ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/19 от 12.01.2019 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-329/2019

УИД 42RS0012-01-2019-000985-65

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего судьи Савченко Л.С.,

с участием прокурора Пожидаева А.С.,

при секретаре Бородиной Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 28 мая 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города, в связи с поступившим обращением начальника Мариинского филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области» Шик А.Д., проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях.

В ходе проверки выявлены факты необеспечения антитеррористической защищенности здания, в котором располагается муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» (далее - МБОУ «ООШ № 12») по адресу: г.Мариинск, ул.Молодежная, д.9.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч.2 ст.41 данного нормативного правового акта организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с п.п. 1-3, 7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно положениям ст.3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Требования).

В соответствии с подпунктом «а» п.17 вышеуказанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Подпунктом «г» пункта 18 данных Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В ходе проверки установлено, что в 2018 году МБОУ «ООШ № 12» (ул. Молодежная, д.9) разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), в соответствии с которым данному учреждению присвоена 2 (вторая) категория опасности объекта.

В соответствии с подпунктами «а», «б» п.23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).

В нарушение указанных норм закона МБОУ «ООШ № 12» данные мероприятия не выполнены, а именно, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.

Согласно п.3.1 ст.5 Закона № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п.4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Установлено, что согласно подпункту 12 пункта 3.2, подпункта 2 пункта 3.3 Устава МБОУ «ООШ № 12» к компетенции учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья; учреждение создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья учащихся, работников учреждения.

Согласно пункту 1.4 Устава МБОУ «ООШ № 12» учредителем учреждения является Мариинский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Мариинского муниципального района.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.

Меры по антитеррористической защищенности объекта, принимаемые МБОУ «ООШ № 12», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения.

Прокуратурой города Мариинска в адрес начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, однако требование прокурора города до настоящего времени не исполнено ввиду отсутствия финансирования на данные цели.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе о защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст.45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.

Прокурор г.Мариинска просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12», расположенных по адресу: г.Мариинск, ул. Молодежная, д.9.

Возложить на администрацию Мариинского муниципального района обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 12» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12», расположенных по адресу: г.Мариинск, ул. Молодежная, д.9.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить администрации Мариинского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12» срок до 01.09.2019 года, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

В судебном заседании прокурор Пожидаев А.С. заявленные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - МБОУ «ООШ № 12» Карташова З.В., чьи полномочия подтверждены приказом <...>, исковые требования признала, суду пояснила, что их образовательное учреждение не оборудовано системами контроля и управления доступом. Охрана образовательного учреждения осуществляется в дневное время вахтером, в ночное время сторожами. В феврале 2016 года на имя начальника Управления образования была подана заявка на установку поста лицензированной охраны, металлодетектора арочного типа и турникета. До настоящего времени финансирование не поступало.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Баранова Н.С., действующая на основании доверенности <...>, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 08.02.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений все муниципальные учреждения состоят из трех типов: бюджетные, казенные и автономные.

В соответствии с постановлением администрации Мариинского муниципального района от 25.01.2011 года № 38-П «Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений Мариинского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Мариинского муниципального района и внесения в них изменений» отраслевые подразделения администрации Мариинского муниципального района, в предмет ведения которых входит сфера деятельности соответствующего муниципального учреждения, наделены полномочиями по осуществлению функций его учредителя.

Согласно постановлению администрации Мариинского муниципального района от 25.01.2011 года № 39-П «О порядке осуществления отраслевыми подразделениями администрации Мариинского муниципального района функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений Мариинского муниципального района», утверждены положения о порядке осуществления отраслевыми подразделениями администрации Мариинского муниципального района функций и полномочий учредителя казенного, бюджетного и автономного учреждений Мариинского муниципального района.

Согласно статье 40 Устава Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казенным учреждением и органом местного самоуправления.

Следовательно, учитывая нормы вышеуказанных правовых актов, в ведении администрации Мариинского муниципального района не может находиться ни одно муниципальное учреждение Мариинского муниципального района, что подтверждается п.9 перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального района главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Мариинского муниципального района от 13.03.2017 года № 97-П (далее – Перечень).

В соответствии с пунктом 1.6 Перечня МБОУ «ООШ № 12» подведомственно Управлению образования администрации Мариинского муниципального района (далее – Управление образования).

Согласно пункту 1.1 положения об Управлении образования администрации Мариинского муниципального района, утвержденного постановлением главы Мариинского муниципального района от 12.03.2015 года № 262-П «Об утверждении положения об управлении образования администрации Мариинского муниципального района» (далее – положением № 262-П) одной из основных задач Управления образования является создание условий для реализации прав граждан на получение установленного Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Согласно пункту 2.10 положения № 262-П задачей Управления образования является выполнение от имени администрации Мариинского муниципального района функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных бюджетных организаций, функционирующих в сфере образования.

Согласно пункту 3.5.5 положения № 262-П задачей Управления образования является создание и обеспечение безопасных условий труда обучающихся, воспитанников и работников муниципальных образовательных организаций Мариинского муниципального района.

Согласно пункту 3.5.7 положения № 262-П Управление образования координирует работу муниципальных образовательных организаций Мариинского муниципального района по устранению предписаний надзорных органов.

Более того, Управление образования администрации Мариинского муниципального района является структурным подразделением администрации Мариинского муниципального района, самостоятельным юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Согласно пункту 4 статьи 1 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Следовательно, компетенция Управления образования в отношении подведомственного ему учреждения - МБОУ «ООШ № 12» включает в себя как осуществление контроля за деятельностью подведомственного ему учреждения, так и финансовое обеспечение его деятельности.

Кроме того, в администрацию Мариинского муниципального района по вопросу финансирования исполнения МБОУ «ООШ № 12» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Требованием, и обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом объектов и территорий МБОУ «ООШ № 12», расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Мариинск, ул.Молодежная, д.9, не обращалась, что подтверждается прилагаемой справкой общего отдела администрации Мариинского муниципального района от 23.04.2019 года.

Таким образом, администрация Мариинского муниципального района считает, что ответчиком по данному исковому заявлению должно быть Управление образования.

При таких обстоятельствах, администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

Просит суд в удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию Мариинского муниципального района обязанности в срок до 01.09.2019 года по финансированию исполнения МБОУ «ООШ № 12» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Требованием, и обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом объектов и территорий МБОУ «ООШ № 12», расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Мариинск, ул. Молодежная, д.9 отказать.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Мариинского муниципального района Атрошкина Е.В., действующая на основании доверенности <...> в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что Управление образования администрации Мариинского муниципального района является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального района, создано с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования на территории Мариинского муниципального района. Деятельность Управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования Мариинского муниципального района. Управление образования выступает главным распорядителем средств муниципального бюджета. Бюджет управления образования формируется исходя из бюджета на все образовательные учреждения муниципального района. Средства поступают через финансовое управление согласно утвержденному бюджету. Управление их только распределяет. Также пояснила, что финансирование указанных мероприятий в бюджете на 2019 год не запланировано.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика – МБОУ «ООШ № 12» Карташовой З.В., представителя ответчика – администрации Мариинского муниципального района Барановой Н.С., представителя 3-го лица - Управления образования администрации Мариинского муниципального района Атрошкиной Е.В., исследовав письменные доказательства, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.16).

Согласно свидетельству о постановке на учет муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» поставлено 20.01.2001 года на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области» (л.д.17).

Согласно Уставу муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, лицевые счета, открытые ему в соответствии с законодательством, и обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Согласно п.1.4 Устава МБОУ «ООШ № 12» учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является Мариинский муниципальный район. От имени Мариинского муниципального района функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования администрации Мариинского муниципального района.

Согласно подпункту 12 п.3.2 Устава к компетенции учреждения в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения.

Согласно подпункту 2 п.3.3 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законом об образовании, в том числе создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.

Согласно заявке от 05.02.2016 года, поданной на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального района, директор МБОУ «ООШ № 12» просит профинансировать учреждение на установку поста лицензионной охраны, металлодетектора арочного типа, турникета. Стоимость оборудования и монтажных работ составляет 293800 руб. (л.д.7).

Поскольку образовательное учреждение не обеспечено охраной (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на обеспечение охраной (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий МБОУ «ООШ № 12» образовательному учреждению не выделены, заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Уставом муниципального образования Мариинский муниципальный район определено, что к вопросам местного значения Мариинского муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно положениям ст.3 Закона № 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 вышеуказанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий), независимо от их категории опасности, обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Подпунктом «г» пункта 18 данных Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В ходе проверки прокуратурой г.Мариинска установлено, что в 2018 году МБОУ «ООШ № 12» (г.Мариинск ул. Молодежная, д.9) разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), в соответствии с которым данному учреждению присвоена 2 (вторая) категория опасности объекта.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).

В нарушение указанных норм закона МБОУ «ООШ № 12» данные мероприятия не выполнены, а именно, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны генеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.

МБОУ «ООШ № 12» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Меры по антитеррористической защищенности объекта, принимаемые МБОУ «ООШ № 12», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения.

В связи с этим, осуществление деятельности МБОУ «ООШ № 12» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

Согласно п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования (из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (п.3 ч.1 ст.17 данного Федерального закона).

В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Учредителем образовательного учреждения является Мариинский муниципальный район.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Орган местного самоуправления обязан обеспечивать деятельность и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Учредителем указанного учреждения является Мариинский муниципальный район.

В соответствии с п.1 и ч.1 ст.7 Устава Мариинского муниципального района, к вопросам местного значения Мариинского муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета Мариинского муниципального района, утверждение и исполнение бюджета Мариинского муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Мариинского муниципального района.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки свидетельствуют об отсутствии безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан.

Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.

Непринятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Согласно Перечню подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального района главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Мариинского муниципального района от 13.03.2017 года № 97-П (л.д.77-80), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» является получателем средств бюджета Мариинского муниципального района (п.1.6 Перечня) через Управление образования администрации Мариинского района в соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно постановлению администрации Мариинского муниципального района от 12.03.2015 года № 262-П «Об утверждении положения об Управлении образования администрации Мариинского муниципального района» (л.д.70-76), деятельность управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования Мариинского муниципального района, для реализации конституционных прав граждан на образование.

Управление образования администрации Мариинского муниципального района является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального района и создано с целью реализации полномочий органом местного самоуправления в сфере образования на территории Марииского муниципального района. Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс (смету) расчетный и другие счета в банке, печать, бланки и штампы со своим наименованием. Управлению подведомственны и подконтрольны следующие муниципальные организации, расположенные на территории Мариинского муниципального района, осуществляющие: начальное общее, основное общее, среднее общее образование,….

Основными задачами Управления являются согласно Положению создание условий для обеспечения стабильного функционирования и развития муниципальных образовательных организаций Мариинского муниципального района (п.2.2), а также выполнение от имени администрации Мариинского муниципального района функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных бюджетных организаций, функционирующих в сфере образования (п.2.10).

Доводы представителя ответчика - администрации Мариинского муниципального района о том, что администрация Мариинского муниципального района не вправе, в нарушение бюджетного законодательства, осуществлять проведение и финансирование мероприятий, поскольку не является распорядителем бюджетных средств в отношении всех образовательных учреждений муниципального района, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку Управление образования само по себе не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей, установленных законом, по финансированию муниципальных учреждений. Вместе с тем, возложение обязанности по финансированию исполнения МБОУ «ООШ № 12» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий МБОУ «ООШ № 12» на администрацию Мариинского муниципального района, как на орган местного самоуправления, не исключает исполнение данной обязанности Управлением образования администрации Мариинского муниципального района, как одного из структурных подразделений администрации Мариинского муниципального района.

При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению охраной (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий образовательное учреждение МБОУ «ООШ № 12», обеспечивающей безопасность образовательного учреждения, должна быть возложена как на само учреждение, так и на администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области.

Принятие бюджета является полномочием представительного органа местного самоуправления. Факт отсутствия денежных средств для устранения нарушений не может являться уважительной причиной для несоблюдения требований закона.

Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия ответчика могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что срок до 01.01.2020 года для обеспечения охраны и территорий МБОУ «ООШ № 12», является разумным и достаточным для выполнения указанных действий.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12», расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Мариинск, ул. Молодежная, д.9.

Возложить на администрацию Мариинского муниципального района обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 12» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12», расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Мариинск, ул. Молодежная, д.9.

Установить администрации Мариинского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12» срок до 01.09.2019 года, в течение которого указанные действия должны быть совершены.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - Л.С. Савченко

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года.

Судья - Л.С. Савченко