ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-32/2015 от 05.03.2015 Тляратинского районного суда (Республика Дагестан)

Гр. дело №2-32/2015.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
05 марта 2015г. село Бежта

Тляратинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Магомедова Н.Г.,

с участием заместителя прокурора Цунтинского района Исмаилова Р.И., представителя администрации МО «Бежтинский участок» ФИО4, при секретаре Сулеймановой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цунтинского района Пахрудинова P.M. к администрации МО «Бежтинский участок» об отмене постановления администрации МО «Бежтинский участок» №77-у от 24.10.2014 года «О ликвидации муниципальных образовательных учреждений «Дополнительного образования детей» Детско-юношеских спортивных школ №1, №2 и №3 и Домов детского творчества №1 и №2 МО «Бежтинский участок»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Цунтинского района Пахрудинов P.M. обратился в суд с указанным иском, требуя отменить соответствующее постановление, ссылаясь на то, что ликвидация муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования детей произведено ответчиком с нарушением предусмотренных законом процедур, что нарушает права и интересы работников ликвидируемых образовательных учреждений. Так, в налоговый орган по месту учета юридических лиц, каковыми являются ликвидируемые учреждения дополнительного образования, ответчиком в нарушение ст.23 НК РФ не направлено сообщение об их ликвидации в течение 3-х дней со дня принятия решения, в связи с чем по состоянию на 03.12.2014 года в МРИ ФНС России №13 по РД данные учреждения значатся как действующие. Также в нарушение п.2 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -Закон №1032-1) уведомление в Центр занятости населения в МО «Бежтинский участок» о предстоящем сокращении работников образовательных учреждений направлено не своевременно и с неполными сведениями, то есть, списки сокращаемых работников с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, не представлены.

В судебном заседании заместитель прокурора Цунтинского района Исмаилов Р.И. поддержал исковое заявление прокурора района и просил его удовлетворить по основания, изложенным в нем.

Представитель ответчика администрации МО «Бежтинский участок» ФИО4 исковые требования не признал и просил отказать в иске. По его утверждению, в нарушение действующего законодательства, ликвидированные образовательные учреждения работали без лицензий, сроки действия которых истекли еще в 2011-2012 г.г. По этой причине прокурором района вносились в адрес ответчика представления и были возбуждены административные дела в отношении директоров спортшкол №1 и №2 по ст.19.20 КОАП РФ. В сентябре 2012 года администрацией участка деятельность этих учреждений была приостановлена. Но бывшее руководство работу их в сентябре 2013 года возобновило, хотя они не имели ни лицензии, ни материально-технической базы, а затем реорганизовало их в одно учебное заведение - ФИО2. Но решением Тляратинского районного суда распоряжение о реорганизации было отменено, и работники, не работая в течение года, получили заработную плату порядка 12-13 млн. руб. Вопреки утверждению прокурора, о предстоящей ликвидации директора образовательных учреждений своевременно были предупреждены, направлены были

уведомления в налоговой орган и центр занятости. В последующем руководители ликвидируемых учреждений

Выслушав объяснения сторон, исследовав и изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

24.10.2013г администрацией МО «Бежтинский участок» издано Постановление за №77-у «О ликвидации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Детско-юношеских спортивных школ №1, №2 и №3 и Домов детского творчества №1 и №2 МО "Бежтинский участок». Основанием ликвидации в постановления указано решение Собрания депутатов МО "Бежтинский участок", акт Счетной палаты РД от 25.06.2014 года "О проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенный МКУ УО МО "Бежтинский участок" на 2013 год", а также материалы МКУ УО "Бежтинский участок" от 15.08.2014 года о результатах проверки функционирования УДО без специального разрешения и без реальных детей.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст.57,61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) реорганизация и ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о ликвидации, об изменении структуры организации относится к исключительной компетенции работодателя, такая правовая позиция нашла подтверждение в Определениях Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 года №412-0-О, №413-0-0.

В соответствии с п.З ч.1 статьи 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 года №122-ФЗ, от 08.05.2010 года №83-Ф3), создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с положениями Уставов Детско-юношеских спортивных школ №1, №2 и №3 и Домов детского творчества №1 и №2 МО "Бежтинский участок» учредителем их является администрация МО «Бежтинский участок». Глава администрации Бежтинского участка своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы и назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений.

В соответствии со ст.24 Устава МО «Бежтинский участок» к компетенции данного представительного органа относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно общим положениям Уставов ФИО2 №1 и ФИО2 №2 учредителем названных образовательных учреждений дополнительного образования является администрация Бежтинского участка; решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается главой администрации МО «Бежтинский участок».

Из представления начальника Управления образования администрации МО «Бежтинский участок», направленного 15 августа 2014 года главе администрации МО «Бежтинский участок», следует, что деятельность учреждений дополнительного образования ДСЮШ №№1,2,3 осуществляется без специального разрешения (лицензии), за что директора двух первых школ привлечены к дисциплинарной ответственности,

реальная работа в них отсутствует, указывается не соответствующее действительности количество учащихся, в связи с чем расходы на их содержание в 2013 году в сумме 3846,8 тыс. рублей считает неэффективными и незаконными.

Доводы представителя ответчика о том, что учреждения дополнительного образования и дома творчества функционируют без лицензии, не имеют ни базы, ни собственных помещений, все спортивные группы разбросаны по школам района, из-за чего невозможно осуществить повседневный контроль, суд считает состоятельными.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что сроки лицензий, выданных ФИО2 №№1, 2 и ДДТ №№1,2 на осуществление образовательной деятельности, истекли в августе-сентябре 2011 года, что не отрицали в суде заместитель прокурора района Исмаилов Р.И. и допрошенные судом директора ФИО5 и ФИО6Завучем Хашархотинской ФИО2 №3 ФИО7 суду представлена лицензия, выданная 12.03.2012 года МБОУ ДОД "ФИО1 детско-юношеская спортивная школа №3 на ведение образовательной деятельности ". Между тем, как установлено судом, здание, в котором размещалась данная спортивная школа, снесено (разрушено) в 2012 году, после чего, как утверждал завуч спортшколы №3 ФИО7, занятия они проводят на улице, однако, подтверждений (планов и журналов занятий, отчетов и т.д.) суду не представил.

В 2014 году Счетной палатой РД проведена плановая проверка организации бюджетного процесса, законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных и внебюджетных средств при исполнении бюджета МО «Бежтинский участок» за 2013 год. По результатам контрольного мероприятия СП РД установлено и соответствующим представлением до сведения главы МО «Бежтинский участок» доведено, что в нарушение законодательства о лицензировании образовательной деятельности учреждения дополнительного образования (3 ФИО2 и 2 ДДТ) в проверяемом периоде осуществляли свою деятельность в отсутствие полученной в установленном порядке лицензии; встречными проверками, проведенными в период 21-22 мая 2014 года, установлено, что в указанных учреждениях дополнительного образования занятия по соответствующим предметам и дисциплинам согласно утвержденных расписаний и учебных графиков, не проводились; они не имеют на законных основаниях имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, за ними не закреплены какие-либо объекты (здания, сооружения, строения), отсутствуют соответствующая учебно-производственная, материально-техническая и спортивная база; общий объем средств местного бюджета, выделенных в 2013 году указанным учреждениям, которые фактически не обеспечивали выполнение возложенных задач и функций, составил 3846,8 тыс.рублей.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Постановление №77-у от 24.10.2009 года издано главой администрации МО «Бежтинский участок» в пределах предоставленных ему полномочий и обоснованно.

Заместитель прокурора Исмаилов Р.И. в суде утверждал, что ответчиком нарушена процедура ликвидации учреждений дополнительного образования, а именно не направлены незамедлительно сведения в налоговый орган по месту учета юридического лица, орган службы занятости, уполномоченный государственный для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридические лица находятся в процессе ликвидации.

Между тем, эти мероприятия ответчиком проведены.

Так, в материалах дела имеются уведомления №135 от 27.10.2014 года, в соответствии с которыми начальником УО Бежтинского участка извещены директора муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей ФИО2 №№1,2,3 и ДДТ №№1,2 о том, что согласно решению Собрания депутатов МО "Бежтинский участок" и на основании постановления и.о. главы администрации МО "Бежтинский участок" названные образовательные учреждения ликвидированы и

одновременно они предупреждены о расторжении с ними трудового договора пс истечении двух месяцев, а также предложено предупредить своих работников с предстоящей ликвидации и увольнении.

Из имеющихся в деле копий уведомлений, направленных 27 октября 2014 года на имя руководителей: ГКУ РД ЦЗН в МО «Бежтинский участок», государственного учреждения Регионального отделения фонда социального страхования РФ по РД. Территориального фонда медицинского обязательного страхования РД, отделения Пенсионного фонда по Бежтинскому участку, территориального отдела статистики пс Бежтинскому участку, ИНФС №13 с.Хебда и редакции газеты «Бежтинский вестник», - усматривается, что на третий день после принятия администрацией МО «Бежтинский участок» Постановления «О ликвидации муниципальных образовательных учреждений «Дополнительного образования детей «Детско-юношеских спортивных школ №1,2,3 и Дома детского творчества №1, №2» соответствующая информация доведена до сведения руководителей названных учреждений.

Согласно справке начальника МРИ ФНС России №13 по РД от 03.03.2015 года муниципальные казенные учреждения дополнительного образования детей: ФИО2 №1 МО «Бежтинский участок», ФИО2 №2 с.Тлядал, «Хашархотинская ФИО2 №3, Дом детского творчества №1 мо «Бежтинский участок», Дом детского творчества №2, - находятся в стадии ликвидации.

В судебном заседании руководитель ГКУ РД ЦЗН в МО «Бежтинский участою: ФИО9 и прокурор Исмаилов Р.И. не отрицали факт уведомления службы занятости о предстоящем ликвидации муниципальных учреждений дополнительногс образования детей, но ссылались на то, что сведения были представлены неполные, тс есть не были указаны должность, профессия, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, подлежащего увольнению в связи с ликвидацией организации.

Сам по себе факт не направления в службу занятости полных сведения с высвобождаемых работниках не является основанием для признания ликвидации незаконным.

Работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией, не лишаются возможности самостоятельно обратиться в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы и защите своих прав в соответствии со ст. 178 ТК РФ

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по уведомлении: работников ликвидируемых учреждений о предстоящем ликвидации, в том числе представление информации в Центр занятости, лежала на руководителей образовательных учреждений и учреждений детского творчества, но последние ее проигнорировали, суд считает состоятельными.

Так, согласно постановлению №77-у от 24.10.20014 года, на директоров ликвидируемых учреждений возлагалось проведение организационно-штатных мероприятий по увольнению педагогических работников и обслуживающего персонала.

Из заявления ФИО10 на имя прокурора Цунтинского района oi 07.11.2014 года, в котором просит дать юридическую оценку законности и обоснованности Постановления от 24.10.2014 года за №77-у о ликвидации МКУ ДО «Дом детского творчества» и ФИО2 №1, усматривается, что первая уведомлена о ликвидации руководимого ею учреждения.

Из ее же письма, направленного 10.12.2014 года за исх. №30 на имя начальника МКУ УО МО «Бежтинский участок», следует, что она не считает возможным уведомить работников названного учреждения о предстоящей ликвидации, так как прокуратурой района вынесен протест в адрес ответчика с требованием отмены Постановления №77-у от 24.10.2014 года.

Тем самым довод стороны ответчика о том, что руководители образовательных учреждений саботировали процесс ликвидации, уклонились от выполнения обязанностей по проведению процедурных мероприятий, предусмотренных при их ликвидации, нашел подтверждение в ходе судебного заседания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренная законом процедура при ликвидации муниципальных казенных учреждений дополнительного образования детей МО «Бежтинский участок» - ФИО2 №1,2,3 и ДДТ №1,2, ответчиком также была соблюдена.

В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Цунтинского района.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления прокурора Цунтинского района Пахрудинова P.M. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Бежтинский участок» №77-у от 24.10.2014 года «О ликвидации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1, №2 и №3 и домов детского творчества №1 и №2 МО «Бежтинский участок», - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано либо опротестовано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Тляратинский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.

Судья

Н.Г. Магомедов