№2-329/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 марта 2014 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский райсуд Ярославской области в составе
Председательствующего Захаровой С.И.
При секретаре ФИО11
Рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2 к ОАО <данные изъяты> о понуждении производить учет электроэнергии для расчета общедомовых нужд по прибору учета, установленному в подъезде дома, произвести перерасчет, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2 являются владельцами жилых помещений (квартир № № соответственно) по адресу: <адрес>. Всего в <адрес> квартир.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей многоквартирного дома установлен коллективный прибор учета электроэнергии.
ОАО <данные изъяты> (далее ОАО <данные изъяты> осуществила перевод указанного жилого дома на расчеты за потребляемую электроэнергию по показаниям данного прибора учета.
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО2 обратились в суд с иском к ОАО <данные изъяты> просят обязать вести учет общедомовых нужд по прибору учета электроэнергии, находящемуся в одном из подъездов дома по отдельной квитанции с лицевым счетом, произвести перерасчет за электроэнергию.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО <данные изъяты>
В судебном заседании принимали участие истцы ФИО3 и ФИО6, остальные истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие.
ФИО3 поддержала заявленные требования, уточнив их. Просила обязать ответчика производить расчеты за потребленную электрическую энергию по показаниям коллективного прибора учета, находящегося в одном из подъездов жилого дома, произвести перерасчет ОДН, уплаченных ею за период с октября 2013 года по настоящее время по коллективному прибору учета, установленному ОАО <данные изъяты> т.е. возвратить эти деньги ей или учесть в счет будущих платежей. При этом сумму уплаченных денежных средств обозначить не могла.
Пояснила, что до того как ОАО <данные изъяты> был установлен коллективный прибор учета за пределами дома, электроэнергия, потребляемая на общедомовые нужды, учитывалась на прибору учета, который был установлен в одном из подъездов дома. В их доме избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. Один из жильцов снимал показания с указанного прибора учета и оплачивал электроэнергию от имени ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ электроэнергия оплачена авансом на сумму 1049.95 руб. Однако, с октября 2013 года ОАО <данные изъяты> производит начисление ОДН каждому потребителю, расчет производит на основании прибора учета, установленного ОАО <данные изъяты> Считает это неверным, т.к. указанный прибор учета установлен в отсутствие кого-либо из собственников жилых помещений в доме, без их уведомления. Считает, что денежные средства, оплаченные ею по показаниям этого прибора учета, должны быть учтены ответчиком в счет будущих платежей или возвращены ей. При этом, действия ОАО <данные изъяты> по установке коллективного прибора учета оспаривать отказалась.
ФИО6 поддержала заявленные требования только в части обязания ответчика производить расчеты за потребленную электрическую энергию по показаниям коллективного прибора учета, находящегося в одном из подъездов жилого дома, согласившись с доводами ФИО3
Представитель ответчика по доверенности ФИО12 против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что они не основаны на законе.
Представитель ОАО <данные изъяты> просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что они не основаны на законе. Сообщил, что в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, внешней границей электросетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного жилого дома. Сослался на п.п. 137 и 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ №442 от 05.05.2012 года, согласно которым приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребляемой энергии, должны соответствовать определенным требованиям, в том числе по классу точности, должны быть допущены в эксплуатацию в установленном порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Иной порядок определения границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства от 04.05.2012 г. N 442, в п. 144 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка (в данном случае - потребителей и сетевой организации), имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с требованиями раздела Х Основных положений к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С 1 сентября 2012 года Правила N 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
В силу ч. 9 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий, а согласно ч. 9 той же статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 11 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.
Согласно ч 12 ст. 13 указанного Федерального закона в случае, если коллективные приборы учета не будут установлены собственниками в срок до ДД.ММ.ГГГГ такие приборы устанавливаются - применительно к рассматриваемому случаю - сетевыми организациями.
По делу установлено, что жителями многоквартирного дома по адресу: <адрес> управляющей компании не имеют. Доказательств выбора собственниками жилых помещений дома способа управления многоквартирным домом суду не представлено. Со слов ФИО3 Кооператив С, указанный в квитанциях об оплате электроэнергии в качестве плательщика (л.д. 22, 23) прав юридического лица не имеет, в налоговом органе не зарегистрирован.
В распоряжении суда имеется акт № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий об установке ОАО <данные изъяты> с участием представителя местной администрации и ОАО <данные изъяты> коллективного прибора учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей, в акте указаны технические характеристики нового прибора учета.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не является ветхим, аварийным или подлежащим сносу, не признан таком в установленном законом порядке, т.е. не относится к категории домов, на которые согласно нормам Федерального закона №126-ФЗ не подлежат установке коллективные приборы учета.
С учетом изложенного выше суд пришел к выводу о том, общедомовой прибор учета электроэнергии по адресу <адрес> ОАО <данные изъяты> установлен законно - он соответствует вышеуказанным требованиям законодательства, установлен на границе балансовой принадлежности внутридомовых сетей и внешних сетей, в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями закона. Поэтому ответчик обоснованно перевел указанный многоквартирный дом на расчеты за потребляемую электроэнергию по показаниям коллективного прибора учета, установленного сетевой организацией. Оснований для перерасчета коммунальной услуги в связи с этим не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2 в удовлетворении исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок.
Председательствующий С.И.Захарова