Дело № 2-329-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе:
судьи Прониной Н.И.,
при секретаре Сомовой Ж.А.,
рассмотрев 12 марта 2014 года в г.Мариинск Кемеровской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области к межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении и отсрочке исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мариинского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с исковым заявлением к межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области об уменьшении и отсрочке исполнительского сбора.
Исковое заявление обосновано тем, что <...> судебным приставом-исполнителем МО СП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области А.А. в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство <...> судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Согласно ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном ФЗ № 229-ФЗ, обратился в суд с иском об отсрочке взыскания исполнительского сбора и об уменьшении его размера.
В соответствии с ч.7 ст.112 ФЗ № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 ФЗ № 229-ФЗ.
Неисполнение администрацией Мариинского муниципального района исполнительного документа в срок, предусмотренный законом на добровольное исполнение, вызвано исключительно уважительными причинами, так как в настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от <...> года.
Администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям.
Согласно ст.53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст.6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждениям, действует от имени муниципального образования «Марйинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно ст.12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно прилагаемой информации финансового управления по Мариинскому району от <...> Мариинский муниципальный район является высоко дотационной территорией. Объем собственных доходов составляет менее 20 процентов от общего объема. Распределение данных средств происходит следующим образом: на исполнение майских Указов Президента Российской Федерации <...> и указаний Губернатора Кемеровской области <...> по выплате заработной платы направляется более 78 процентов от собственных доходов. Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети бюджетных и автономных учреждений Мариинского муниципального района (сто единиц); исполнение нормативно - публичными социальных обязательств.
Сложное финансовое положение должника служит основанием для снижения исполнительского сбора.
Таким образом, существуют правовые основания к уменьшению размера и отсрочке взыскания исполнительского сбора с администрации Мариинского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявление поддержала, а также просила приостановить исполнительное производство в отношении администрации Мариинского муниципального района в соответствии с п.6 ч.2 ст.39 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» до рассмотрения дела по существу.
По определению Мариинского городского суда от <...> заявление администрации Мариинского муниципального района о приостановлении исполнительского производства в части взыскания исполнительского сбора удовлетворено, в остальной части приостановления отказано за необоснованностью.
Представитель ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявления администрации Мариинского муниципального района о приостановлении исполнительного производства. Суду показала, что в межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам <...> поступил исполнительный лист по делу <...> выданный Мариинским городским судом, об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить Р.П. по договору социального найма жилое помещение в черте <...>, общей площадью не менее 13 кв.м.
<...> возбуждено исполнительное производство <...>, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено сторонам исполнительного производства (<...>
<...> в МОСП по ОВИП от администрации Мариинского муниципального района поступило заявление об отсрочке исполнения решения суда, с отметкой суда.
<...> в МОСП по ОВИП поступила копия определения Мариинского городского суда от <...> об отказе в предоставлении отсрочке исполнения решения суда.
<...> в МОСП по ОВИП поступило извещение о принесении частной жалобы на определение Мариинского городского суда от <...> об отсрочке исполнения решения суда <...>
<...> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до <...> года.
<...> поступило информационное письмо, согласно которому определение Мариинского городского суда от <...> об отсрочке исполнения решения суда от <...> оставлено без изменения.
Согласно ч.ч.1,2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор взыскивается за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
<...> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб., так как документы, подтверждающие исполнение исполнительного документа в МОСП по ОВИП предоставлены не были, так же не были предоставлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, исходил из того, что должник в установленный срок, а именно до <...> г., добровольно не исполнил требования исполнительного документа о предоставлении Р.П. по договору социального найма жилое помещение в черте г.Мариинска, общей площадью не менее 13 кв.м.
Вследствие чего постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства <...>, постановлено в пределах полномочий, предоставленных законом судебному приставу-исполнителю, нарушений действующего законодательства не допущено.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства в отношении администрации Мариинского муниципального района в соответствии с п.6 ч.2 ст.39 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» до рассмотрения дела по существу.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей(часть 3 ст.112 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 ст.112 Закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч.2 ст.13 ГПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <...> администрация Мариинского муниципального района обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области от <...> с администрации Мариинского муниципального района до 3750 рублей, установлении отсрочки взыскания исполнительского сбора до <...> года.
Из материалов дела следует, что <...> судебным приставом-исполнителем МО СП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области А.А. в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство <...>
Исполнительный документ должником администрацией Мариинского муниципального района Кемеровской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
В связи с этим <...> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Как следует из пояснений представителя истца, неисполнение администрацией Мариинского муниципального района исполнительного документа в срок, предусмотренный законом на добровольное исполнение, вызвано исключительно уважительными причинами, так как в настоящее время в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от <...> года.
Администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям.
Согласно ст.53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст.6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждениям, действует от имени муниципального образования «Марйинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно ст.12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно прилагаемой информации финансового управления по Мариинскому району от <...> Мариинский муниципальный район является высоко дотационной территорией. Объем собственных доходов составляет менее 20 процентов от общего объема. Распределение данных средств происходит следующим образом: на исполнение майских Указов Президента Российской Федерации и указаний Губернатора Кемеровской области по выплате заработной платы направляется более 78 процентов от собственных доходов. Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети бюджетных и автономных учреждений Мариинского муниципального района (сто единиц); исполнение нормативно - публичными социальных обязательств.
Поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства, смягчающие ответственность должника, суд полагает возможным уменьшить исполнительский сбор до 3750 рублей.
Статья 436 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно ст.437 ГПК РФ суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Перечень оснований для приостановления судом исполнительного производства закреплен в статьях 39 и 40 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и является исчерпывающим.
В подп.6 п.2 ст.39 Закона № 229-ФЗ закреплено, что исполнительное производство может быть приостановлено судом и в иных случаях, предусмотренных ст.40 Закона № 229-ФЗ.
Нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а также с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112). В случае принятия судом к рассмотрению указанных заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч.8 ст.112).
Вместе с тем п.6 ч.1 ст.40 того же Федерального закона определено, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично только в случае принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В случае же оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора приостановление исполнительного производства осуществляется непосредственно судом (п. 3 ч.1 ст.39).
Статья 39 Федерального закона, на которую ссылается истец, не предусматривает в качестве основания для приостановления исполнительского производства обращения должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.
Администрацией Мариинского муниципального района не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне ее контроля, препятствующих уплате исполнительского сбора в уменьшенном виде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области удовлетворить частично.
Уменьшить исполнительский сбор, взыскиваемый с администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области А.А. от <...>, до 3750 рублей.
В удовлетворении заявления в части предоставления администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области отсрочки взыскания исполнительского сбора в размере 3750 рублей до <...> отказать за необоснованностью.
Приостановить исполнительное производство в части взыскания исполнительского сбора до вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2014 года.
Судья – подпись
Верно: Судья - Н.И.Пронина
Секретарь - Ж.А.Сомова
Решение вступило в законную силу 28.05.2014 года.
Судья - Н.И.Пронина
Секретарь - Ж.А.Сомова
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 мая 2014 года решение Мариинского городского суда от 12 марта 2014 г. – оставлено без изменения, апелляционная жалоба главы Мариинского муниципального района – без удовлетворения.
Судья- Н.И. Пронина