ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3296/202017Д от 17.12.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-3296/2020 17 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре судебного заседания Яковлевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Северному Межрегиональному Управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о взыскании задолженности по заработной плате, процентов, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Северному Межрегиональному Управлению государственного автодорожного надзора о взыскании задолженности по заработной плате в размере 40 321 рубля 08 копеек за период с января 2018 года по декабрь 2019 года, процентов в размере 1 944 рублей 82 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что с <Дата> по <Дата> истец работал в должности государственного инспектора отдела автотранспортного автодорожного надзора Северного Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора. В период прохождения службы истец ежемесячно привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, а так же в ночное время, однако, ответчик оплату работы в указанные дни производил истцу в обычном размере, в связи с чем, образовалась задолженность по оплате его труда, которую ответчик не выплатил до настоящего времени. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации). Положениями ст.ст. 129 и 135 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст.11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В силу ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Федеральным законом РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служебным контрактом оплата работы в выходные (праздничные) дни и в ночное время для госслужащего не предусмотрена. Между тем, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ, на федеральных государственных гражданских служащих распространяется действие федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, в части неурегулированной данным законом. В силу ст.153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов). В силу ст. 96 ТК РФ ночное время - время с 22 часов до 6 часов. Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночной время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Поскольку служебным контрактом <№> от <Дата> оплата труда в ночное время не предусмотрена, расчет оплаты труда за работу в ночное время должен производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от <Дата><№> «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», согласно которому минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время в данном случае составляет 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Таким образом, задолженность ответчика по оплате истца работы в ночное время и выходные дня за 2018-2019 год составляет 40 321 рубль 08 копеек.

Впоследствии требования увеличены в части суммы взыскания задолженности по заработной плате за январь 2020 года в размере 1 658 рублей 30 копеек (л.д.113).

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от <Дата>, исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от <Дата>, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям и доводам, указанным в отзыве.

Из представленного отзыва стороны ответчика следует, что в соответствии с приказом от <Дата><№>ФИО1 принят на государственную гражданскую службу с <Дата> на должность государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора, выполняющего функции по осуществлению контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств (государственный инспектор ВПК). Служебным контрактом, заключенным <Дата><№>, установлено, что в обязанности инспектора ВПК входит исполнение должностных обязанностей, в соответствии с регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдение служебного распорядка Управления. В пункте 10 служебного контракта указано, что гражданскому служащему ФИО1 служебный день установлен в соответствии со служебным распорядком Управления. При этом, в виду того, что пост весового контроля функционирует круглосуточно, инспекторский состав выполняет свои функции согласно графикам сменности. График составляется с учетом нормальной продолжительности рабочего времени и 40 часовой рабочей недели, выходные дни устанавливаются согласно графику. Пунктом 9 служебного контракта на основании Федерального закона от <Дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) установлено денежное содержание: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации – 4 198 рублей; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы - не присвоен; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации - 30% оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы - 80% оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Так, среди прочего, пунктом 9 служебного контракта установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы размером 80% оклада, а приказом от <Дата><№> надбавка за особые условия гражданской службы увеличена до 90 % оклада. Особыми условиями в данном случае является плавающий график сменности личного состава. Так же пунктом 10 служебного контракта установлен ненормированный рабочий день, в связи с чем, в соответствии со ст.45 Закона № 79-ФЗ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. ФИО1, в соответствии с пунктом 11 служебного контракта, предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня. Указанный служебный контракт был доведен до ознакомления ФИО1, о чем имеется запись, один экземпляр контракта получен лично. Кроме того, согласно п. 37 Положения, утвержденного приказом Ространснадзора от 27 июня 2017 года № ВБ-531фс, Северное МУГАДН является получателем бюджетных средств. Расходование средств федерального бюджета носит целевой характер и осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Фонд оплаты труда строго регламентирован и рассчитывается на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обоснования (расчеты) сметы расходов плановых показателей на оплату труда являются приложением к смете и выполняются на основании Приказа Минфина России от 20 июня 2018 года №139н «Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений». Приложением №6 к данному приказу утверждены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на фонд оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в части работников территориальных органов федеральных государственных органов. Пункт 3.3.2 приложения № 6 обоснований (расчетов) содержит структуру фонда оплаты труда, в который входят следующие выплаты: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Другие выплаты государственным гражданским служащим сметой расходов не предусмотрены и будут рассматриваться Управлением федерального казначейства, осуществляющим контрольно-надзорные функции за расходованием средств федерального бюджета, как нецелевое расходование средств федерального бюджета, что влечет за собой административную ответственность. Просят суд отказать в удовлетворении заявления о взыскании задолженности по заработной плате, представленного ФИО1

В судебное заседание не явились истец, представитель третьего лица Ространснадзора. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статьей 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам частью 5 статьи 50 Федерального закона отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 45 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Частью второй указанной статьи предусмотрено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Из части 3 ст. 45 Федерального закона N79-ФЗ следует, что ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

В целях компенсации гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Федерального закона гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Из вышеизложенного следует, что гражданский служащий может привлекаться к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, что компенсируется в том числе предоставлением дней отдыха.

Установлено, что ФИО1 с <Дата> проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации по должности государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора, осуществляющего весовой и транспортный контроль в Северном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работнику установлен ненормированный рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск 30 дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, 16 дней отпуска за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В соответствии с заключенным контрактом установлено гражданскому служащему денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (30%), ежемесячной надбавки за особые условия службы (80%), премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Впоследствии, ежемесячная надбавка за особые условия службы увеличена до 90% от должностного оклада.

Работа истца носила сменный характер, по составленному графику работ на посту весового контроля, при приеме на государственную гражданскую службу, заключая контракт был уведомлен о том, что пост весового контроля работает в круглосуточном режиме, назначение смен возможно как в ночное время, так в выходные дни.

Из представленных расчетных листков следует, что продолжительность рабочего времени за весь период работы составляла не более 40 часов рабочей недели.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истцу установлен особый режим работы - ненормированный рабочий день, специфика которого заключается в том, что гражданский служащий может быть привлечен к работе, как до начала служебного дня, так и после его окончания. Эта работа компенсируется дополнительными днями к отпуску и дополнительной выплатой, связанной со сложностью, напряженностью и специальным режимом службы. Истец, замещая должность государственной гражданской службы, получил все гарантии, предусмотренные ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Работодателем, в целях материального стимулирования разработано Положение о премировании, оказании материальной помощи, единовременных выплатах. Так, премирование по результатам работы осуществляется за первые два месяца квартала в размере 16,67% оклада, за третий по решению начальника Управления, при предоставлении отпуска выплачивается единовременная выплата в размере двух окладов, один раз в год оказывается материальная помощь в размере одного оклада.

Государственная служба представляет собой иную, отличную от работы по трудовому договору, форму реализации права на труд, урегулированную нормами специальных законов, а не нормами ТК РФ.

Кроме того, суд полагает, что в соответствии со ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд за защитой нарушенного права нарушен по требованиям за период с января 2018 года по апрель 2019 года, с учетом даты направления иска в суд <Дата>. Доказательств, связанных с невозможностью обращения в суд с иском в установленные сроки, истцом не представлено.

Требования, связанные с взысканием процентов, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от первоначального требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Северному Межрегиональному Управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о взыскании задолженности по денежному содержанию, процентов, компенсации морального вреда отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Ж.С. Кочина