Ленинский районный суд г. Владимира
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-3292/10 ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 11 ноября 2010 г.
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Щербининой Е.А.,
с участием
заявителя ФИО2,
представителей заявителя
ФИО3,
действующего на основании доверенности от 28.03.2009 г.,
ФИО4,
действующего на основании устного заявления,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
действующего на основании доверенности от 30.03.2010 г.,
заинтересованного лица ФИО6,
действующего на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец от 29.06.2010 г., постановления главы муниципального образования город Гороховец № 1 от 01.07.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец ФИО2 об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
Председатель Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец ФИО2 обратился в Ленинский районный суд г. Владимира с заявлением (с учетом уточнений л.д. 21-23) в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором поставил вопрос о признании незаконными действий Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области, выразившихся в государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование указано, что регистрирующим органом нарушены положения ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Закон), поскольку не проводилась проверка соответствия новой редакции устава Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, что привело к государственной регистрации устава МО, противоречащего целому ряду федеральных нормативно-правовых актов, правовым актам субъекта РФ и местным нормативно-правовым актам.
Указано, что представленный на государственную регистрацию устав в нарушение ст. 3 Закона не был скреплен печатью представительного органа МО.
По мнению заявителя указанное действие регистрирующего органа нарушает его права и свободы как председателя представительного органа муниципального образования:
право на труд;
право на гарантии и компенсации как работника, избранного на выборную должность в органах местного самоуправления;
права и свободы жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Заявитель просит:
признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец ДД.ММ.ГГГГ;
признать недействительным свидетельство о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец от ДД.ММ.ГГГГ №
исключить из государственного реестра уставов муниципальных образований запись о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании заявитель, председатель Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец ФИО2, действующий от своего имени и как представитель Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец, а также его представители ФИО3 и ФИО4 поддержали требования по указанным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица, Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области, ФИО5, полагал заявление незаконным и необоснованным, просил отказать в его удовлетворении. Представил письменные возражения на заявление (л.д. 99-100), в которых указал на отсутствие нарушение действующего законодательства со стороны регистрирующего органа. Кроме того, полагал, что поскольку фактически заявителем оспаривается законность нормативно-правового акта местного самоуправления (Устава), то данный вопрос должен разрешаться в порядке гл. 24 ГПКФ в Гороховецком районном суде Владимирской области.
Заинтересованное лицо, исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования город Гороховец ФИО6, с доводами заявителя также не согласился, просил суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области издан приказ № о государственной регистрации Устава муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области (городское поселение), принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Устав муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области включен в государственный реестр уставов муниципальных образований (л.д. 101-102).
Факт государственной регистрации указанного устава также подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116).
На основании Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации» государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав во Владимирской области осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области, действия которого оспариваются, имело право проводить регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
Установленный законом срок для государственной регистрации устава заинтересованным лицом не нарушен, поскольку решение о новой редакции Устава принято Советом народных депутатов муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114), а сама регистрация произведена ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из ч. 4 ст. 1 Закона регистрирующий орган:
1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
То обстоятельство, что, вопреки утверждению заявителя, заинтересованным лицом проводилась проверка соответствия устава действующему законодательству (федеральному и субъекта), а также проверка соблюдения установленного законом порядка принятия устава, прямо следует из текста заключения о государственной регистрации устава № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому устав муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области принят решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области (представительным органом) с предшествующим опубликованием проекта в средствах массовой информации и проведением публичных слушаний, соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Владимирской области (л.д. 103-104).
Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Представляется, что вопрос о противоречии устава действующему законодательству не может являться предметом проверки при рассмотрении заявления в порядке гл. 25 ГПК РФ, поскольку для его разрешения гл. 24 ГПК РФ предусмотрена иная процедура, в том числе устанавливающая отличные от настоящих правила подсудности.
Что касается вопроса о соответствии порядка принятия устава, то суд приходит к следующему.
На основании ч.ч. 3-5 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Проект решения Совета народных депутатов МО город Гороховец о новой редакции устава, порядок учета предложений по проекту решения, порядок участия граждан в его обсуждении, а также Постановление главы МО город Гороховец о назначении публичных слушаний по данному вопросу опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается представленной копией газеты ОРГ1 № .... (л.д. 167) и не оспаривалось сторонами.
Как следует из протокола внеочередного заседания Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-113, 115) решение о новой редакции устава (л.д. 114) принято более чем .... голосов от числа избранных депутатов (12 из 15).
То обстоятельство, что решение об уставе муниципального образования, представленное на государственную регистрацию, подписано не председателем Совета народных депутатов МО город Гороховец ФИО2, а депутатом ФИО1, избранным председательствующим на заседании Совета ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие ФИО2, не является основанием для признания действий заинтересованного лица незаконным, поскольку согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108) сам заявитель от подписи отказался, что не оспаривал в судебном заседании.
Кроме того, проверка соответствия порядка принятия новой редакции устава МО действующему Уставу, равно как и Регламенту Совета народных депутатов, не входит в обязанности Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области, поскольку данные правовые акты не обладают статусами федеральных либо субъекта РФ.
Схожие действия депутата Совета ФИО1 ранее являлись предметом оспаривания, однако заявления Председателя Совета ФИО2 по данному вопросу оставлены судами без удовлетворения (л.д. 168-178).
Представление на государственную регистрации устава МО город Гороховец скрепленного печатью не представительного органа муниципального образования, а печатью местной администрации, также не могло явиться основанием для отказа в государственной регистрации устава, поскольку данное обстоятельство не подпадает под перечисленные в ч. 6 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» случаи, относится исключительно к форме регистрируемого документа и не влияет на существо правоотношения.
Кроме того, иной порядок действий представлялся невозможным с учетом уклонения (несогласия) Председателя Совета народных депутатов ФИО2 от заверения указанных документов Совета своей подписью и печатью, что фактически им не оспаривалось.
Доводы заявителя относительного нарушения его трудовых прав представляются надуманными, поскольку до настоящего времени он не лишен возможности трудиться, в том числе на выборной должности в представительном органе местного самоуправления, а кроме того сам уклонился от реализации предоставленных ему прав путем отказа от подписания решения Совета народных депутатов.
С учетом того, что само решение от ДД.ММ.ГГГГ принято большинством избранных народом депутатов, значительно превышающим квалифицированное, судом не усматривается нарушение прав граждан на участие в местном самоуправлении.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области незаконными, а также о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец и исключении из государственного реестра уставов муниципальных образований записи о государственной регистрации новой редакции Устава, как требований, следующих из первоначально заявленного.
Отказ с удовлетворении заявления не препятствует обращению в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта «Устав муниципального образования город Гороховец» в порядке гл. 24 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления председателя Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец ФИО2 о признании незаконными действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, выразившихся в государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ редакции Устава муниципального образования город Гороховец, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец от ДД.ММ.ГГГГ №, исключении из государственного реестра уставов муниципальных образований запись о государственной регистрации новой редакции Устава муниципального образования город Гороховец от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
....
....
Председательствующий А.А. Барабин
....