ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-329/2021 от 22.01.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-329/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 22 января 2021 года

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,

при секретаре Четыровой Г.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

прокурора Бугдаевой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия о восстановлении на государственной гражданской службе,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее – Министерство), ссылаясь на следующее. В соответствии со служебным контрактом с 01.12.2015 по 19.11.2020 состоял на государственной гражданской службе Республики Калмыкия и замещал должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия – начальника отдела водных отношений Министерства. 29.10.2020 на основании приказов №№ 277,278 Министерством в отношении истца назначены служенные проверки по факту непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019. На время проведения служебных проверок истец отстранен от замещаемой должности гражданской службы. На основании приказа Министерства от 19.11.2020 № 302-лс действие служебного контракта прекращено, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основанием для увольнения послужил протокол от 17.11.2020 заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Республики Калмыкия в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия). Комиссия пришла к выводу, что истец не обосновал и не представил доказательств (подтверждения) представления справок о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем приняла решение о признании причины непредставления истцом таких сведений необъективной и являющейся способом уклонения от их представления и рекомендовала представителю нанимателя применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности. С данным выводом Комиссии и приказом об увольнении не согласен, поскольку у ответчика отсутствовали основания для его увольнения. Указом Президента РФ от 17.04.2020 № 272 срок подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 продлен до 01.08.2020 включительно. В период с 18.06.2020 по 28.10.2020 служебные обязанности не исполнял ввиду временной нетрудоспособности. Справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги и несовершеннолетних детей подготовлены и сданы истцом в отдел правовой и организационно-кадровой работы Министерства в апреле 2020 года. Данное обстоятельство подтверждается сохраненными в рабочем компьютере ФИО1 файлами. С 2013 года проходит государственную гражданскую службу в Министерстве, ежегодно представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Порядок представления и способ фиксации сдачи данных справок в Министерстве не регламентированы. Письменных указаний кому и каким образом сдавать справки ответчик государственным служащим не предоставлял. В связи с чем истец полагает, что сдав справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги и несовершеннолетних детей за 2019 год обычным способом, исполнил свою обязанность надлежащим образом. Считает, что наличие в его рабочем компьютере файлов с готовыми справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от подачи таких сведений. При наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения не учтены фактические обстоятельства, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения истцом должностных обязанностей. Заседание Комиссии проведено с нарушением сроков, уведомление о дате проведения заседания Комиссии, назначенное на 17.11.2020, вручено ему 16.11.2020, то есть был лишен возможности для подготовки аргументированных доводов в защиту своей позиции. Решение Комиссии о признании причины непредставления истцом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необъективной и являющейся способом уклонения от представления таких сведений не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку ФИО1 все необходимые сведения представил в установленный законом срок. Более того, в соответствии с положением о Комиссии данный вывод может быть сделан по итогам рассмотрения заявления государственного гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги (супруга), несовершеннолетних детей. Однако данного заявления ответчик не направлял, в связи с чем вывод Комиссии является незаконным.

Просил признать заключение по результатам служебной проверки от 16.11.2020 в отношении него, приказ Министерства от 19.11.2020 № 302-лс о прекращении действия служебного контракта от 01.12.2015 № 284, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконными; восстановить его в прежней должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия – начальника отдела водных отношений Министерства; взыскать с ответчика в его пользу утраченный заработок с момента увольнения по день восстановления в должности, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2) (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 10 Закона Республики Калмыкия от 07.02.2005 № 181-III-З «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» государственный гражданский служащий обязан ежегодно, не позднее 30 апреля, следующего за отчетным периодом, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

В силу ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии и коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии и коррупции») лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года» срок подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год продлен до 01.08.2020 включительно.

Частью 9 ст. 8 Федерального закона «О противодействии и коррупции» установлено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии с ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2 ст. 59.3)

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 59.3).

Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса РФ к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, а задачей суда, согласно ст. 2 ГПК РФ, является рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоял на государственной гражданской службе Республики Калмыкия и замещал должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

Приказом и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 01.12.2015 № 310-лс переведен с должности главного специалиста юридического отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на должность начальника отдела водных отношений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия с 01.12.2015 по 01.12.2020.

Приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 19.11.2020 № 302-лс действие служебного контракта прекращено, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, из доклада главного специалиста отдела по правовой и организационно-кадровой работе, ответственного секретаря по профилактике коррупционных нарушений ФИО9 на имя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО10 от 04.08.2020 следует, что общее количество лиц, обязанных представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 составляет 65 гражданских служащих и 3 руководителя подведомственных государственных учреждений. Все вышеуказанные лица представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 в установленные сроки, за исключением гражданского служащего ФИО1 – начальника водных отношений.

29.10.2020 на основании приказа № 278 Министерством в отношении ФИО1 назначена служенная проверка по факту непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019. На время проведения служебных проверок истец отстранен от замещаемой должности гражданской службы с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Из объяснительной ФИО1 на имя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 16.11.2020 следует, что справку о доходах за 2019 год сдал в апреле 2020 года.

Вместе с тем, из акта проверки наличия справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 04.08.2020, составленного начальником отдела по правовой и организационно-кадровой работе Министерства ФИО2 в присутствии главного специалиста и ведущего специалиста отдела по правовой и организационно-кадровой работе соответственно ФИО9 и ФИО12, ответственных за работу по профилактике коррупционных нарушений, видно, что 04.08.2020 проведена проверка наличия вышеуказанных справок, представленных государственными гражданскими служащими Республики Калмыкия в Министерстве. Проверкой установлено, что все гражданские служащие кроме начальника водных отношений ФИО1 представили указанные справки.

Из переписки посредством мессенджера WhatsApp главного специалиста отдела по правовой и организационно-кадровой работе ФИО9 и начальника водных отношений ФИО1 от 04.08.2020 следует, что последний на вопрос ФИО9 «Почему не сдал справки?» ответил «Я их еще в апреле сделал, они у меня в компьютере, а компьютер в следственном комитете. С больничного выйду, заеду к ним и распечатаю».

Однако из журнала регистрации справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Министерства, руководителей подведомственных учреждений № 03/02-64 от 17.02.2020 следует, что сведения о регистрации справок ФИО1 отсутствуют.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год ФИО1 не размещены на официальном сайте Министерства в связи с их отсутствием.

Согласно заключению Комиссии по результатам служебной проверки от 16.11.2020 представителю нанимателя рекомендовано принять решение о направлении материалов служебной проверки в отношении начальника водных отношений Министерства ФИО1 для рассмотрения в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Республики Калмыкия в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов.

17.11.2020 Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Республики Калмыкия в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов составлено заключение - причина непредставления истцом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера признана необъективной и являющейся способом уклонения от представления таких сведений.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, такой работник подлежит увольнению представителем нанимателя, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны последнего.

Таким образом, Министерство, принимая решение прекращении служебного контракта, освобождении ФИО1 от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», руководствовалось указанными нормами закона и исходило из того, что ФИО1 являлся государственным гражданским служащим и в соответствии с действующим законодательством был обязан не позднее 01.08.2020 включительно представить сведения посредством подачи справки по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460. Однако сведения о доходах за 2019 год в установленный срок не представил. В момент увольнения ФИО1 не находился в отпуске и не являлся нетрудоспособным, такими сведениями работодатель не располагал. Порядок и срок наложения взыскания соблюдены.

Также Министерством учтено недобросовестное поведение работника, а именно неоднократное привлечение к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, длительные периоды нетрудоспособности.

При таких данных суд приходит к выводу, что процедура увольнения, инициированная ответчиком в отношении истца, соответствует требованиям действующего трудового законодательства РФ.

Доводы истца о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 в отдел правовой и организационно-кадровой работы Министерства в апреле 2020 года голословны и опровергаются материалами дела.

Иных допустимых доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании увольнения и результатов служебной проверки незаконными, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Согданова