ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/18 от 15.10.2018 Михайловского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-329/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ершовой К.В.,

при секретаре Паньковой А.С.,

с участием представителя истца администрации Михайловского района – адвоката Булановой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ордера адвоката от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директора МАУК «Районный дом культуры» Мехоношиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-329/2018 по исковому заявлению администрации Михайловского района к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о взыскании в бюджет Михайловского района суммы иных межбюджетных трансфертов за 12 месяцев 2017 года на исполнение полномочий Поярковского сельсовета по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Михайловского района Амурской области обратилась в Михайловский районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, в обоснование которых указано, что между истцом и ответчиком 01 июля 2013 года заключено соглашение о передаче администрации Михайловского района осуществления отдельных полномочий на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, относящихся в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения. 17 июня 2013 года Поярковским сельским Советом народных депутатов Михайловского района было принято решение № 70/298 «Об утверждении порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Михайловского района на осуществление полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, библиотечного обслуживания». 10 ноября 2016 года между истцом и ответчиком было подписано дополнительное соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры на 2017 год, и согласно приложению к данному соглашению, сумма межбюджетного трансферта для обеспечения расходов на осуществление полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры составила <данные изъяты> руб. 27 декабря 2017 решением Поярковского сельского Совета народных депутатов Михайловского района №63/316 «О внесении изменений в решение Поярковского сельского Совета народных депутатов от 27.12.2016г. № 50/235 «О бюджете Поярковского сельсовета на 2017 год» в приложении 6 - «Ведомственная структура расходов бюджета Поярковского сельсовета на 2017 год» на «Обеспечение осуществления части полномочий поселений по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры» была утверждена сумма - <данные изъяты> тыс. руб., из них <данные изъяты> тыс. руб. на оплату кредиторской задолженности и исполнительных листов за прошлые годы. Несмотря на то, что уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам №3 от 15.12.2017 доведены лимиты финансирования на обеспечение осуществления части полномочий поселения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры -<данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. на 2017 год, фактически за 12 месяцев 2017 года поступило на исполнение полномочий от Поярковского сельсовета <данные изъяты> руб., в тоже время фактические расходы на исполнение полномочий составили <данные изъяты> руб. Данная ситуация приводит к тому, что муниципальное образование Михайловский район вынуждено отвлекать средства из районного бюджета от исполнения собственных полномочий, предусмотренных реестром расходных обязательств муниципального района. Необеспеченность переданных полномочий финансовыми средствами ведёт к снижению качества предоставляемых муниципальных услуг, а также к неисполнению Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы работников культуры и доведения её до уровня, установленного данным Указом. Неисполнение Поярковским сельсоветом обязательств по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам нарушает права и законные интересы как истца, а также нарушаются права и интересы жителей Михайловского района, в том числе и работников учреждения, на которые возложены задачи по исполнению переданных полномочий – МАУК «Районный дом культуры». В связи с чем просил в судебном порядке взыскать с ответчика в бюджет Михайловского района сумму недополученных межбюджетных трансфертов на исполнение вышеуказанных полномочий в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца - администрации Михайловского района Буланова Н.А. в судебном заседании, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, просила взыскать с администрации Поярковского сельсовета в бюджет Михайловского района сумму недополученных межбюджетных трансфертов на исполнение вышеуказанных полномочий в размере <данные изъяты> руб.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор МАУК «Районный дом культуры» Мехоношина С.В., в судебном заседании, также полагала требования администрации Михайловского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание ответчик – администрация Поярковского сельсовета Михайловского района, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, ходатайств об отложении рассмотрения дела перед судом не заявляла, возражений по существу исковых требований в адрес суда не представила. При этом, представителем ответчика по доверенности Солодковым К.В., в адрес суда представлено письменное ходатайство о передаче дела для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суда Амурской области, указав в обоснование ходатайства на экономический характер спорных правоотношений, возникших между муниципальными образованиями Михайловского района и Поярковского сельсовета Михайловского района.

Определением Михайловского районного суда от 15.10.2018 в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела для рассмотрении по подведомственности в Арбитражный суд Амурской области отказано.

На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, а также представителя третьего лица, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Нормами статей 12,130,132 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со ст.1 ч.2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п.12 ч.1 ст.14 указанного Закона, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения поселения.

Из главы II ст.4 Устава Поярковского сельсовета усматривается, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов (ст. 142 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 142.5 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.

Как следует из материалов дела, 01 июля 2013 года между администрацией Михайловского района и администрацией Поярковского сельсовета Михайловского района заключено соглашение №10, которое закрепило передачу осуществления полномочий по вопросу создания условий для организации досуга и обеспечения жителей с. Поярково услугами организации культуры от администрации Поярковского сельсовета Михайловского района к администрации Михайловского района. В пунктах 2.1-2.2 указанного соглашения установлено, что передача осуществления части полномочий по предмету данного соглашения осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета Поярковского поселения в бюджет Михайловского района. Стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления переданных полномочий. В пп. 5.1-5.2 соглашения установлено, что оно вступает в силу с 01 июля 2013 года. Срок действия соглашения установлен до 30 июня 2017 года (на 5 лет). Администрация поселения перечисляет администрации района финансовые средства в виде межбюджетных трансфертов, предназначенных для исполнения передаваемых по настоящему соглашению полномочий, в размере и порядке, установленном в разделе 2 Соглашения (п. 3.1.1).

Решением Поярковского сельского Совета народных депутатов Михайловского района Амурской области № 70/298 от 17 июня 2013 года утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Поярковского сельсовета бюджету Михайловского района на осуществление полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, библиотечного обслуживания.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что администрация Поярковского сельсовета доводит до администрации Михайловского района уведомления о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств в соответствии с Порядком составления и ведения свободной бюджетной росписи бюджета Поярковского сельсовета.

10 ноября 2016 года администрация Поярковского сельсовета и администрация Михайловского района заключило дополнительное соглашение №1 к соглашению между администрацией Поярковского сельсовета и администрацией Михайловского района о передаче осуществления отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры от 01.07.2013 года №10, из которого следует, что сумма межбюджетных трансфертов для обеспечения расходов на осуществление вышеуказанных полномочий (согласно расчету иных межбюджетных трансфертов для обеспечения расходов по содержанию Дома культуры Поярковского сельсовета на 2017 год) составляет <данные изъяты> руб.

При этом пунктом 2 указанного дополнительного соглашения от 10 ноября 2016 года №1, раздел 2 соглашения от 01 июля 2013 года №10 дополнен пунктом 2.4, согласно которому иные межбюджетные трансферты перечисляются ежемесячно в размере 1/12 объема иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных в бюджете поселения, в размере <данные изъяты> руб. в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным.

27 декабря 2017 года решением Поярковского сельского Совета народных депутатов № 63/316 принято решение о внесении изменений в решение Поярковского сельского Совета народных депутатов от 27.12.2016 года №50/235 «О бюджете Поярковского сельсовета на 2017 год». В частности согласно приложению №4 к решению Поярковского сельского Совета народных депутатов № 63/316 от 27.12.2017, содержащему ведомственную структуру на расходов бюджета Поярковского сельсовета на 2017 года на обеспечение осуществления части полномочий поселений по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры предусмотрено <данные изъяты> тыс.руб.

Из пояснений представителя истца в судебном заседании было установлено, что из общего объема иных межбюджетных трансфертов - <данные изъяты> руб., подлежащих перечислению Поярковским сельсоветом в бюджет Михайловского района, <данные изъяты> руб. составляет кредиторская задолженность прошлых лет.

Уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам №3 от 15.12.2017 доведены лимиты финансирования, заложенные в бюджете Поярковского сельсовета на 2017 года, на обеспечение части полномочий поседения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры на общую сумму <данные изъяты> руб.

Согласно представленному в материалы дела акту сверки взаимных расчетов за 2017 год с приложением расшифровки операций по л/с 04233014260, в 2017 году администрацией Поярковского сельсовета администрации Михайловского района межбюджетные трансферты по соглашению о передаче осуществления части полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры перечислены в размере <данные изъяты> руб.

Из представленного истцом в материалы дела расчета задолженности суммы иных межбюджетных трансфертов на исполнение полномочий Поярковского сельсовета на создание условий для организации досуга и обеспечение жителей организациями культуры за 2017 год следует, что из <данные изъяты> руб. перечислено в бюджет Михайловского района на 01.01.2018 - <данные изъяты> руб. Сумма задолженности за 2017 г. составляет <данные изъяты> руб. Общая сумма задолженности Поярковского сельсовета по финансовому обеспечению переданных Михайловскому району полномочий по культуре с учетом кредиторской задолженности прошлых лет по состоянию на 01.01.2018 составляет <данные изъяты> коп.

Указанные обстоятельства подтверждаются также пояснительной запиской (форма по ОКУД 0503160), сформированной по состоянию на 01.01.2018, согласно которой кредиторская задолженность Поярковского сельсовета по межбюджетным трансфертам на обеспечение исполнения переданных полномочий по культуре составляет <данные изъяты> коп.

Кроме того, представленному в материалы дела отчету об исполнении бюджета Поярковского сельсовета за 2017 в расходной его части содержатся указания на неисполненные назначения по иным межбюджетным трансфертам на сумму <данные изъяты> руб.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления переданных администрации Михайловского района полномочий в размере <данные изъяты> тыс. руб., утвержденном дополнительным соглашением №1, заключенным 10 ноября 2016 года сторонами настоящего спора, с учетом увеличения его объема на основании решения Поярковского сельского Совета народных депутатов № 63/316 «О внесении изменений в решение Поярковского сельского Совета народных депутатов от 27.12.2016 года №50/235 «О бюджете Поярковского сельсовета на 2017 год» до <данные изъяты> тыс. руб., из которых <данные изъяты> тыс.руб. кредиторская задолженность прошлых лет, в указанном объеме на осуществление отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры до администрации Михайловского района администрацией Поярковского сельсовета, доведен не был, в связи с чем суд, с учетом представленного стороной истца расчёта задолженности, находит обоснованным требования истца о взыскании с администрации Поярковского сельсовета не перечисленных за 2017 год денежных средств в сумме <данные изъяты> руб.

Доказательств, свидетельствующих о перечислении ответчиком в бюджет Михайловского района иных межбюджетных трансфертов на осуществление последним отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, фактическую реализацию которых осуществляет МАУК «Районный дом культуры» в установленном на 2017 год объеме – <данные изъяты> тыс. руб., стороной ответчика в материалы не представлено.

При этом, в материалы дела также был представлен отчет о фактически понесенных администрацией Михайловского района расходах в связи с исполнением указанного вида полномочий в 2017 году, согласно которому из запланированных <данные изъяты> тыс. руб., фактические расходы бюджета Михайловского района на указанные цели составили более <данные изъяты> тыс. руб.

Кроме того, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что соглашение № 10 от 01.07.2013 о передаче осуществления отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, заключенное сторонами согласно п. 5.2 на пять лет, несмотря на указание срока действия до 30.06.2017, фактически сторонами расторгнуто не было, в 2017 году сторонами исполнялось, и было учтено в вышеуказанном дополнительном соглашении №1 от 10.11.2016 о передаче осуществления отдельных полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры при расчете подлежащих перечислению из бюджета Поярковского сельсовета Михайловского района в бюджет Михайловского района иных межбюджетных трансфертов на 2017 год на исполнение последим указанного вида полномочий.

Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика в пользу Михайловского района суммы иных межбюджетных трансфертов за 12 месяцев 2017 года на исполнение полномочий Поярковского сельсовета по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Михайловского района Амурской области - удовлетворить.

Взыскать с администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области в пользу муниципального образования Михайловский район сумму иных межбюджетных трансфертов за 12 месяцев 2017 года на исполнение полномочий Поярковского сельсовета по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Ершова

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2018 года.