ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/2013 от 07.03.2013 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2- 329/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 марта 2013 года г. Мирный РС(Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Морозовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) об оспаривании решений, действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия),

у с т а н о в и л:

АК «АЛРОСА» (ОАО) обратилась в суд с заявлением, указав, что <дата> АК «АЛРОСА» (ОАО) представила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) Мирнинский отдел (далее - Управление Росреестра по РС(Я)) документы на регистрацию права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>, приобщив: акт приемки законченного строительством объекта от <дата>, заключение о возможности ввода в эксплуатацию от <дата>, вступившее в законную силу решение суда от <дата> по делу по заявлению АК «АЛРОСА» (ОАО) об установлении факта, имеющего юридическое значение, которым был установлен факт выдачи АК «АЛРОСА» (ОАО) разрешения уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление строительства нежилого помещения, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, на момент начала его строительства; <дата> Государственным регистратором Управления Росреестра по РС(Я) МО вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности, основанием послужило отсутствие документов, подтверждающих отвод (выделение) земельного участка под строительство объекта на отведенном для этих целей участке, для устранения сомнений в наступлении последствий, предусмотренных п.2 ст. 222 ГК РФ; в соответствии с п.1 ст. 263 ГК РФ АК «АЛРОСА» (ОАО) было предложено представить государственному регистратору вышеуказанные документы; однако с указанными доводами государственного регистратора заявитель не может согласиться, считает их незаконными и необоснованными, создающими препятствия к реализации АК «АЛРОСА» своего права на регистрацию объекта недвижимости в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, т.к. в материалах, представленных АК «АЛРОСА» (ОАО) в Управление Росреестра по РС(Я) Мирнинский отдел, имеется заключение инспекции Госархстройнадзора по <адрес> о возможности ввода в эксплуатацию пристроенного помещения к жилому комплексу 03 «Налоговой полиции» от <дата> за , акт приемки законченного строительством объекта от <дата>; таким образом, у АК «АЛРОСА» (ОАО) имеются все основания для государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение. Просит обязать Управление Росреестра по РС(Я) Мирнинский отдел устранить препятствия к осуществлению АК «АЛРОСА» (ОАО) права на регистрацию права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>.

Представитель заявителя (АК «АЛРОСА» (ОАО)) ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал требования и пояснил, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления, затем отказа в государственной регистрации, т.к. АК «АЛРОСА» (ОАО) были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, которые являются надлежащими доказательствами наличия права собственности на имущество; при этом также пояснил, что ранее в <дата> с администрацией <адрес> был заключен договор аренды земельного участка, однако указанный договор в МО «<адрес>» согласно сообщению МО не сохранился, запросы Компании и ответы МО представить не имеет возможности.

Представитель Управления Росреестра по РС(Я) МО ФИО2 в суде с заявлением не согласилась, просит отказать в его удовлетворении, поддержав письменный отзыв в полном объеме; суду пояснила, что поскольку право собственности и иные вещные права АК «АЛРОСА» на земельный участок, на котором производилось строительство объекта в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, а представленный акт приемки законченного строительством объекта от <дата>, а также заключение инспекции Госархстройнадзора по <адрес> от <дата> не содержат сведений о земельном участке, на котором произведено строительство объекта и не позволяют проверить наличие совокупности юридических фактов, необходимых в соответствии со ст.ст. 218 п.1, 263, 222 ГК РФ, регистрирующий орган вынужден был приостановить государственную регистрацию права собственности на созданный объект; на момент истечения срока приостановления регистрационных действий в Управлении Росреестра по РС(Я) не были представлены правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации права, в связи с чем, регистрирующий орган не мог произвести регистрационные действия в связи с не представлением документа об отводе земельного участка, учитывая, что п.14 акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от <дата> не содержит сведений о наличии указанного документа, что является обязательным в силу законодательства; в связи с чем, и на основании п.1 ст. 13, 16, 17 Закона о регистрации, <дата> Управлением Росреестра по РС(Я) Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, приходит к следующему.

В силу п. п. 1 и 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Согласно п.1 ст.2, п.1 ст.13, п.7 ст.16, п.1 ст.17, п.1 ст.19, п.1 ст.20 Закона о регистрации, государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Порядок проведения государственной регистрации прав включает не только прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов, но и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Общеизвестно, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ именно с момента государственной регистрации права у застройщика возникает право собственности на созданный объект недвижимости. В соответствии с п. 1 ст. 218, ст. 263 и с учетом ст. 222 ГК РФ право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов:

1) для строительства объекта отведен земельный участок;

2) для строительства получено разрешение;

3) при возведении объекта соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования о целевом назначении земельного участка;

4) объект возведен застройщиком для себя с целью приобретения права собственности, а не для иных лиц. Порядок государственной регистрации права на вновь созданный объект недвижимого имущества определен в п. 1 ст. 25 Закона о регистрации, в соответствии с которым право собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Государственные регистраторы также руководствуются Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденными Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 г. № 113.

Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч.1 ст.55 ГрК РФ от 29.12.2004г.). Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с ч. 12 ст. 55 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).

При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества государственным регистраторам рекомендовано удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается, в том числе на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (пп. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ). В связи с этим государственным регистраторам рекомендовано при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок. При этом представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с вышеизложенным, должны быть представлены документы, необходимые для государственной регистрации права на вновь созданный объект недвижимого имущества:

1) заявление о государственной регистрации права;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за регистрацию в установленных размерах;

3) документ, подтверждающий полномочия и личность представителя заявителя;

4) документы с описанием земельного участка, подтверждающие право пользования им (если право возникло до 31.01.1998г. и не зарегистрировано в ЕГРП):

- кадастровый паспорт земельного участка;

- постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка под строительство на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (в необходимых случаях зарегистрированное в районной поземельной книге);

- либо договор аренды земельного участка для осуществления строительства;

- либо свидетельство о праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на землю;

- либо государственный акт землепользования;

5) разрешение на строительство, выданное соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (при необходимости);

6) акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный органом, по решению которого создана приемочная комиссия, - по объектам, введенным в эксплуатацию до 30 декабря 2004 г.;

7) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное соответствующим исполнительным государственным органом власти или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, - по объектам, введенным в эксплуатацию после 30 декабря 2004 г.;

8) документы технического учета (технический паспорт, выписка из технического паспорта, план объекта недвижимости), удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету (инвентаризации) объектов недвижимости;

9) документы, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц (инвесторов, подрядчика, участников договора простого товарищества);

10) документ о присвоении дому постоянного почтового адреса: постановление главы муниципального образования или справка органов архитектуры;

11) учредительные документы заявителя - юридического лица со всеми действующими изменениями: устав, учредительный договор (если имеется) - подлинник или нотариально удостоверенная копия; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, созданном и зарегистрированном до 01.07.2002 г., документ о постановке юридического лица на налоговый учет.

Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999г. № 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию: «Акт приемки законченного строительством объекта» (форма N КС-11) и «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией» (форма N КС-14). Форма N КС-11 была разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного письмом Госстроя России от 09 июля 1993 г. № БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления Перечня специальной документации, который, в свою очередь, устанавливает, в том числе обязательное наличие документов об отводе земельных участков, о чем в соответствии с Приложением 2 Временного положения делается отметка в пункте 14 акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.

В связи с обновлением законодательства, действующего в данной области правоотношений, Временное положение было отменено (письмо Госстроя России от 31.10.2001г. № СК-5969/9). Порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов изложен в письме Госстроя России от 05 ноября 2001 г. № ЛБ-6062/9. При этом унифицированная форма N КС-11 Госкомстатом России не отменялась.

Из материалов дела следует, что согласно Акту приемки законченного строительством объекта от <дата>, заказчик, в лице <Н> - и.о.начальника ПРО ОДСП, с одной стороны, АК «Алмазы России-Саха», и исполнитель работ (генеральный подрядчик, подрядчик), в лице <Г> – зам.Управляющего <данные изъяты>, с другой стороны, руководствуясь Временным положением о приемке законченных строительством объектов на территории Республики Саха (Якутия), составили настоящий акт о том, что: Исполнителем работ предъявлен заказчику к приемке – Пристроенного помещения налоговой полиции к жилому комплексу 03 в XXV квартале. В строительстве принимали участие <данные изъяты>, проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком институтом «<данные изъяты>», выполнившим всю проектно-сметную документацию. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало – <дата> окончание - <дата>

Инспекцией Госархстройнадзора по <адрес> выдано заключение о возможности ввода в эксплуатацию пристроенного помещения индивидуальной серии к жилому комплексу 03 Налоговой полиции в городе Мирном XXV кв., заказчик ОДСП АК «АРС Саха», представлен от заказчика Акт приемки объекта в эксплуатацию от <дата>, генподрядчик <данные изъяты>, представлены заключения: Госсаннадзора РЦ ГСЭН <адрес> от <дата>, Госпожнадзора М ГПН б/н от <дата>, согласно приложению к временному положению о приемке законченных строительством объектов на территории РС(Я) перечень актов: Акт об окончании внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ от <дата>, Акт на установку свайных фундаментов от <дата>, Акт на установку термометрических трубок от <дата>, Акт на устройство бетонной плиты от <дата>, Акт на устройство рандбалки от <дата>; строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало: <дата> окончание: <дата>.

Решением Мирнинского районного суда РС(Я) от <дата> по заявлению АК «АЛРОСА» (ОАО) об установлении факта, имеющего юридическое значение, установлен факт выдачи АК «АЛРОСА» (ОАО) Разрешения уполномоченным органом исполнительной власти на осуществление строительства нежилого помещения, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, на момент начала его строительства.

<дата> уведомлением Управления Росреестра по РС(Я) Мирнинский отдел приостановлено государственная регистрация права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>, на срок до <дата>, начиная с <дата>, для предоставления документов, подтверждающих отвод (выделение) земельного участка под строительство объекта на отведенном для этих целей земельном участке.

<дата> сообщением Управления Росреестра по РС(Я) Мирнинский отдел на основании п.1 ст. 13, 16, 17 Закона о регистрации АК «АЛРОСА» (ОАО) отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>, в связи с не представлением документов, необходимых для государственной регистрации прав; предложено предоставить документы, подтверждающие отвод (выделение) земельного участка под строительство объекта на отведенном, для этих целей, земельном участке, для устранения сомнений в наступлении последствий, предусмотренных п.2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, судом установлено, что заявителем – АК «АЛРОСА» (ОАО) для государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>, были представлены документы: акт приемки законченного строительством объекта от <дата>, заключение Инспекции Госархстройнадзора по <адрес> о возможности ввода в эксплуатацию от <дата>, вступившее в законную силу решение суда от <дата> об установлении факта выдачи АК «АЛРОСА» (ОАО) разрешения уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление строительства указанного нежилого помещения, на момент начала его строительства. При этом какой-либо документ с описанием земельного участка, подтверждающего право пользования им (кадастровый паспорт земельного участка; постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка под строительство на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (в необходимых случаях зарегистрированное в районной поземельной книге); либо договор аренды земельного участка для осуществления строительства; либо свидетельство о праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на землю; либо государственный акт землепользования) в регистрирующий орган не был представлен, что участниками процесса не оспаривается и подтверждается пояснением представителя заявителя, что ранее имелся в наличии договор аренды земельного участка для осуществления строительства, выданный органом местного самоуправления, однако указанный документ в АМО «<адрес>» РС(Я) и (или) АК «АЛРОСА» на сегодняшний не сохранился.

При изложенных и установленных обстоятельствах, судом принимаются во внимание за обоснованностью доводы регистрирующего органа – Управления Росреестра по РС(Я) МО о том, что, поскольку право собственности и иные вещные права Акционерной компанией «АЛРОСА» на земельный участок, на котором производилось строительство указанного объекта в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не были зарегистрированы, в свою очередь, представленный акт приемки законченного строительством объекта от <дата>, а также заключение инспекции Госархстройнадзора по <адрес> от <дата> не содержат сведений о земельном участке, на котором произведено строительство объекта и не позволяют проверить наличие совокупности юридических фактов, необходимых в соответствии со ст.ст. 218 п.1, 263, 222 ГК РФ, регистрирующим органом государственная регистрация права собственности на созданный объект была приостановлена; впоследствии на основании изложенного и в силу п.1 ст. 13, 16, 17 Закона о регистрации в государственной регистрации права собственности на объект - нежилое помещение отказано, так как на момент истечения срока приостановления регистрационных действий в Управлении Росреестра по РС(Я) заявителем АК «АЛРОСА» не были представлены (отсутствовали) правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации права; несмотря на то, что выдача акта приемки законченного строительством объекта, а также заключения инспекции Госархстройнадзора по <адрес> предполагает наличие документов, подтверждающих отвод (выделение) земельного участка под строительство объекта на отведенном, для этих целей, земельном участке, регистрирующий орган не имел возможности произвести регистрационные действия, учитывая, что пункт 14 акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от <дата> действительно не содержит сведений о наличии указанного документа, что является обязательным в силу законодательства.

На основании изложенного, принимая во внимание требования ст.56 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя, поскольку решения и действия (бездействие) Управления Росреестра по РС(Я) правомерны и законны.

Вместе с тем, исходя из установленного, суд считает необходимым разъяснить заявителю, что АК «АЛРОСА» не лишена права обратиться в суд с надлежащим требованием к надлежащему ответчику; способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты зависит от лица, чье право нарушено, и характера правонарушения. То есть лицо, полагающее, что его право нарушено, может обратиться в суд с иском в соответствии с теми способами защиты, которые предусмотрены ст. 12 ГК РФ, и выбрать из них наиболее эффективный в зависимости от конкретных обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) об оспаривании решения, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 12.03.2013г.

Председательствующий п/п

Копия верна

Судья Мирнинского районного суда РС(Я) С.Ж.Иванова

Секретарь судебного заседания В.В.Морозова