ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/2013 от 18.07.2013 Нововоронежского городского суда (Воронежская область)

№ 2-329/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2013 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи    АКСЕНОВОЙ Ю.В.,

С участием

истца ФИО1,

Представителя истца адвоката КРЮЧАТОВОЙ Л.А., представившей     удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

Представителя 3-го лица администрации городского округа город Нововоронеж ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

при секретаре    КОРЧУГАНОВОЙ О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о признании решения незаконным, обязании включения в программу «Жилище 2011-2015», обязании выдачи государственного жилищного сертификата,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области и Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о признании решения комиссии по рассмотрению учетных дел граждан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включения его в программу «Жилище 2011-2015», обязании выдачи государственного жилищного сертификата. В процессе рассмотрения дела требования ФИО1 неоднократно уточнялись. Окончательно ФИО1 предъявлены требования к Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области, согласно которых он просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению учетных дел граждан, обязать департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить его в программу «Жилище 2011-2015г.г.», выдать жилищный сертификат в 2013г. из расчета состав семьи 1 человек. Требования мотивированы тем, что он является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является <данные изъяты> и в соответствии с положениями закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки – обеспечение жильем. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, принят на учет в таком качестве в администрации города Нововоронежа. Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.». Он изъявил желание получить государственный жилищный сертификат в 2013г., о чем подал заявление. Согласно же сообщения администрации, решением комиссии департамента архитектуры и строительной политики по рассмотрению учетных дел граждан- участников подпрограммы…, ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Считает решение незаконным, т.к. он жильем ранее не обеспечивался, своего жилья не имеет, зарегистрирован в квартире, собственником которой в долях являются 4 человека, в т.ч. его бывшая жена (л.д.4-6,102-104, 231).

    В судебном заседании истец ФИО1, его представитель Крючатова Л.А. требования, с учетом уточнения, поддержали по мотивам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая отсутствие возражений у иных участников процесса.

Представителем ответчика представлены возражения по иску, согласно которых, в декабре 2012г. администрацией г.Нововоронежа представлялось в Департамент учетное дело ФИО1, в нем отсутствовал ряд документов, дело было возвращено в Администрацию, были даны некоторые рекомендации по сбору документов. Комиссия – это совещательный орган. Решение о признании гражданина участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления. ФИО1 включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы на 2013год, изъявивших получить ГЖС в 2013году, включен в соответствующие Списки участников подпрограммы и получателей ГЖС. Согласно условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, обеспечение некоторых категорий граждан государственными жилищными сертификатами производится строго в соответствии с Правилами выпуска и реализации ГЖС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.02.2006г. №153 строго в очередном порядке в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

Органы местного самоуправления представляют в департамент АСП ВО учетные жилищные дела граждан-участников подпрограммы. При представлении администрацией городского округа город Нововоронеж учетного дела ФИО1 в департамент АСП ВО, будет рассмотрено учетное дело на предмет оформления и выдачи ГЖС ФИО1 в 2013году. Пока в 2013г. администрацией г.Нововоронеж в департамент АСП ВО учетное жилищное дело ФИО1 не представлялось, Комиссией учетное дело ФИО1 в 2103г. не рассматривалось, решений в отношении него не принималось.

На настоящее время ФИО1 еще никто именно в получении ГЖС в 2013 году не отказывал, т.к. его учетное дело еще не рассматривалось. В связи с чем, в настоящее время отсутствует предмет спора, и заявленные требования ФИО1 безосновательны.

Представитель 3-го лица Администрации городского округа город Нововоронеж ФИО2 пояснила, что администрацией направлено в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области учетное жилищное дело ФИО1 как лица, включенного в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств….» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» и изъявившего желание получить государственный жилищный сертификат в 2013г.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

    В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 04.06.2011г. №130-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена «Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы», в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках этой Подпрограммы осуществляется в порядке, установленном «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абз. 6 подп. «е» п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

В силу подп. «а» п. 19 данных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по определенной форме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме, с приложением соответствующих документов.

Согласно п.21 Правил, по результатам проверки заявления и приложенных документов принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Из п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов следует, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено, что истец ФИО1 является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, его право на льготы в связи с этими обстоятельствами, в т.ч. обеспечение жильем, подтверждено Удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17,77).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с составом семьи 1 человек, представил пакет документов (л.д.87). Согласно Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 был признан таковым, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 1 человек, с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54,52).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и состоящее на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представил пакет документов (л.д.33).

Администрацией городского округа город Нововоронеж ФИО1 был признан участником Подпрограммы, был включен в сводный Список граждан-участников подпрограммы, с составом семьи 1 человек. «Сводный Список…» утвержден Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д.30,31,32).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию городского округа город Нововоронеж с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области, представил пакет документов (л.д.14).

В соответствии с п.п. «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным п.п. «е» пункта 5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

В соответствии с п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

В соответствии с п.29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. При этом формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан (п.36 Правил).

В отношении категории граждан, указанных в п.п. «е» п.5 Правил (граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС и приравненных к ним лиц), органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов, в Воронежской области является Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.

Эти указанные выше положения закреплены в нормативных документах Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области – приказе от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Приказе от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Выдача государственных жилищных сертификатов».

Установлено, что администрация городского округа город Нововоронеж представила в департамент сформированный Список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств…» по городскому округу город Нововоронеж в июле 2012г.

Департаментом АСП ВО в августе 2012 года был сформирован Сводный Список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013г. по Воронежской области. Этот список сформирован по категориям граждан-участников. По категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….» ФИО1 включен в Список под №№ составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж (л.д.154-179).

Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2013году сформирован Департаментов АСП ВО и утвержден руководителем Департамента ДД.ММ.ГГГГ В этом списке по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….» ФИО1 включен под №, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж (л.д.147-151).

Фактически данные обстоятельства ФИО1 признаны, он указал, что эти Списки являются общедоступными, информация содержится на официальном сайте правительства Воронежской области.

Таким образом, признание гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» с принятием соответствующего решения осуществляют органы местного самоуправления, а не органы исполнительной власти субъектов РФ. Более того, ФИО1 признан участником такой подпрограммы, что следует из содержания Списка (л.д.154-179).

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из изложенных выше установленных судом фактов и обстоятельств, никакие права и законные интересы истца ФИО1 в части признания его участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области не нарушены, никакие препятствия к осуществлению им своих прав и свобод не созданы. И в указанной части в удовлетворении требований суд отказывает.

Как указано выше, согласно п.29 Правил (№ от ДД.ММ.ГГГГ), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Согласно п.32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Согласно п.7 Порядка оформления и выдачи ГЖС… (утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительной политики ВО ДД.ММ.ГГГГ №), Департамент в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Согласно п.8 Порядка, в 2-хмесячный срок с даты получения бланков сертификатов Департамент производит их оформление на имя граждан - участников подпрограммы в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.

Согласно п.9 Порядка - перед оформлением бланков сертификатов Департамент в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения бланков сертификатов телефонограммой информирует органы местного самоуправления о получении бланков сертификатов с указанием срока представления учетных дел граждан для оформления. Для оформления бланков сертификатов орган местного самоуправления вместе с сопроводительным письмом представляет копии документов, удостоверяющих личность получателя сертификата и членов его семьи, заверенные в установленном порядке на дату представления учетных дел. Сопроводительное письмо подписывается главой администрации органа местного самоуправления или его заместителем, имеющим право подписи. Учетные дела граждан передаются органом местного самоуправления в Департамент для проверки по акту приема-передачи, который составляется в двух экземплярах.

Пунктом 44 Правил (№153 от 21.03.2006г.) установлен перечень документов, представляемый участником подпрограммы для получения сертификата, в число которых входят: заявление по форме, документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения и т.д. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в этом пункте, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п.44(1) Правил).

Из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной Сводным Списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.

Таким образом, как следует из вышеприведенных положений Правил, для получения сертификата, помимо включения в сводный список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в конкретном году, гражданину необходимо предоставить необходимые документы, на основании проверки которых органом исполнительной власти субъекта федерации (в данном случае Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области) принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата.

Установлено, что ФИО1 включен в Список получателей государственных жилищных сертификатов в 2013году, сформированный Департаментом АСП ВО, по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС….», под №№ с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, как состоящий на учете в Администрации городского округа г.Нововоронеж (л.д.147-151).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №, направленным главам муниципальных районов и городских округов Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области просил предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела граждан- получателей ГЖС в 2013г. Однако, учетное жилищное дело истца ФИО1 администрацией городского округа город Нововоронеж после получения этого письма (ДД.ММ.ГГГГ) ответчику департаменту архитектуры и строительной политики не направлялось, в связи с чем заявление ФИО1 о выдаче ему ГЖС в 2013г., а также представленные к заявлению документы, департаментом не рассматривались, соответственно - решение о выдаче или отказе в выдаче истцу ГЖС ответчиком Департаментом АСП ВО не принималось. Учетное дело администрацией г.Нововоронежа представлено в адрес Департамента только ДД.ММ.ГГГГ О данных обстоятельствах указано в возражениях представителя ответчика, подтверждено представителем 3-го лица и следует из письма администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.230).

Исходя из совокупности всех указанных выше норм, регулирующих порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, решение о выдаче или отказе в выдаче такового должно было быть принято органом исполнительной власти субъекта РФ – Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области в текущем году -2013г. Такого решения ни истцом, ни ответчиком не представлено. Представленный Протокол совещания комиссии по рассмотрению учетных дел граждан- участников подпрограммы… от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12), по мнению суда, не является решением об отказе в выдаче ГЖС истцу, т.к. по своему содержанию Протокол содержит указание на возвращение учетного дела в администрацию городского округа город Нововоронеж для сбора отсутствующих в учетном деле документов, кроме того, датирован периодом, когда не были сформированы и утверждены Списки получателей государственных жилищных сертификатов в 2013г. (ДД.ММ.ГГГГ). Указанное позволяет прийти к выводу, что изложенное в протоколе совещания само по себе не является решением, принятым органом исполнительной власти Воронежской области, и не порождает для ФИО1 последствий в виде принятого решения об отказе в выдаче ГЖС. Это же следует и из возражений представителя ответчика.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Как указано выше, в соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из изложенных выше установленных фактов и обстоятельств, учитывая, что отсутствует решение ответчика об отказе ФИО1 в выдаче в 2013 году государственного жилищного сертификата, что решение по выдаче\отказе в выдаче ГЖС ФИО1 в 2013г. еще не принималось, что срок принятия такого решения в настоящее время не истек, суд считает, что никакие права и законные интересы истца ФИО1 в части содержания Протокола совещания комиссии по рассмотрению учетных дел граждан-участников… от ДД.ММ.ГГГГ и в части невыдачи ФИО1 государственного жилищного сертификата в 2013г. на состав семьи 1 человек, ответчиком Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области не нарушены, никакие препятствия к осуществлению им своих прав и свобод не созданы. И в удовлетворении требований суд отказывает.

Учитывая, что истец при обращении в суд с иском был освобожден от уплаты госпошлины, в удовлетворении требований отказано, судебные расходы относятся за счет бюджета.

Руководствуясь ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о признании решения незаконным, обязании включения в программу «Жилище 2011-2015», обязании выдачи государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.В.Аксенова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2013 года