ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-32/12ГОД от 05.05.2012 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-32\2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Почеп 05 мая 2012 год

Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи ФИО3 районного суда Разнатовской И. А., при секретаре Приходько Н. А., с участием истца заместителя прокурора <адрес> Погарченко В. И., ответчиков представителя администрации <данные изъяты> ФИО1, представителя <данные изъяты> депутатов ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты><адрес> в защиту интересов муниципального образования и интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты><адрес>, <данные изъяты> депутатов <адрес> о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

В соответствии с закрепленным в Земельном Кодексе РФ, Федеральном Законе №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в <адрес>-З от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>», а также в соответствии с Уставом муниципального образования «<адрес>», Администрация <данные изъяты><адрес> обязана осуществлять на территории <адрес> муниципальный земельный контроль, для чего необходимо в администрации района организовать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, которое должно быть утверждено <данные изъяты> депутатов, а также Администрацией <данные изъяты> должно быть разработано и утверждено положение о данном структурном подразделении.

В нарушение требований указанного законодательства, вышеуказанное структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, в установленном порядке в Администрации <данные изъяты> не организовано, что влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее целевого и разрешенного использования.

Тем самым нарушаются права муниципального образования «<адрес>» и умаляются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, закрепленные ст. 42 Конституции РФ и Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Первоначально прокурор <данные изъяты> просил суд:

1) обязать ответчика в лице Администрации <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект нормативного правового акта, определяющего структурное подразделение администрации <данные изъяты>, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля (уполномоченный орган) с установлением его организационной структуры и предоставить указанный проект до ДД.ММ.ГГГГ на утверждение в <данные изъяты><адрес>;

2) обязать ответчика в лице <данные изъяты> депутатов <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть и утвердить в установленном порядке представленный администрацией <данные изъяты><адрес> проект нормативного правового акта, определяющего структурное подразделение администрации <данные изъяты><адрес>, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля (уполномоченный орган) и устанавливающего его организационную структуру;

3) обязать ответчика в лице Администрации <данные изъяты><адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить положение о структурном подразделении администрации <данные изъяты><адрес>, уполномоченном на осуществление муниципального земельного контроля (уполномоченный орган) и наделить его функциями по проведению мероприятий муниципального земельного контроля.

В дальнейшем прокурор <данные изъяты> изменил, свои требования и просил суд признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты><адрес> и <данные изъяты> депутатов <адрес> по осуществлению муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты><адрес>, обязать администрацию <данные изъяты><адрес> и <данные изъяты> депутатов <адрес> принять все предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>» организационные и практические меры, направленные на организацию и осуществление на территории <адрес> муниципального земельного контроля.

В последствии прокурор <адрес> изменил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты><адрес> и <данные изъяты> депутатов <адрес> выразившееся не определении уполномоченного органа осуществляющего муниципальный контроль. Обязать администрацию <данные изъяты> разработать проект нормативно правового акта, определяющего структурное подразделение администрации <данные изъяты>, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля (уполномоченный орган) С установлением его организационной структуры и представить указанный проект на рассмотрение в <данные изъяты> депутатов. Обязать <данные изъяты> депутатов рассмотреть представленный администрацией района проект нормативного правового акта, определяющего структурное подразделение администрации <данные изъяты>, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля и устанавливающего его организационную структуру.

В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора <данные изъяты> Погарченко В. И. в полном объеме поддержала вышеизложенные измененные исковые требования.

Представитель Администрации <данные изъяты><адрес>, выступающий по доверенности ФИО1 иск не признал, пояснив, что в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос осуществления земельного контроля не отнесен к вопросу местного значения муниципального района, а отнесен к компетенции городского и сельского поселения, также и <адрес>-З от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>» не закреплена обязанность муниципального района создать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля. В связи с этим, необходимо отказать прокурору <данные изъяты> в удовлетворении его требований, установив правомочие на осуществление муниципального земельного контроля за городским и сельскими поселениями <данные изъяты>.

Представитель <данные изъяты> депутатов <адрес>, выступающий по доверенности ФИО2, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте слушания настоящего гражданского дела, в судебное заседание, состоявшееся по данному гражданскому делу ДД.ММ.ГГГГ, не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, а также письменно сообщив о полном признании требований прокурора <данные изъяты><адрес>.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно Уставу муниципального образования <адрес>, утвержденному постановлением <данные изъяты> депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с дополнениями и изменениями, утвержденными решениями <данные изъяты> депутатов, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Муниципальный контроль на территории <адрес> осуществляется администрацией <данные изъяты>, к полномочиям администрации <данные изъяты> при осуществлении муниципального контроля относятся: организация и осуществление муниципального контроля, разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, а также иные полномочия.

Из решения <данные изъяты> депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Администрация <данные изъяты> на основании п. 4 ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на 2011 год приняла на себя осуществление ряда полномочий за 16 сельских поселений и администрацию <адрес>, в том числе и по решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением правил землепользования и застройки поселения.

Согласно статьям 25 и 37.2 Устава муниципального образования <адрес> установлено, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, а также, что в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации района осуществляет общее руководство деятельностью администрации района, ее структурных подразделений, разрабатывает и представляет на утверждение районного Совета структуру администрации района структуру администрации района, утверждает положения об ее структурных подразделениях, вносит на рассмотрение в <данные изъяты> депутатов проекты нормативных правовых актов.

<данные изъяты> депутатов в свою очередь осуществляет по представлению главы администрации <данные изъяты> утверждение структуры администрации, принимает положение об администрации <данные изъяты>.

Из имеющегося в деле протеста прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения <данные изъяты> депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в связи с отменой решения <данные изъяты> депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в <адрес>», как в администрации <данные изъяты>, так в администрациях <адрес>, в администрациях сельских поселений, отсутствуют структурные подразделения, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля.

Данный факт никем из сторон не оспаривается, как и не оспаривается тот факт, что в настоящее время собственность на земельные участкимеждупоселениями и муниципальным районом в <адрес> не разграничена.

В соответствии со ст. 72 Земельного Кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ-З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>», данный Закон разработан в целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного Кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>, а также регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>.

При этом согласно статье 3 указанного Закона муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования <адрес> (далее - муниципальный земельный контроль) осуществляется отраслевым структурным подразделением (органом) администрации муниципального образования <адрес> (далее - уполномоченный орган). Определение уполномоченного органа, установление его организационной структуры осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования. Сотрудники уполномоченного органа, на которых возложено осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными инспекторами.

В соответствии со статьей 4 данного Закона основными задачами муниципального земельного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами, на территории муниципальных образований <адрес>;

б) защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель;

в) принятие мер по предупреждению нарушений требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами;

г) контроль за устранением нарушений требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами;

д) привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований в сфере земельных отношений, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, анализ вышеуказанных правовых актов, позволяет суду сделать вывод об обоснованности, заявленных исковых требований прокурора, поскольку судом установлен факт бездействия Администрации <данные изъяты><адрес> и <данные изъяты> депутатов <адрес> по осуществлению муниципального земельного контроля, так как в Администрации <данные изъяты>, на территории <адрес> в целом, не организовано и не функционирует структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, что приводит к отсутствию надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее целевого и разрешенного использования, что в свою очередь влечет за собой нарушение права муниципального образования «<адрес>» и нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, закрепленные ст. 42 Конституции РФ и Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случаях, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, ….., и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или …..

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. К данным органам относятся как Администрация <данные изъяты><адрес>, так и <данные изъяты> депутатов <адрес>.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организации составляет 4000 рублей (пункт 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ).

В соответствии с ч. 4 статьи 103 ГПК РФ, - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, суд освобождает ответчиков в лице Администрации <данные изъяты><адрес> и <данные изъяты> депутатов <адрес> от уплаты издержек в виде государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Разработать и внести на рассмотрение представительного органа проект решения о внесении дополнений в Устав ФИО3 муниципального района в части перечня полномочий администрации <данные изъяты>, дополнив полномочие на осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на <данные изъяты> депутатов рассмотреть проект решения о внесении дополнений в Устав <данные изъяты> в части перечня полномочий на осуществление муниципального земельного контроля до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрации <данные изъяты> дополнить положение об отделе имущественных и земельных отношений администрации ФИО3 <адрес> функцией на осуществление муниципального земельного контроля на территории ФИО3 муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца.

Председательствующий - И. А. Разнатовская

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2012 года