числе и в дом истцов, в качестве исходной используется вода из артезианских скважин, температура которой существенно отличается от той, которую указывают истцы. Температура исходной воды учитывается при составлении актов об отпуске и потреблении тепловой энергии, оформленных ОАО «Волжская ТГК» и ОО «ГК РЭС». В связи с изменениями, внесенными 08.11.2012 года в Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, тариф на 2013 год для ОАО «Волжская ТГК» на горячую воду установлен двухкомпонентным. В связи с изложенным считает производимый ООО «ГК РЭС» законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ООО «РИЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства экономики и планирования Ульяновской области ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на иск, в котором указывает, что в соответствии со ст. 1, п. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 1, ст. 8, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (в ред. постановления Правительства РФ от 08.11.2012 № 1149), устанавливаются двухкомпонентные тарифы на горячую воду. Аналогичные положения содержатся в п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075<...> Основ ценообразования в сфере водоснабжении и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, п. 154 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, приложения № 9 к форме Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163, п. 8 типового договора в области горячего водоснабжения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения». Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере
теплоснабжения. В соответствии с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 18.12.2012 № 06-704 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2013 год» (в ред. приказа Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2012 № 06-727 «О внесении изменения в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 18.12.2012 № 06-704») были установлены тарифы на горячую воду в виде двухкомпонентного тарифа (компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию) на периоды: с 01.01.2013 по 30,06.2013 компонент на теплоноситель составляет 28,44 руб./куб.м с учётом НДС, компонент на тепловую энергию составляет 1241,48 руб./Гкал с учётом НДС; с 01.07.2013 по 31.12.2013 компонент на теплоноситель составляет 30,86 руб./куб.м с учётом НДС, компонент на тепловую энергию составляет 1390,98 руб./Гкал с учётом НДС. В соответствии с Положением о Министерстве экономики и планирования Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478 Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим, регулирование цен и тарифов. Министерство не является уполномоченным органом на осуществление контроля за порядком расчёта размера платы граждан за коммунальные услуги. Министерство является органом тарифного регулирования и осуществляет региональный государственный контроль за применением тарифов (цен), подлежащих государственному регулированию. Полномочия по контролю за правильностью расчёта размеров платы граждан за коммунальные услуги Министерства ограничены функциями по проверке законности применения регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы. В рассматриваемом случает тарифы, установленные Министерством экономики и планирования применены правомерно.
С учетом мнения истцов, их представителя и представителя ответчика ООО «ГК РЭС», суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав пояснения истцов, их представителя, представителя ответчика, специалиста, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами. В соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что истица ФИО1 является собственником квартиры № № доме № 88 по пр.Созидателей в г.Ульяновске, истица ФИО7 является собственником 1/3 доли квартиры № № в доме № 88 по пр.Созидателей в <адрес>, истица ФИО3 является собственником квартиры № № в доме № 88 по пр.Созидателей в г.Ульяновске. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истиц, справками формы № и свидетельствами о государственной регистрации права на имя ФИО1, ФИО7, ФИО3, имеющимися в материалах дела.
Согласно ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является управление управляющей организацией.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО «ГК РЭС», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ года.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст.ст.53-548 ГК РФ.
Согласно положениям п.п.6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что 01.01.2012 года между ООО «ГК РЭС» и ОАО «Волжская ТГК» был заключен договор №77700ПТЭ теплоснабжения. ООО «ГК РЭС», подписав данный договор с протоколом разногласий от 11.02.2012 года, направило указанный протокол в адрес ОАО «Волжская ТГК», однако до настоящего времени данный протокол не подписан.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что в спорный период ОАО «Волжская ТГК» в отсутствие письменного договора осуществляло поставку теплоэнергии, необходимую и использованную для нужд по горячему водоснабжению истцам в многоквартирном доме № 88 по пр.Созидателей в г.Ульяновске, находящемся в управлении ОО «ГК РЭС».
В пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 года № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, в спорной ситуации имеют место фактически сложившиеся договорные правоотношения по поставке теплоэнергии.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч.3 ст.30 также обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В связи с принятием указанного Постановления признано утратившим силу со дня вступления в силу настоящих Правил, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 Приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Следовательно, абонент обязан оплатить стоимость принятой энергии, осуществив расчет с энергоснабжающей организацией с учетом требований действующего законодательства.
Из статьи 157 ЖК РФ, пункта 16 Правил № 307, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» усматривается следующее.
Действующее нормативное регулирование в сфере теплоснабжения многоквартирных жилых домов допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги.
Стоимость потребленного коммунального ресурса, которым может быть, в частности, как тепловая энергия, так и горячая вода, определяется на основании утвержденных тарифов, устанавливаемых для тепловой энергии в рублях за гигакалорию и для горячей воды в рублях за кубический метр.
Согласно ч.2 ст.13 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ст.19 Федерального Закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:1) отсутствие в точках учета приборов учета;2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Потреблённые жилым домом № 88 по пр.Созидателей в г.Уляновске тепловая энергия и теплоноситель рассчитывается по общедомовым приборам коммерческого учета системы теплоснабжения. Схема теплоснабжения - открытая 2-х трубная, на ГВС установлены отдельные приборы коммерческого учета ( на вводе № 1 и на вводе № 2), что подтверждается пояснениями сторон, актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у покупателя (Заказчика) от 07.06.2012 года, имеющимися в материалах дела.
Показания приборов коммерческого учета ГВС на обоих вводах за период с мая 2013 года по августа 2013 года включительно зафиксированы в ежемесячных Отчетах о суточных параметрах.
В процессе рассмотрения спора судом установлено, что ответчик поставлял тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения по открытой системе теплоснабжения по тепловым сетям, принадлежащим УМУП «Теплоком», о чем дали пояснения участники судебного заседания.
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.22 Правил №307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п.40 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу п.42 Правил №354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно п.4.2 ст.13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, действующим законодательством установлен общий принцип оплаты предоставленных коммунальных услуг исходя из фактически переданного (потребленного) объема тепловой энергии или иных энергетических ресурсов по показаниям приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 18.12.2012 № 06-704 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2013 год» (в редакции приказов Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2012 №06-727, от 11.01.2013 № 06-05) установлены тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2013 год, состоящие из двух компонентов: на теплоноситель и на тепловую энергию. Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 14.02.2013 № 06-33 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на 2013 год» установлены нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения для ОАО «Волжская ТГК» 0,055 на компонент «теплоноситель» и 0,055 на компонент «тепловая энергия».
Понятие норматива потребления коммунальной услуги дано в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, согласно которым норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Расчет по оплате за горячее водоснабжение за спорный период произведен ООО «ГК РЭС» с учетом объема потребляемых коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Плату за ГВС ООО «РИЦ» поквартирно начисляет самостоятельно, поскольку жители передают показания в ООО «РИЦ», которое и производит начисления.
Обращаясь с данным иском в суд, истцы просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение для них за период с мая 2013 года по август 2103 года включительно с учетом установленного тарифа (цены) за 1 куб.и горячего водоснабжения в соответствии с законодательством РФ.
Из пункта 47 Основ ценообразования № 520 следует, что тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют «непосредственное производство горячей воды» и, во-вторых, «оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения». Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что внутридомовое инженерное оборудование, используемое для приготовления «горячей воды», используемой гражданами для личного и бытового потребления, принадлежит ОАО «Волжская ТГК» на праве собственности или ином допускаемом законом основании либо эксплуатируется им в целях доведения «сетевой воды» до указанных нормативных температурных требований. Следовательно, ОАО «Волжская ТГК» не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Поэтому положения пункта 47 Основ ценообразования № 520 на ответчика не распространяются.
Пунктом 4 Основ ценообразования № 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные указания утверждены приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47.
Абзацем первым пункта 7 Методических указаний № 47 установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Абзацами 6-8 п.7 Методических указаний № 47 установлено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний № 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Таким образом, в абзаце первом пункта 7 Методических указаний № 47, как и в пункте 47 Основ ценообразования № 520 содержится императивное требование об установлении тарифа на горячую воду только для тех организаций коммунального комплекса, которые, во-первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов), и, во-вторых, осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).
Из приведенных норм Методических указаний № 47 следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный п.47 Основ ценообразования № 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием открытой системы теплоснабжения, либо с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 года № 1149 « О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлено, что в открытой системе горячего водоснабжения тариф на ГВС состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Таким образом, у регулирующих органов отсутствует возможность установления фиксированного тарифа на 1 куб.м горячей воды.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
При отсутствии тарифа на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для ОАО «Волжская ТГК» на 2013 год и установлении Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области» от 18.12.2012 года № 06-704 цен на теплоноситель и тепловую энергию на 2013 год необходимость расчета платы за горячее водоснабжение в межотопительный период в соответствии с пунктом 54 вышеприведенных Правил истцами в судебном заседании не оспаривалась.
Из пояснений представителя ответчика, пояснений, изложенных в отзыве на иск Министерства экономики и планирования Ульяновской области, ОАО «Волжская ТГК» усматривается, что в связи с отсутствием фиксированного тарифа на 1 куб.м. горячей воды на 2013 год, конечную стоимость 1 куб.м.горячей воды с 01.01.2013 года ООО «РЭС» должно было рассчитывать самостоятельно по показаниям общедомовых приборов учета или с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. горячей воды. С февраля 2013 года расчет стоимости 1 куб.м. ГВС производился ООО «РЭС» в соответствии с утвержденным нормативом на подогрев 1 куб.м. горячей воды, в связи с чем стоимость ГВС за февраль 2013 года составила 95 рублей 48 копеек. Аналогичным образом производился расчет стоимости ГВС за март, апрель 2013 года. С таким расчетом истцы были согласны. С мая 2013 года, в связи с отключением теплоснабжения и отсутствием такой услуги как «плата за теплоснабжение», расчет стоимости 1 куб.м. ГВС производится ООО «РЭС» не по нормативу на подогрев, а по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
Как следует из ответа, данного Министерством экономики и планирования Ульяновской области истице ФИО1 03.07.2013 года увеличение стоимости ГВС произошло за счет фактического объема потребления данной услуги согласно показаниям общедомового прибора учета. При этом компоненты на ГВС – тариф на теплоноситель и тариф на тепловую энергию не повышались с 2012 года. Повышение компонентов на ГВС произошло с 01.07.2013 года, что не превысило установленных Федеральной службой по тарифам России предельных индексов роста тарифов на теплоэнергию для Ульяновской области на 2013 год.
Будучи допрошенной в качестве специалиста в судебном заседании ФИО9 показала, что в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя определена Организация учета тепловой энергии и теплоносителя, полученных водяными системами теплопотребления. Так, в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должны определяться: время работы приборов узла учета; полученная тепловая энергия; масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета. В открытых системах теплопотребления дополнительно должны определяться: масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета. Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Принципиальная схема размещения точек измерения массы (объема) теплоносителя, его температуры и давления, состав измеряемых и регистрируемых параметров теплоносителя в открытых системах теплопотребления дана в проекте узла учета тепловой энергии. В нем же заложен определенный алгоритм расчета количества тепловой энергии и теплоносителя, полученных водяными системами теплопотребления, Они определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период по формуле: Q = Ои + Qn + (G„ + GrB + Gy) x (h2 - hXB) x К)"3.Показания теплосчетчика, водосчетчика, а также регистрирующих приборов узла учета используются энергоснабжающей организацией для определения значений отклонений полученной тепловой энергии, массы и температуры теплоносителя от величин, нормируемых Договором. Указанна выше формула является алгоритмом расчета за потребленную тепловую энергию и теплоносителя тепловычислителем при оборудовании помещения общедомовым прибором учета. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.11.2012 № 1149 тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. При расчете стоимости 1 куб. метра горячей воды применен пункт 54 Постановления Правительства РФ №354 от 27.08.2012г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Применяя формулу №20, указанную в разделе 4 Постановления Правительства РФ от №354 (раздел платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению), размер платы за горячее водоснабжение в доме определяется следующим образом:
за май 2013 года: Р=535,79мЗ*28,44руб+59,222Гкал*1241,48руб=88760,80руб.
Стоимость 1куб.м. горячей воды=88760,80руб/535,79мЗ=165,66руб.
За июнь 2013года:Р=439,01мЗ*28,44руб+42,047*1241,48руб=64685,95руб.
Стоимость1куб. метра горячей воды=64685,95руб/439,01мЗ=147,35руб.
За июль 2013 года: Р=345,78*30,86 руб.+33,542* 1390,98=57327,02руб.
Стоимость 1куб.метра горячей воды=57327,02руб/345,78мЗ=165,79руб.
За август 2013 года:=450,52*30,86 руб.+53,541*1386,09=88115,69руб.
Стоимость 1куб.м. горячей воды=88115,69руб/450,52мЗ=195,59руб. Полагает, что механизм расчета применен правильно. В каждом последующем месяце, исходя из корректировки температуры холодной воды, производится перерасчет платы за ГВС и из расчета вычитается количество Гкал, указанных в Акте, подписанном ОАО «Волжская ТГК» и ООО «ГК РЭС». При отсутствии в настоящее время фиксированного тарифа на горячую воду в рублевом эквиваленте, другого расчета быть не может.
Судом был направлен запрос в Министерство экономики и планирования Ульяновской области на предмет проверки правильности начисления платы за ГВС ООО «ГК ЭС» истцам за период с мая 2013 года по август 2013года включительно. Согласно представленного отзыва от 25.09.2013 года, в рассматриваемом случае тарифы, применены правильно, при условии достоверности предоставленных данных по объемам и площади, расчет стоимости одного куба горячей воды соответствует требованиям действующего законодательства.
Достоверность показаний коллективного прибора коммерческого учета, отраженных в Отчетах о суточных параметрах за период с мая 2013 года по август 2013 года по дому № 88 по пр.Созидателей в г.Ульяновске и предоставленные судом Министерству экономки и планирования для проверки расчеты платы за ГВС истцами в судебном заседании не оспаривались.
С учетом всего вышеизложенного, суд установил, что стоимость 1 м3 горячей воды рассчитывалась ответчиком в период с 01.05.2013 года по 31.081.2013 года согласно показаниям общедомовых приборов учета исходя из фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС в соответствии с тарифами на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденными Приказами Министерства экономики Ульяновской области, о которых указывалось выше.
При таких обстоятельствах, суд считает, что произведенный ответчиком ООО «ГК РЭС» расчет платы за ГВС за период с 01.05.2013 года по 31.081.2013 года соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем исковые требования о признании действий ООО «ГК РЭС» по начислению и взиманию с истцов платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, за май 2013 г. в размере 165,66 руб./куб.м., за июнь 2013 года в размере 147.35 руб./куб.м., за июль месяц 2013 года в размере 165,79 руб./куб.м., за август в размере 195,59 руб/куб.м. незаконными удовлетворению не подлежат.
Поскольку действия ответчика по начислению платы за ГВС в указанном выше размере признаны судом законными, не могут быть удовлетворены и исковые требования о возложении на ответчика обязанности ответчика произвести истцам перерасчет платы за горячее водоснабжение за май 2013 года, за июнь 2013 года, за июль 2013 года и август 2013 года учетом установленного тарифа (цены) за 1 куб.м. горячего водоснабжения в соответствии с законодательством РФ и взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей каждой, поскольку являются производными от основных.
Доводы истцов об обратном основаны на неверном толковании закона.
Что касается доводов истцов о том, что при начислении стоимости ГВС температура холодной воды в межотопительный период равна ежемесячно 15 градусам по Цельсию, то данные доводы суд не может принять во внимание, поскольку температура исходной воды за каждый месяц указана при составлении актов об отпуске и потреблении тепловой энергии, оформленных ОАО «Волжская ТГК» и ООО «ГК РЭС».
Таким образом, в удовлетворении указанных требований истов суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 , ФИО2, ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний РЭС» о признании незаконными действий по начислению платы за горячее водоснабжение, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд года Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Усова В.Е.