Дело № 2-329/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Марченко М.В., при секретаре Одинцовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании долга,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Советский муниципальный район» о привлечении к субсидиарной ответственности, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Кировской области было рассмотрено дело № А28-6443/2014 по иску ООО «Камстройсервис» к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>» о взыскании долга в размере <данные изъяты>. Исковые требования ООО «Камстройсервис» были удовлетворены в полном объеме. По решению Арбитражного суда Кировской области был выдан исполнительный лист № и передан на исполнение в отдел судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Кировской области вынес определение о процессуальной замене истца ООО «Камстройсервис» на правопреемника ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено письмо от судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области, из которого следовало, что судебным приставом в рамках исполнительного производства были сделаны запросы во все регистрирующие органы и кредитные организации, на которые получены отрицательные ответы. Также не обнаружено подлежащего аресту имущества, не противоречащего нормам гражданского законодательства, принадлежащего муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Начальная образовательная школа <адрес>», о чём составлен соответствующий акт. Однако, согласно п.7 ст.44 Устава Администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области»,органы местного самоуправления района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом». Просит привлечь к субсидиарной ответственности Администрацию муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» по выплате долга в размере <данные изъяты>. по обязательствам должника, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, уточнила исковые требования, просила привлечь к субсидиарной ответственности Администрацию муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» по выплате долга в размере <данные изъяты>. по обязательствам должника, взыскать с Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» задолженность в размере <данные изъяты>. и судебные расходы - оплаченную госпошлину в размере <данные изъяты>.
В соответствии пунктом 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Представитель ответчика Администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» главный специалист, юрист отдела планирования доходов и расходов финансового управления администрации Советского района ФИО2, выступающий по доверенности, в судебное заседание явился, представил отзыв, пояснил, что заявленные требования не признает, просит отказать в удовлетворении иска в полном объёме по основаниям, предусмотренным гражданским и бюджетным законодательством РФ. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 399 ГК РФ если основной должник отказался от удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Пунктом 2 статьи 120 ГК РФ определено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Указывает, что в соответствии с бюджетным законодательством РФ по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных им учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. Считает, что ответчиком по данному делу должен быть главный распорядитель бюджетных средств, которым выступает Управление образованием Советского района Кировской области, так как в соответствии с приложением № 1 к решению Советской районной Думы № 85 от 18.12.2015 г., муниципальное учреждение Управление образованием Советского района Кировской области является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных ему учреждений.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение Управления образованием Советского района Кировской области, представитель соответчика специалист - юрист Информационно-методического центра Управления образованием Советского района Кировской области ФИО3, выступающий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признаёт, считает их незаконными и необоснованными. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как данное муниципальное учреждение является только лишь главным распорядителем бюджетных средств, является казенным учреждением, своих денежных средств не имеет, работает на основании сметы, которую доводит учредитель. В соответствии с п. 1.7, п. 1.8 Устава муниципального казённого общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ№, учредителем муниципального казённого общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы <адрес> является муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области». Собственником имущества также является муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области. У школы собственных денежных средств нет, действует в рамках бюджетной сметы, которую доводит учредитель. До настоящего времени решение о выделении денежных средств не принято, денежные средства не выделены и задолженность в размере <данные изъяты> руб. не погашена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено муниципальное казенное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа <адрес>. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Кировской области вынес решение по делу № А28-6443/2014, согласно которому с муниципального казенного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы <адрес> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Камстройсервис» взыскано <данные изъяты>., а также госпошлина в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист серии №, который был направлен на исполнение в Отдел судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Кировской области вынес определение о процессуальной замене истца ООО «Камстройсервис» на правопреемника ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено письмо от ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области. Согласно полученному письму судебным приставом в рамках исполнительного производства № были сделаны запросы во все регистрирующие органы и кредитные организации, на которые получены отрицательные ответы. Также не обнаружено подлежащего аресту имущества, не противоречащего нормам гражданского законодательства, принадлежащего муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа <адрес>, о чём составлен соответствующий акт.
Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу пункта 1, пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Довод представителя ответчика Администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» ФИО2 о том, что надлежащим ответчиком является муниципальное учреждение Управление образованием Советского района Кировской области суд считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права, так как муниципальное учреждение Управление образованием Советского района Кировской области является лишь распорядителем финансовых средств, которые выделяет ему Администрация МО «Советский муниципальный район Кировской области». Своих денежных средств Управление образованием Советского района Кировской области не имеет.
Согласно части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Как следует из представленного представителем ответчика муниципального учреждения Управления образованием Советского района Кировской области ФИО3 Устава, школа является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Советского района Кировской области (пункт 1.1. Устава).
Согласно пункту 1.7 Устава учредителем муниципальной казенной общеобразовательной школы <адрес> (далее - Школа) является муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (далее - Учредитель).
В соответствии с пунктом 1.8, пунктом 1.9 Устава Собственником имущества Школы является муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области; Школа является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Советский муниципальный район Кировской области, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на основании бюджетной сметы.
Пунктами 7.2, 7.4, 7.7, 7.8, 7.11 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на основании бюджетной сметы. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Школы несёт собственник её имущества. Заключение и оплата Школой муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт средств бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, производится от имени муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области в пределах доведения Школе лимитов бюджетных обязательств. Одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются средства бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, передаваемые Школе в соответствии с бюджетной сметой. Имущество школы является собственностью муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и закрепляется за ней на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством.
Согласно абзацам 1, 3 статьи 45 Устава муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (принят решением Советской районной Думы Кировской области 30.06.2005 г. № 1) (Зарегистрировано в Правительстве Кировской области на основании распоряжения от 30.08.2005 г. № 163-пр с внесением в Реестр уставов муниципальных образований Кировской области за № 3), муниципальный район может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственником имущества, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам данного казенного учреждения, является муниципальное образование Советский муниципальный район.
В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
Как следует из материалов дела, по решению Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-6443/2014 в пользу ООО «Камстройсервис» с муниципальной казенной общеобразовательной школы <адрес> взыскано <данные изъяты>., решение вступило в законную силу, исполнительное производство по выданному на основании указанного судебного акта исполнительному листу не может быть исполнено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для предъявления и удовлетворения требования о взыскании <данные изъяты>. к субсидиарному должнику - собственнику имущества муниципального казенного учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы по уплате государственной пошлины. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Следовательно, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> также подлежат взысканию с ответчика Администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» в пользу истца.
Проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в отношении Администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» - привлечь к субсидиарной ответственности Администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» по выплате долга в размере 494 063 руб. 00 коп. и взыскать долг с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Привлечь к субсидиарной ответственности Администрацию муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» по выплате долга в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности в пользу ФИО1 долг в размере <данные изъяты>
Взыскать с Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Кировский областной суд через Советский районный суд.
Судья М.В.Марченко