Дело № 2-32 / 2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2014 г. п.Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судья Мудровой Е.В.,
при секретаре Гринь Ю.С.,
с участием заявителя ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
представителей заинтересованного лица - администрации Палехского муниципального района ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Палех гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа администрации Палехского муниципального района в замене свидетельства о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Палехского муниципального района в замене свидетельства о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (далее - Свидетельство), указав, что в 2013 году его семья стала участником долгосрочной целевой программы Ивановской области «Жилище» на 2011-2015 г.г., подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного кредитования». На его имя выдано Свидетельство о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, где указан срок предъявления Свидетельства в кредитную организацию до 17 декабря 2013 года. В конце октября 2013 г. обратились в кредитный отдел Палехского отделения Сбербанка РФ, куда предъявили указанное Свидетельство для получения ипотечного кредита. Далее собрали пакет документов для рассмотрения заявки на получение кредита. В декабре 2013 г. получили ответ банка, что заявка будет одобрена при условии предоставления дополнительных документов. В связи с новогодними праздниками данные документы могли представить в банк лишь 09 января 2014 г. Сотрудник банка сказал им, что для использования субсидии в срок до 17 декабря 2013 г. необходимо было открыть счет, на который временно переводятся денежные средства. Однако, счет на указанную дату не был открыт, что стало основанием для невозможности использования Свидетельства. Заявитель обратился в Администрацию Палехского района с заявлением о выдаче нового Свидетельства, однако получил отказ от 14 января 2014 г., данный отказ считает незаконным на основании п.29 раздела 5 Порядка о предоставлении субсидий, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области № 82-п от 30.03.2011 г. (далее - Порядок). Просит признать отказ в выдаче Свидетельства незаконным и обязать Администрацию Палехского муниципального района устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал, пояснил, что действительно был пропущен двухмесячный срок предъявления Свидетельства в кредитную организацию, в указанный срок не был открыт счет, что препятствовало перечислению денежных средств по данному свидетельству. В октябре 2013 года он обращался в банк для оформления заявки о предоставлении ипотечного кредита, при этом сотруднику банка в числе прочих документов предоставил копию Свидетельства о предоставлении субсидии. Устно в середине декабря 2013 г. ему сообщили, что заявка одобрена. Он понял так, что Свидетельство он предоставил в банк в срок. Однако, в январе 2014 года устно сотрудник банка отказал в открытии счета для использования свидетельства в связи с истечением двухмесячного срока предъявления его в банк. Уточнил, что Администрация Палехского района по его заявлению о замене Свидетельства на основании п.29 раздела 5 Порядка о предоставлении субсидий должна была заменить Свидетельство в связи с истечением срока предъявления его в банк. Считает, что представитель Администрации неверно толкует п.27 и п.29 Порядка предоставления субсидий. Истечение срока предъявления Свидетельства в банк является основанием для его замены в порядке, предусмотренном п.28 Порядка. С учетом уточненных требований просит признать отказ Администрации в замене Свидетельства незаконным и обязать Администрацию устранить допущенное нарушение путем замены Свидетельства или продления сроков его действия.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2, привлеченная судом к участию в деле, заявление поддержала по аналогичным доводам. Пояснила, что ФИО1 является её супругом, они имеют двоих несовершеннолетних детей. Свидетельство о предоставлении субсидии получено на их семью. Пояснила, что сотрудники администрации Палехского района, а также сотрудники Сбербанка разъясняли им, что нужно в срок до 17 декабря 2013 года предъявить Свидетельство в банк. Однако, они с супругом посчитали, что предъявив Свидетельство в банк при оформлении ипотеки в октябре 2013 г., они выполнили данную обязанность. Об открытии блокируемого счета для перечисления субсидии по данному свидетельству в срок именно до 17 декабря 2013 г. они не знали. Просит заявление ФИО1 о замене Свидетельства удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации Палехского муниципального района ФИО3 заявление не признала, пояснила, что 14 января 2014 г. от ФИО1 в Администрацию поступило заявление о замене Свидетельства о предоставлении жилищной субсидии. В замене Свидетельства ему было отказано, так как согласно п.27 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2011 года № 82-п, замене подлежат свидетельства в связи с их утратой (хищением) или порчей. В данном случае ФИО1 допустил просрочку предъявления Свидетельств в банк, и оснований для его замены не имеется. Считает, что пункт 29 Порядка предоставления субсидий, предусматривающий замену свидетельства в случае истечения двухмесячного срока предъявления в банк, отсылает к пункту 27 данного Порядка, а в нем перечислены лишь такие основания для замены как утрата (хищение) или порча. Считает также, что срок для обращения в Администрацию с заявлением о замене Свидетельства составляет 10 дней. Пояснила также, что финансирование жилищных субсидий производится за счет субвенций, поступающих из Департамента строительства и архитектуры Ивановской области. Пояснила, что, получив от ФИО1 заявление о замене Свидетельства в связи с истечением срока предъявления в банк, подтверждающих документов об истечении срока не требовалось, так как в Администрации имелась копия Свидетельства со сроками его действия, а также представитель Сбербанка устно подтвердил, что срок предъявления Свидетельства в банк ФИО1 пропущен. Считает, что не имеется оснований для замены Свидетельства.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации Палехского муниципального района ФИО4 заявление не признала, дополнила, что указанный в Свидетельстве двухмесячный срок обращения в кредитную организацию является обязательным для граждан, а девятимесячный срок, указанный в данном случае до 17 июля 2014 года, предусмотрен для юридических лиц в целях оформления и регистрации сделок с недвижимостью. Пояснила, что для реализации Свидетельства в срок, указанный в нем, нужно открыть блокируемый счет в банке для перечисления бюджетных денег. Таким образом, предъявление Свидетельства в банк в срок, указанный в нем, означает открытие счета для перечисления денег. Предъявление копии Свидетельства в банк при оформлении заявки на ипотечный кредит является недостаточным. Ипотечный кредит был одобрен банком ФИО5 12 декабря 2013 г., поэтому в срок до 17 декабря необходимо было открыть блокируемый счет, для чего предъявляется данное Свидетельство. ФИО1 в январе 2014 года обратился в Администрацию с заявлением о замене Свидетельства, оригинал которого был у него на руках, от сотрудника Сбербанка было известно о пропуске срока для обращения в банк, тем самым сомнений в пропуске срока ФИО1 не возникло.
Представитель заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры Ивановской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в дело в их отсутствие. Из отзыва (л.д.27-29) следует, что 16 января 2014 г. неиспользованная в 2013 году субсидия, распределенная бюджету Палехского муниципального района на финансовое обеспечение реализации Подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», возвращена администрацией района в доход бюджета Ивановской области. Вместе с тем, на основании абэ.2 п.5 ст.242 Бюджетного кодекса РФ Департаментом будет принято решение (при условии подтверждения Департаментом финансов об их использовании в 2014 году) о возвращении в 2014 году возвращенных средств бюджета Ивановской области в доход бюджета Палехского муниципального района для использования на те же цели при наличии потребности, то есть имеющиеся обязательства по оплате выданных в 2013 году Свидетельств. Также Департамент обратил внимание, что с 01.01.2014 г. подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» перешла в состав государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и объектами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 г. № 458-п., в связи с чем будут выдаваться свидетельства гражданам - участникам указанной подпрограммы. В случае удовлетворения судом требований о замене выданного Свидетельства и выдаче его новой текущей датой, такое судебное решение будет неисполнимо, так как обязательства по оплате вновь выданного Свидетельства возникнут в новом финансовом году, а финансирование Подпрограммы с 2014 года производиться не будет. Возможности продления сроков в рамках указанной Подпрограммы не предусмотрено.
Выслушав объяснения явившихся лиц, доводы отзыва, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.ст. 38, 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена указанная федеральная целевая программа.
К основным целям Программы относятся: формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
В рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы создана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В соответствии с п.5 Правил срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В п.29 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования указано, что владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк. Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства.
Согласно п.28 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования при возникновении у молодой семьи - участницы подпрограммы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча свидетельства, уважительные причины, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2011 года № 82-п утверждена подпрограмма «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы Ивановской области «Жилище» на 2011-2015 г.г., и утвержден Порядок предоставления субсидий гражданам - участникам Подпрограммы на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному), где в пунктах 27-29 данного Порядка аналогично пунктам 28-29 вышеуказанных Правил предусмотрен порядок замены Свидетельства о предоставлении субсидии.
Так, пунктами 27-29 Порядка предусмотрено, что при возникновении у гражданина - участника Подпрограммы обстоятельств, потребовавших замены выданного Свидетельства, гражданин представляет в орган местного самоуправления, выдавший Свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча Свидетельства (п.27). В течение 10 дней с даты получения заявления орган местного самоуправления, выдававший Свидетельство, выдает новое Свидетельство, в котором указывается размер Субсидии, предусмотренный в заменяемом Свидетельстве, при этом срок действия Свидетельства продлевается на 10 дней (п.28). Владелец Свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает Свидетельство в банк. Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец Свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 27 настоящего Порядка, в орган местного самоуправления, выдавший Свидетельство, с заявлением о замене Свидетельства (п.29).
Из материалов дела усматривается, что 18 октября 2013 года руководителем органа местного самоуправления Палехского муниципального района ФИО14 молодой семье в составе супругов ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетних детей ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся участницей подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы Ивановской области «Жилище» на 2011-2015 г.г., предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рублей на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, о чем выдано свидетельство <данные изъяты>. В свидетельстве указано, что оно подлежит предъявлению в кредитную организацию до 17 декабря 2013 года включительно, действительно до 17 июля 2014 года (л.д. 7).
Из сообщения ОАО Сбербанк России - ДО <данные изъяты> следует, что ФИО1 обращался в Сбербанк за получением ипотечного кредита целевой программы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования». 12 декабря 2013 года было принято положительное решение. Свидетельство о предоставлении субсидии предоставлялось менеджеру по продажам для подтверждения первоначального взноса, но в пакет документов для предоставления кредита данное Свидетельство не входит. Клиент должен был предоставить Свидетельство в операционную часть для открытия блокируемого счета. Данное действие клиент совершил только в январе 2014 года (л.д.26).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обращался в Сбербанк в <адрес> в октябре 2013 года, сразу после получения свидетельства, предъявив свидетельство сотруднику банка, затем он стал заниматься сбором документов для рассмотрения заявки на получение ипотечного кредита, однако в срок до 17 декабря 2013 года банковский счет для перечисления бюджетных денег не был открыт. В связи с указанным, стало невозможным использование Свидетельства в связи с истечением срока предъявления в банк, Данные обстоятельства подтверждены объяснениями ФИО1, информацией Сбербанка и не оспаривается заинтересованными лицами.
14 января 2014 года ФИО1 обратился к Главе Администрации Палехского муниципального района с заявлением о замене свидетельства в связи с истечением срока предоставления его в кредитную организацию (л.д.31).
14 января 2014 года Администрацией Палехского муниципального района ФИО1 дан ответ, которым отказано в замене Свидетельства и указано со ссылкой на п.27 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области № 82-п от 30.03.2011 г., что заявителем нарушен двухмесячный срок предоставления Свидетельства в банк, в связи с чем оснований для его замены не имеется (л.д. 6).
Суд считает отказ Администрации Палехского района в замене Свидетельства в случае истечения двухмесячного срока предъявления в банк, изложенный в ответе заявителю ФИО1, не соответствующим закону по следующим основаниям.
Положениями пункта 29 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 предусмотрена замена Свидетельства в случае истечения двухмесячного срока предъявления в кредитную организацию в порядке, предусмотренном пунктом 28. Аналогичные нормы содержатся в п.п. 27-29 Порядка предоставления субсидий гражданам, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 30 марта 2011 года № 82-п.
Таким образом, заявитель ФИО1, пропустив двухмесячный срок предъявления Свидетельства в банк, на законном основании обратился с заявлением о замене свидетельства к Главе Администрации Палехского муниципального района, в компетенции которого находится вопрос замены Свидетельства.
Из объяснений представителей Администрации ФИО3 и ФИО4 следует, что, несмотря на то, что к заявлению ФИО1 не были приложены документы, подтверждающие пропуск срока для предъявления в кредитную организацию, сомнений в пропуске указанного срока не имелось, так как Администрация располагала копией Свидетельства с указанием сроков его действия и информацией сотрудников Сбербанка о пропуске ФИО1 указанного срока
Учитывая вышеприведенные нормы закона, у Администрации при отсутствии сомнений в пропуске заявителем ФИО1 срока предъявления Свидетельства в банк, имелись все основания для замены Свидетельства. Изложенный довод в ответе Администрации, что в связи с нарушением двухмесячного срока предоставления свидетельства в банк оснований для замены не имеется, не основан на законе.
В судебном заседании представитель Администрации Палехского муниципального района ФИО3 пояснила, что поскольку пункт 29 Порядка предоставления субсидий, предусматривающий замену Свидетельства в связи с истечением срока предъявления в банк, имеет ссылку на порядок замены, предусмотренный в пункте 27 данного Порядка, то замена может иметь место лишь при наличии утраты (хищения) или порчи Свидетельства, на что указано в пункте 27. Пояснила также, что срок обращения в Администрацию с заявлением о замене свидетельства составляет 10 дней. Однако, данные доводы суд считает ошибочными и отвергает их, поскольку утрата (хищение) или порча Свидетельства (п.27 Порядка), а также истечение срока для предъявления в кредитную организацию (п.29 Порядка) являются основаниями для замены Свидетельства. Порядок замены Свидетельства, указанный как в федеральном, так и областном законодательстве, предусматривает процедуру обращения гражданина для замены свидетельства, которая аналогична по любому из указанных оснований - это обращение с письменным заявлением гражданина в орган местного самоуправления, выдавший Свидетельство, о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. Суд также учитывает, что вышеуказанные нормы законодательства не содержат указания на сроки обращения гражданина с заявлением о замене свидетельства.
Учитывая, что заявитель ФИО1 воспользовался своим правом на замену Свидетельства, двухмесячный срок предоставления которого в банк истек, предусмотренным пунктом 29 Порядка предоставления субсидий, оснований для отказа в замене Свидетельства судом не установлено, о чем свидетельствуют вышеперечисленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности отказа Администрации Палехского муниципального района в замене Свидетельства. Суд считает необходимым обязать Администрацию Палехского муниципального района устранить нарушения, обязать заменить ФИО1 указанное Свидетельство в срок 10 дней. При определении данного срока суд исходит из характера требования, а также обязанности Администрации о замене Свидетельства в срок 10 дней, указанной в п.28 Порядка.
Требования ФИО1 о продлении срока предъявления Свидетельства в кредитную организацию не подлежат удовлетворению, поскольку продление указанного срока не предусмотрено законом.
Доводы представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Ивановской области о неисполнимости судебного решения в случае удовлетворения требований заявителя о замене Свидетельства, суд отвергает, поскольку суд рассматривает данное дело в пределах заявленных требований о признании незаконным отказа Администрации в замене Свидетельства и устранении допущенных нарушений путем замены Свидетельства. Исполнение решения суда в части замены Свидетельства является исполнимым, поскольку никаких препятствий для замены свидетельства судом не установлено. Вопрос об исполнении бюджетных обязательств по оплате Свидетельства находится за рамками предъявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявленные требования ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ Администрации Палехского муниципального района Ивановской области, изложенный в письме от 14 января 2014 года № 06-0/54, в замене свидетельства о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита <данные изъяты>, выданного 18 октября 2013 года на имя ФИО1, незаконным и обязать Администрацию Палехского муниципального района Ивановской области устранить допущенные нарушения, обязать заменить ФИО1 свидетельство о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита серия <данные изъяты>, выданное 18 октября 2013 года на имя ФИО1, в срок 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Мудрова Е.В.