К делу № 2-478/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «18» августа 2021 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,
при секретаре Щербатовой Н.А.,
с участием представителя истца – государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» (далее – ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края») – ФИО6, действующей по доверенности №2 от 11.01.2021 года, представителя ответчика ФИО7 - ФИО9, действующего по доверенности 23АВ0769044 от 05.12.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО7 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» обратилось в Крымский районный суд с иском к ФИО7 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Уставом государственное бюджетное учреждение <адрес> «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» (далее – истец) является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов <адрес> к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики <адрес> от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу <адрес> и краевую адресную инвестиционную программу: обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой. В целях строительства объекта «Защита территории <адрес> от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по ликвидации последствий наводнения в <адрес>», в соответствии со ст.ст. 279 и 281 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), статьями 49, 56.2, 56.3, 56,4, 56.6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>», постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», а также приказом департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий <адрес> от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» на основании ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ№ министерством природных ресурсов <адрес> принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> (приказ министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), в перечень которого вошел земельный участок, площадью 970 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002001:17, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес>, и расположенный на нем жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО2 (далее – ответчик). По месту регистрации ответчика, ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о принятом министерством природных ресурсов <адрес> решении об изъятии земельного участка, площадью 970 кв.м. и жилого дома, площадью 136.1 кв.м. Письмом истца от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, ответчику отправлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием. В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. На основании п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. В соответствии с п. 7 ст. 56.10 ЗК РФ организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении. Согласно отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Межевой земельный центр», рыночная стоимость земельного участка, недвижимости и убытков составляет 3 195 992 рубля. На основании п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> между истцом и ответчиком не достигнуто. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Согласно Уставу, учреждение выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики <адрес> от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу <адрес>, в том числе по реализации проекта «Защита территории <адрес> от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по ликвидации последствий наводнения в <адрес>». Таким образом, данные обстоятельства являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа к немедленному исполнению. Кроме того, согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно п. 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О министерстве природных ресурсов <адрес>», Министерство природных ресурсов <адрес> (далее – министерство) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах установленной компетенции участие в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, уполномоченным в области государственной экологической экспертизы, регулирования отношений в области недропользования, в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, лесных отношений, государственного экологического надзора (регионального государственного экологического надзора), федерального государственного охотничьего надзора на территории <адрес>, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории <адрес>, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в границах территории <адрес>, федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда в границах территории <адрес> (далее также – установленная сфера деятельности). Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В соответствии с Уставом, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов <адрес> к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика, а также является ответственным за выполнение мероприятия по строительству объекта, предусмотренного государственной программой <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развития лесного хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, заказчиком по государственным контрактам, заключенным на строительство объекта. Таким образом, учреждение, созданное с целью обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, находящихся в государственной собственности <адрес> и выполняющие отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) в защиту государственных интересов, относится к государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), при выступлении в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании вышеизложенного, просит суд:
1. изъять для государственных нужд <адрес> в принудительном порядке у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а;
2. прекратить право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а;
3. установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а, в размере 3 195 992 (три миллиона сто девяносто пять тысяч девятьсот девяносто два) рубля, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет ФИО2 или на депозитный счет нотариуса;
4. признать право государственной собственности <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а;
5. решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель истца – ГКУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» – ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить в полном объёме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика ФИО2 – ФИО3 известно, что его доверитель не имеет намерения участвовать в судебном заседании, выдал ему нотариально удостоверенную доверенность для представления его интересов в суде общей юрисдикции. Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика ФИО2.
Представитель ответчика ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении искового заявления в части предложенного размера возмещения за принадлежащее ФИО2 на праве собственности имущество, а именно: земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв. м, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>, ст-ца Нижнебаканская, <адрес>-а, за исключением предложенного истцом размера возмещения убытков, связанных с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 78 шт., в сумме 557155 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят пять) рублей, а также предложенного размера возмещения за перебазирование и съем жилья в сумме 167792 (сто шестьдесят семь тысяч семьсот девяносто два) рубля; установить размер возмещения, подлежащего оплате ФИО2 за земельный участок, площадью 970 кв.м. с кадастровым номером 23:15:1002001:17 и находящийся на нем жилой дом, площадью 136,1 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002001:151, а также стоимость строений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, ст-ца Нижнебаканская, <адрес>-а, в размере 4 168 000 (четыре миллиона сто шестьдесят восемь тысяч) рублей, величину убытков, причиняемых правообладателю ФИО2 изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в том числе: размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств, оплата государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости в размере 127 390 (сто двадцать семь тысяч триста девяносто) рублей, размер затрат, связанных с перебазированием и съемом жилья равного 167792 (сто шестьдесят семь тысяч семьсот девяносто два) рубля, и стоимость убытков, связанных с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 78 шт., в сумме 557155 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят пять) рублей, а всего установить общий размер возмещения в размере 5 020 337 рублей (пять миллионов двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей, взыскав указанный размер возмещения с ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сохранить право пользования ФИО2, а также членов его семьи, земельным участком, площадью 970 кв.м. с кадастровым номером 23:15:1002001:17 и находящимся на нем жилым домом, площадью 136,1 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002001:151, расположенных по адресу: <адрес>, ст-ца Нижнебаканская, <адрес>-а, на шесть месяцев после предоставления возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин суду не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в своё отсутствие не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно, в силу п.п. 11-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подп. 2 п. 10 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов <адрес> к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики <адрес> от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу <адрес> и краевую адресную инвестиционную программу, обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.
В целях строительства объекта «Защита территории <адрес> от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по ликвидации последствий наводнения в <адрес>», в соответствии со статьями 279 и 281 Гражданского кодекса РФ, статьями 49, 56.2, 56.3, 56,4, 56.6 Земельного кодекса РФ, статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>», постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», а также приказом департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий <адрес> от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» на основании ходатайства истца от ДД.ММ.ГГГГ№ министерством природных ресурсов <адрес> принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> (приказ министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), в перечень которого вошел земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а, принадлежащие на праве собственности ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации ответчика ФИО2 направлено уведомление о принятом министерством природных ресурсов <адрес> решении об изъятии земельного участка, площадью 970 кв.м. и жилого дома, площадью 136,1 кв.м., находящиеся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес>.
Письмом ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, которые вручены ему ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
На основании п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Согласно п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 7 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Согласно п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Межевой земельный центр» (далее по тексту Отчет), рыночная стоимость земельного участка, недвижимости и убытков составляет 3 195 992 (три миллиона сто девяносто пять тысяч девятьсот девяносто два) рубля 00 копеек., из которых:
- стоимость жилого дома с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв. м., составила 1853800 (один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи восемьсот) рублей;
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв. м, составила 364730 (триста шестьдесят четыре тысячи семьсот тридцать) рублей;
- стоимость улучшений (строений и сооружений), расположенных на земельном участке – 252515 (двести пятьдесят две тысячи пятьсот пятнадцать) рублей;
- размер убытков при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002001:17, которые связаны, согласно определенной стоимости, с перебазированием и съемом жилья – 167792 рублей;
- убытки, связанные с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 78 штук – 557155 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят пять) рублей.
В письме от ДД.ММ.ГГГГФИО2 выразил свое несогласие с определенной ООО «Межевой земельный центр» стоимостью изымаемого имущества, попросил произвести перерасчет размера возмещения за изымаемое у него недвижимое имущество по адресу: РФ, <адрес>, ст-ца Нижнебаканская, <адрес>-а, и в установленный срок, предусмотренный п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, соглашение об изъятии не подписал.
На основании п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 282 Гражданского кодекса РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> между ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» и ФИО2 не достигнуто.
Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку стороны не договорились о размере возмещения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «СтройЭкспертИндустрия», ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно выводов судебного ФИО5 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО8, изложенных в заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка, площадью 970 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002001:17 и находящегося на нем жилого дома, площадью 136,1 кв.м. с кадастровым номером 23:15:1002001:151, а также стоимость строений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, составляет: 4 168 000 (четыре миллиона сто шестьдесят восемь тысяч) рублей. (ответ на первый вопрос).
Размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, составляет 127 390 (сто двадцать семь тысяч триста девяносто) рублей. (ответ на второй вопрос).
Давая оценку позициям сторон относительно заключения судебного ФИО5 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО8 суд принимает вышеуказанное заключение ФИО5 за допустимое доказательство по делу, соглашаясь с данной оценкой, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентным ФИО5; в заключении не содержится каких-либо противоречий, а сделанные выводы мотивированы. Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза назначена судом, ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Данная позиция суда основана, в том числе, и на Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, где в пункте 7 указано, что при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято ДД.ММ.ГГГГ, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения п. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено п. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу ст. 282 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ №-КГ15-4).
Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действующим законодательством не установлено иное.
При таких обстоятельствах, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка, площадью 970 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002001:17 и находящегося на нем жилого дома, площадью 136,1 кв.м. с кадастровым номером 23:15:1002001:151, а также стоимость строений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, составляет денежную сумму равную 4 168 000 (четыре миллиона сто шестьдесят восемь тысяч) рублей.
Поскольку требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» по возмещению стоимости убытков, связанных с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 78 штук в размере 557 155 рублей, а также требования по возмещению размера убытков при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002001:17, которые связаны, согласно определенной стоимости, с перебазированием и съемом жилья определёнными в сумме 167 792 рублей, ни ответчиком ФИО2, ни его представителем ФИО3, не оспариваются и не отрицаются, а напротив признаются в полном объёме, судом заявленные убытки не ставились под сомнение и определение их стоимости на разрешение судебного ФИО5 не ставилось, исходя из чего, суд приходит к убеждению, что данные требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, на основании судебной экспертизой была рассчитана величина убытков, причиняемых правообладателю ФИО2 изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в том числе: размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств, оплата государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, которая составляет 127 390 (сто двадцать семь тысяч триста девяносто) рублей, в связи с чем, суд считает обоснованной и подлежащим удовлетворению данный размер убытков, определенных на основании заключения судебного ФИО5ФИО8.
При этом, от представителя истца ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» ФИО1 заявлений о вызове судебного ФИО5 для дачи пояснений, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не поступало.
Следовательно, общий размер возмещения, подлежащего оплате ФИО2, составляет денежную сумму в размере 5 020 337 (пять миллионов двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей, исходя из следующего расчёта: (4 168 000 рублей +127 390 рублей +167 792 рублей +557 155 рублей = 5 020 337 рублей).
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерации на основании Земельного кодекса российской Федерации, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление государственного бюджетного учреждения <адрес> «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» к ФИО7 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа – удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд <адрес> в принудительном порядке у ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а.
Прекратить право собственности ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а.
Установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и за расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., со строениями и сооружениями, находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а, в размере 4 168 000 (четыре миллиона сто шестьдесят восемь тысяч) рублей, величину убытков, причиняемых правообладателю ФИО7 изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в том числе: размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств, оплату государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости в размере 127 390 (сто двадцать семь тысяч триста девяносто) рублей, размер затрат, связанных с перебазированием и съемом жилья равного 167792 (сто шестьдесят семь тысяч семьсот девяносто два) рубля, и стоимость убытков, связанных с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 78 шт., в сумме 557155 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят пять) рублей, а всего установить общий размер возмещения в размере 5 020 337 рублей (пять миллионов двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей.
Взыскать с ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений <адрес>» в пользу ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общий размер возмещения в размере 5 020 337 рублей (пять миллионов двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей.
Признать право государственной собственности <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002001:17, площадью 970 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/о Нижнебаканский, <адрес> и на расположенный на нём жилой дом, с кадастровым номером 23:15:1002001:151, площадью 136,1 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, <адрес>-а.
В остальной части, в удовлетворении исковых требований – отказать.
Настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению.
Освободить ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края.
Судья: подпись. Копия верна