ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/2018 от 30.05.2018 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-329/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 30 мая 2018 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,

представителя ответчика – МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» – ФИО1,

при секретаре Николаевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направлению проекта на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направлению проекта на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика. Установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы. В нарушение ст. 24, ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 11, ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в образовательном учреждении проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, никогда не разрабатывался. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, ответственное за обращение с отходами должностное лицо не имеет соответствующей профессиональной подготовки, деятельность ответчика по обращению с отходами не соответствует требованиям природоохранного законодательства, и является незаконной, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 года в дело в качестве третьего лица привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика – заведующая МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» ФИО1 в судебном заседании по заявленным требованиям не возражала.

Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Судом установлено, что согласно Устава, предметом деятельности учреждения МБДОУ Балахтинский детский сад №3 является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществление присмотра и ухода за воспитанниками.

Согласно п. 1.6 Устава Учреждение вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством.

Согласно приказа МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» №8 от 22.02.2018 г. ответственным лицом за проведение и организацию работ в области обращения с отходами, за сбор, временное размещение, передачу отходов сторонним специализированным организациям назначена заведующая ФИО1

В соответствии с приказом МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» №8-1 от 29.03.2017 г. ответственным за прием, хранение, учет и передачу ртутьсодержащих отходов назначена заведующая ФИО1

Заведующей МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» ФИО1 в 2018 году заключены:

- контракт №102 от 25.01.2018 г. с ООО «БСК» об оказании услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО);

- договор №2 с КГКУ «Балахтинский отдел ветеринарии» на проведение утилизации биологических отходов;

- контракт №2/46-2015 от 30.03.2015 г. с АО «Научно-исследовательский и производственный центр «Природа» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), определения состава отходов 3 наименований, подготовке комплекта документации для паспортизации отхода 1 наименования. Срок выполнения работ 1,5 месяца со дня поступления платежа.

В материалы дела представлены: паспорта отходов I-IV классов опасности, утвержденный 03.04.2017 г. заведующей МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок»; паспорт опасного отхода, утвержденный 29.03.2017 г. заведующей МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок»; инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» от 29.03.2017 г.; инструкция по сбору, хранению, перевозке твердых бытовых отходов и мусора от 29.03.2017 г.; акт уничтожения биологических отходов от 07.03.2018 г.; журнал учета движения отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок»; схема обращения с медицинскими отходами класса «А», «Б», «Г».

Прокуратурой Балахтинского района Красноярского края по результатам проверки деятельности образовательных учреждений района обнаружено отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, установлено, что в дошкольном образовательным учреждением в настоящее время не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который подлежит направлению для утверждения в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Согласно ст. 6 от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» образовательные учреждения не относятся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, соответственно, утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, обязан орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность ответчика по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга.

Поскольку ответчик до настоящего времени не выполнил свои обязанности по утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их, суд считает необходимым возложить на ответчика указанную обязанность.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до 30 июня 2019 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направить его на утверждение в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в срок до 30.06.2019 года.

Взыскать с МБДОУ Чистопольский детский сад «Колосок» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: