ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3298/19 от 24.05.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Латынцева А.В.,

при секретаре Кравец С.М.,

с участием:

представителя истца Патрикеевой Н.Н.,

ответчика Теренковой Г.М.,

представителя ответчика Николаевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Нижневартовска к Теренковой Г. М. о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

администрация города Нижневартовска обратилась в суд с вышеуказанным иском к Теренковой Г.М., мотивируя требования тем, что в соответствии с постановлением администрации г.Нижневартовска от 03.11.2015 № 1953 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2018-2025 года и на период до 2030 года», постановлением администрации города от 27.07.2018 №1060 «Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» администрация г.Нижневартовска оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидии возмещения фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. В целях реализации указанной программ между администрацией г. Нижневартовска и индивидуальным предпринимателем Теренковой Г.М. заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 27.09.2018 . Согласно п. 1.1. Соглашения его предметом являлось предоставление получателю, осуществляющего деятельность в социальной сфере, а именно проведение занятий в детских, молодежных кружках, секциях, студиях, субсидии в целях возмещения затрат получателя, фактически произведенных и документально подтвержденных связанных с: рекламой услуг, предоставляемых субъектом; приобретением сырья, материала для дальнейшего использования по профилю бизнеса; реализацией программ по энергосбережению, а именно приобретение и внедрение инновационного оборудования (отопительного оборудования). В соответствии с п.2.1. Соглашения субсидия предоставляется получателю в сумме 91 023 рублей 33 копеек. Пунктом 3.2.1. Соглашения установлено предоставление субсидии при соответствии получателя требованиям п.1.5. Порядка, предусматривающим соответствии субъекта условиям оказания поддержки, указанным VIII Программы. Согласно п.8.7.1 Программы право на получение поддержки имеют субъекты малого и среднего предпринимательства. При проведении управлением по развитию промышленности и предпринимательства администрации г.Нижневартовска анализа получателей субсидии на предмет осуществления ими предпринимательской деятельности было установлено, что Теренкова Г.М. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 12.09.2018, тогда как 27.09.2018 она подписала Соглашение, как индивидуальный предприниматель, каковым она уже не являлась, в связи с чем ею нарушено условие при предоставлении субсидии, предусмотренное п.3.2.1 Соглашения. В связи с выявленными нарушениями, Теренковой Г.М. вручено письмо от 11.02.2019 с требованием о возврате субсидии в установленный 30-днейный срок, то есть до 13.03.2019. Данное требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено. В связи с чем, просит взыскать с Теренковой Г.М. в бюджет г.Нижневартовска денежные средства в сумме 91 023 рублей 33 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.03.2019 по 19.04.2019 в размере 715 рублей 09 копеек; взыскивать с Теренковой Г.М. в бюджет г.Нижневартовска проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.04.2019 и по день фактической уплаты суммы предоставленной субсидии.

Представитель истца Патрикеева Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, при этом пояснила, что п.2.15 Прядка предоставления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также п.8.7.3 Муниципальной программы предусмотрены требования, которым должны соответствовать субъекты и организации на дату подачи документов. Вместе с тем, данные требования лишь определяют категории субъектов и организации, имеющие право на обращения в администрацию г.Нижневартовска с целью получения финансовой поддержки. По условиям Прядка предоставления финансовой поддержки и Соглашения, право на получение субсидии имеют только те субъекты, которые соответствуют установленным требованиям, то есть зарегистрированные и (или) состоящие в налоговом учете и осуществляющие деятельность на территории г.Нижневартовска, а также сведения, о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствие указанным требованиям должно иметь место не только на дату подачи документов, но и на день заключения соглашения о предоставлении субсидии. Предоставление субсидии физическому лицу, а не индивидуальному предпринимателю, как предусмотрено муниципальной программой, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Поскольку Теренкова Г.М. на день заключения соглашения о предоставлении субсидии прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Понесенные ею ранее затраты возмещению администрацией города в рамках муниципальной программы как физическому лицу не подлежат. То обстоятельство, что прекращение ответчиком статуса индивидуального предпринимателя не повлияло на функционирование НОЦ «Солнышко», поскольку работу в качестве индивидуального предпринимателя на тех же условиях продолжает её дочь, правового значения не имеет.

Ответчик Теренкова Г.М. и её представитель Николаева Е.М. в судебном заседании возражали против исковых требований, при этом пояснили, что ответчиком Порядок предоставления финансовой поддержки не нарушен, поскольку п.3 ч.2.15 указанного Порядка объект предпринимательства должен соответствовать определенным требованиям на дату подачи документов на получение субсидии. В день подачи документов, а именно 10.08.2019, она являлась индивидуальным предпринимателем и соответствовала другим, необходимым для получения субсидии требованиям. Каких-либо условий, определяющих правила непосредственного получения субсидии в Порядок предоставления финансовой поддержки не имеется. Субсидия была предоставлена на уже произведенные и документально подтвержденные затраты. Полагают, что действие Соглашения о предоставлении субсидии прекращалось исполнением обязательств. Прекращение статуса предпринимателя на функционирование НОЦ «Солнышко» не отразилось, поскольку работу в качестве предпринимателя продолжает на тех же условиях её дочь Поздеева Е.В.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, ответчика и её представителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять помимо прочего порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Администрации города Нижневартовска от 03.11.2015 № 1953, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 24.07.2007 № «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», руководствуясь решением Думы города от 28.08.2015 № 836 «Об одобрении проекта муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2016 - 2020 годы», утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (далее - Муниципальная программа).

Постановлением Администрации города Нижневартовска от 27.07.2018 № 1060, в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации города от 03.11.2015 № 1953, утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок предоставления финансовой поддержки).

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как установлено в судебном заседании, 10.08.2018 Теренкова Г.М., являясь индивидуальным предпринимателем, обратилась в администрацию г.Нижневартовска с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, фактически произведенных и документально подтвержденных, связанных с размещением рекламы, приобретением материалов, приобретением нового оборудования и проведением мероприятий по энергосбережению, в связи с реализацией вида деятельности 85.41, 88.91 по основанному мероприятию финансовая поддержка субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в социальной сфере муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации города от 03.112010 . Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных затрат составляет 303 402 рублей 75 копеек. Настоящим заявлением подтверждает, что является субъектом, осуществляющим деятельность в социальной сфере (проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях). Предпринимательская деятельность не находится на стадии ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства). Подтвердила, что соответствует требованиям, указанным в пунктах 8.7, 8.8 раздела VIII муниципальной программы. С условиями предоставления субсидии ознакомлена и согласна.

27.09.2018 между администрацией г. Нижневартовска и индивидуальным предпринимателем Теренковой Г.М. заключено Соглашение о предоставлении из бюджета города субсидии.

Предметом настоящего Соглашения является предоставление получателю, осуществляющего деятельность в социальной сфере, а именно проведение занятий в детских, молодежных кружках, секциях, студиях, субсидии в целях возмещения затрат получателя, фактически произведенных и документально подтвержденных связанных с: рекламой услуг, предоставляемых субъектом; приобретением сырья, материала для дальнейшего использования по профилю бизнеса; реализацией программ по энергосбережению, а именно приобретение и внедрение инновационного оборудования (отопительного оборудования) (п.1.1.).

Субсидия предоставляется в 2018 году в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных администрацией г.Нижневартовска, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в сумме 91 023 рубля 33 копейки (п.2.1.).

Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (п.3.1.)

Субсидия предоставляется при соблюдении получателем требований, указанных в п.1.5, 2.15 Порядка предоставления субсидии (п.3.2.1); предоставляемые сведения соответствуют действительности (п.3.2.3).

Пунктом 4.1.5.1. Соглашения установлено право администрации г.Нижневартовска при установлении факта нарушения получателем условий предоставления субсидии, в том числе указания в документах, предоставленных получателем субсидии, недостоверных сведений, требовать возврата субсидий.

В соответствии с п.6.2 Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в п.2.1. настоящего Соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.

Согласно п.6.4. установлено условие расторжения Соглашения в связи с нарушением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением.

Факт получения субсидии в указанном в Соглашении размере сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 1.5. Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановление Администрации города Нижневартовска от 27.07.2018 № 1060, право на получение субсидии имеют субъекты, организации при соблюдении ими следующих условий: - соответствие условиям оказания поддержки, указанным в пунктах 8.7, 8.8 раздела VIII Программы; соответствие запрашиваемой поддержки видам, формам и направлениям, указанным в Программе; представление полного пакета документов в соответствии с разделом II Порядка; представление достоверных сведений.

Пунктом 8.7 раздела VIII Муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2016 - 2020 годы» (в редакции от 26.07.2018) предусмотрено право на получение поддержки имеют субъекты малого и среднего предпринимательства: соответствующие условиям оказания поддержки, установленным: статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 вышеуказанного закона; подпунктом 8.7.3 пункта 8.7 раздела VIII муниципальной программы; зарегистрированные и (или) состоящие на налоговом учете и осуществляющие деятельность на территории города Нижневартовска.

Согласно п.8.7.3 Муниципальной программы субъект и организация не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства (для юридических лиц), не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, на момент заключения Соглашения обязательным условием являлось получения субсидии являлось осуществление предпринимательской деятельности на территории г.Нижневартовска.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27.03.2019 индивидуальный предприниматель Теренкова Г.М. на основании заявления о прекращении деятельности от 05.09.2018 прекратила свою деятельность с 12.09.2018.

Таким образом, на момент подписания Соглашения (27.09.2018) у ответчика отсутствовало право на получение субсидии, как и заключении вышеуказанного Соглашения, в связи с прекращением ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Доводы ответчика о наличии её права на получение субсидии на момент подачи документов на получение субсидии, не имеют правого значение, поскольку субсидия предоставлена на основании заключенного Соглашения от 27.09.2018.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Теренкова Г.М. без законных на то оснований получила субсидию в размере 91 023 рублей 33 копеек.

В силу ст.1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям, в частности, одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

12.02.2019 Теренковой Г.М. вручено требование о возврате субсидии в размере 91 023 рублей 33 копеек в 30-дневный срок в соответствии с условиями п.4.3.3.2. Соглашения от 27.09.2018.

Доказательств того, что Теренковой Г.М. исполнены обязательства по возврату субсидии, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не предоставлены.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании денежных средств в размере 91 023 рублей 33 копеек законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Учитывая, что денежные средства получены стороной незаконно, доказательств их возврата не предоставлено, следует признать, что требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.

Судом проверен предоставленный истцом расчет, признан верным, ответчиком данный расчет не оспорен и не предоставлен контррасчет.

В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности до момента полного исполнения обязательств по возврату денежных средств, предоставленных по Соглашению от 27.09.2018, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 952 рублей 15 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Теренковой Г. М. в бюджет города Нижневартовска денежные средства в размере 91 023 рублей 33 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.03.2019 по 19.04.2019 в размере 715 рублей 09 копеек, а всего взыскать 91 738 рублей 42 копейки.

Взыскивать с Теренковой Г. М. в доход бюджета города Нижневартовска проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 20.04.2019, по день фактической выплаты денежных средств в размере 91 023 рублей 33 копеек.

Взыскать с Теренковой Г. М. в доход бюджета города Нижневартовска государственную пошлину в размере 2 952 рублей 15 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья А.В. Латынцев