ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/2017 от 02.02.2017 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2017 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Дандаровой А.А., при секретаре Бардахановой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к АО «Улан-Удэ Энерго» о защите прав потребителей, при участии истцов ФИО1, ФИО2, представителя третьего лица АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истцы ФИО1, ФИО2 просят признать действия АО «Улан-Удэ Энерго», по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>, незаконными; признать Акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным. Исковые требования мотивированы тем, что многоквартирный дом расположенный но адресу: <адрес> оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данного прибора учета. Установка общедомового прибора учета осуществлена по инициативе АО Улан-Удэ Энерго». Общедомовой прибор учета, согласно акту ввода в эксплуатацию установлен и введен ДД.ММ.ГГГГ. Установка коллективного (общедомового) прибора учета произведена ответчиком с нарушением требований законодательства о направлении собственникам помещений многоквартирного дома, предложения об оснащении многоквартирного дома коллективным прибором учета, согласовании порядка, условий и даты установки такого прибора. Общедомовой прибор учета установлен без участия представителей собственников помещений дома. Расходы со стороны АО «Улан-Удэ Оперто» на установку общедомового прибора учета с собственников не взыскивались, в собственность спорный прибор учета жителям не передавался и в состав общедомового имущества не включался. Полагают, что установка прибора учета и введение его в эксплуатацию были произведены АО «Улан-Удэ Энерго» с нарушением процедуры и без согласования с собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме, что свидетельствует о незаконности действий ответчика. Здание многоквартирного жилого <адрес> сетевой организацией АО «Улан-Удэ Энерго» не обследовалось, техническая возможность установки общедомового прибора учета в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. не проверялась. Кроме того, общедомовый прибор учета установлен на уровне второго этажа дома, на высоте около семи метров, т.е. с нарушением Правил устройства электроустановок (ПУЭ - Шестое издание), утвержденными Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ, издание 6, раздел 1: п. ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. В связи с установкой общедомового прибора учета на фасаде дома, не обеспечен контроль снятия показаний общедомового прибора учета представителем собственников помещений многоквартирного дома. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 3, 131, 132 ГПК РФ, ст. 17,18 Закона РФ «О защите прав потребителей» просят иск удовлетворить.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Читаэнергосбыт», Управляющая компания «Паритет плюс», Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>.

В ходе судебного разбирательства истцы просили прекратить производство по делу в части признания незаконными действий ответчика АО «Улан-Удэ Энерго» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>, в остальной части требования поддерживают в полном объеме, последствия отказа от иска им разъяснения и понятны.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания незаконными действий ответчика АО «Улан-Удэ Энерго» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес> прекращено, в связи с отказом истцов от иска в указанной части.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования в части признания акта ввода эксплуатацию общедомового прибора электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поддержали, просили иск в указанной части удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Улан-Удэ Энерго» по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Неявка последнего не препятствует рассмотрению спора по существу. Ранее в судебном заседании ФИО4 исковые требования не признавал, представил письменные возражения на исковое заявление, доводы которых поддержал, просил в иска отказать.

Представитель АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО3 полагала, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В адрес суда направила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которым полагала исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо-Управляющая компания «Паритет плюс» в судебное заседание своих представителей не направил, будучи извещенным о рассмотрении дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

Как установлено в судебном заседании истец ФИО2 является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Истец ФИО1 является собственником 1/2 в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения к настоящим Правилам.

В соответствии с приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Между истцами ФИО2, ФИО1, проживающим в <адрес>, и ОАО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в силу п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ – в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети. Заключение договора энергоснабжения подтверждается наличием лицевого счета, предъявлением к оплате счетов за оказанные услуги. В рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация ОАО «Читаэнергосбыт» является также и исполнителем коммунальной услуги.

Из акта ввода в эксплуатацию индивидуального (коллективного (общедомового)) прибора учета (комплекса учета) ОАО «Улан-Удэ Энерго» от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> сетевой организацией произведен монтаж прибора учета в количестве 1 штука – Меркурий 233, заводской , сертификат от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указанный акт не подписан со стороны собственников жилого дома, представитель Управляющей компании «Паритет Плюс» отказался от подписи в указанном акте.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных вчастях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборамиучета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Из совокупности указанных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форм, с учетом предложений об оснащении многоквартирного дома приборами учета, направляемых организациями, которые осуществляют снабжение или передачу соответствующих энергетических ресурсов. Принудительная установка коллективных приборов учета такой организацией возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Как видно из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес>, не был заключен договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации общедомового прибора учета потребленной электрической энергии. Установка общедомового прибора учета осуществлена по инициативе ОАО «Улан-Удэ Энерго». Общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию ОАО «Улан-Удэ Энерго» ДД.ММ.ГГГГ, согласно указанному выше акту.

При этом акт о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон подписан ДД.ММ.ГГГГ, после ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета.

В рассматриваемом случае сведения о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении акта в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.

При этом сторонами не оспаривается, что техническая возможность монтажа оборудования на момент установки ОДПУ не проверялась.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на ДД.ММ.ГГГГ годы» жилой <адрес> к домам, требующим ремонта системы электроснабжения, плановый период проведения капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, оспариваемый акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует требованиям, изложенным в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам.

Доказательств извещения собственников дома о дате и времени допуска прибора учета в материалы дела не представлено, при вводе прибора в эксплуатацию уполномоченные собственниками квартир лица не присутствовали.

Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.

В соответствии с абз. 1 п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

Согласно абз. 3 п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ допускается размещение счетчиков в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. Однако, при этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время… для обеспечения… положительной температуры, но не выше +20 град. C. При этом допускается высота установки прибора учета менее 0.8 м, но не менее 0.4 м.

Между тем, из материалов дела усматривается, что общедомовой прибор учета установлен ответчиком на уровне второго этажа дома, т.е. в месте, где не может быть обеспечен контроль снятия с них показаний представителем собственников помещений многоквартирного дома.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что техническая возможность установки коллективного прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от ДД.ММ.ГГГГ N 627, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не осуществлен.

Таким образом, введение общедомового приобра учета в эксплуатацию было произведено ОАО «Улан-Удэ Энерго» с нарушением процедуры и без согласования с собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме.

При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования истцов о признании незаконным акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ

С ответчика, в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 300 руб., поскольку при подаче иска истцы были освобождены от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к АО «Улан-Удэ Энерго» удовлетворить.

Признать незаконным акт ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, установленного в многоквартирном <адрес> сетевой организацией ОАО «Улан-Удэ Энерго».

Взыскать с ОАО «Улан-Удэ Энерго» в доход бюджета муниципального образования <адрес> госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.А. Дандарова