Дело №2-32/2021
УИД 21RS0023-01-2019-007962-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО5. – ФИО7, действующей на основании доверенности от дата,
представителя ответчика НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» – ФИО8, действующего на основании доверенности от дата-----,
представителя третьего лица ООО «Управляющая компания «Город» – ФИО9, действующего на основании доверенности от дата,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 ФИО34 к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого адрес, запланированному на период 2019-2020 г.г.,
установил:
Истец ФИО5 ФИО35 обратился в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании ответчика выполнить работы по капитальному ремонту фундаментов многоквартирного жилого адрес, запланированные в период 2019-202 годов, являющихся общим имуществом собственников помещений в доме, за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Свои требования мотивирует тем, что истец является собственником жилого помещения ----- в адрес, В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Согласно ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики ----- от дата создана некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее – НО «Фонд капитального ремонта»). Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- утверждена республиканская адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО2 республики, на 2014-2043 годы» и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципального планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО2 республики, на 2014-2043 годы. Работы по ремонту фундамента многоквартирного адрес включены в план реализации Республиканской адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО2 Республики на 2014-2044 годы, со сроком выполнения – 2019 год. Необходимость выполнения работ по капитальному ремонту фундаментов здания подтверждается мониторингом о техническом состоянии многоквартирного дома от дата, изготовленном Государственной жилищной инспекцией по ФИО2 Республике (далее – ГЖИ по ФИО2 Республике), сведениями и техническом состоянии жилого дома, изготовленного АО «Бюро технической инвентаризации» от дата-----. Письмом от дата----- ГЖИ по ФИО2 Республике проинформировало собственников многоквартирного жилого адрес о том, что по информации НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» отказывает в проведении работ по капитальному ремонту фундаментов дома, без проведения дополнительных их исследований. НО «Фонд капитального ремонта» приведены доводы о невозможности без проведения дополнительных исследований не входящих в состав работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и подлежащих выполнению за счет дополнительных финансовых средств собственников жилых помещений в доме, что, по мнению истца, является необоснованным, так как на НО «Фонд капитального ремонта» возложена обязанность по выполнению работ, связанных с разработкой необходимой проектной документации. Отказывая в проведении работ по капитальному ремонту фундаментов многоквартирного жилого адрес, ответчик фактически не выполняет возложенные на него законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, а не проведение капитального ремонта имущества, финансирование которого осуществляется ща счет целевых средств граждан, существенно нарушает жилищные права собственников и жильцов. Просит суд обязать ФО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнить работы по капитальному ремонту фундаментов многоквартирного жилого адрес, запланированные в период 2019-2020 годов, являющихся общим имуществом собственников помещений в доме, за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счете регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Истец ФИО5, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца ФИО5 – ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по указанным в иске основаниям, пояснила, что многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, нуждается в ремонте, в фундаменте, стенах, перекрытиях, являющихся общим имуществом, имеются трещины. Жильцами дома оплачиваются взносы в НО «Фонд капитального ремонта», дом был включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с запланированными работами со сроком выполнения в 2019 году. Отказ ответчика в проведении капитального ремонта многоквартирного дома негативно сказывается на состоянии дома и нарушает права собственников и жильцов.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО8 исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что действительно адрес нормативными правовыми актами включен в республиканскую программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для проектирования работ по проведении капитальному ремонту был заключен договор с ООО «ГорИСС». После осмотра дома ООО «ГорИСС» направил письмо, в котором указано на то, что в результате обследования данного жилого дома установлено, что фундаменты до сих пор дают осадку, установленные в 2010, 2014 и 2017 годах маяки разрушены, имеется значительное смещение несущих конструкций. Физический износ дома в 2019 году составлял 47%. Исходя из этого, проведение указанных в иске работ не представляется возможным. Проведенным по настоящему делу экспертным исследованием установлено, что дом имеет признаки аварийности, соответственно, требуется реконструкция или выполнение иных работ, не относящихся к категории капитального ремонта. У НО «Фонд капремонта» отсутствуют полномочия по обращению о признании дома аварийным, реконструкция дома в обязанности ответчика не входит.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Город» ФИО9 поддержал исковые требования истца просил удовлетворить.
Третье лицо администрация города Чебоксары, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечила. Ранее направлено письменное мнение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель государственного органа - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель третьего лица ПАО «Чебоксарский агрегатный завод» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил
Представитель третьего лица ООО «Городские инженерные сети и системы» (ООО «ГорИСС») извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, на ранее состоявшемся судебном заседании выражено мнение об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления
Третьи лица ФИО4, ФИО18, ФИО6 В.Н., ФИО3 М.П., ФИО19, ФИО20, ФИО19, ПАО Банк ВТБ, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО12, ФИО28, извещенные о времени и месте судебного заседания, на судебные заседания не явились, участие своих представителей не обеспечили. От ФИО27 поступило письменное пояснение, в котором содержится мнение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Прокурор Калининского района г. Чебоксары и прокурор г. Чебоксары, привлеченные к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
В соответствии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 года № 173 создана некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», которая в является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Согласно ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 – 2043 годы и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы.
В Республиканской программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО2 Республики, под порядковым № 4315 в муниципальном образовании город Чебоксары в плановом периоде 2019 год предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества – ремонт фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: н. Чебоксары, адрес.
В постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- имеется Приложение ----- к республиканскому краткосрочному плану реализации в 2018 - 2020 годах Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и в Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории ФИО2 республики, в отношении которых в 2018- 2020 годах планируется проведение капитального ремонта общего имущества, предусмотрен ремонт фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: н. Чебоксары, адрес, на сумму 6 452 784 руб. 00 коп. (порядковый -----).
При рассмотрении дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, является 3-этажным жилым домом с мансардным 4-ым этажом. В 1999-2000 г.г. проведена реконструкция детского сада под строительство жилого жома по индивидуальному проекту заказчиком-застройщиком ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». До реконструкции здание представляло собой 2-этажное здание с чердачной крышей, во время реконструкции надстроено 2 этажа (4-й этаж – мансардный), а также пристроены лоджии. Распоряжением главы администрации адрес----- от дата жилой дом введен в эксплуатацию.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права истец ФИО1 является собственником жилого помещения – адресФИО2 Республики, кадастровый (условный) -----, площадью 114,2 кв.м. Собственниками помещений в жилом доме также являются: ФИО4 (адрес), ФИО18 (адрес), ФИО6 В.Н. (адрес), ФИО3 М.П. (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО19 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО20 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО19 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ПАО «Банк Уралсиб» (адрес), ФИО21 (адрес), ФИО22 (адрес), ФИО23 (адрес), ФИО25 (адрес), ФИО26 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО27 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО12 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес), ФИО28 (1/4 доля в праве общей долевой собственности на адрес).
Республиканской программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества – ремонт фундамента.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», собственниками адрес собрано 25 740 руб. 33 коп.
Из письма АО «Бюро технической инвентаризации» от дата----- следует, что физический износ жилого трехэтажного кирпичного дома с подвалом и мансардным этажом, расположенном по адресу: адрес, составляет 47%. Техническое состояние жилого дома: фундамент – 60% (в первом подъезде выпучивание и заметное искривление цоколя, трещины с развитием на всю высоту здания); стены и их наружная отделка – 65% (в первом подъезде массовые прогрессирующие сквозные трещины, ослабление кирпичной кладки, заметное искривление стен), перекрытия – 60% (в первом подъезде глубокие трещины), кровля – 40% (пробоины и нарушение примыканий, следы протечек), полы – 35% (стирание поверхности в ходовых местах, отсутствие плиток местами), оконные проемы – 30% (оконные переплеты рассохлись, покоробились, расшатаны в углах) и пр.
Из письма Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (ГЖИ Чувашской Республики) от дата----- следует, что по информации, предоставленной НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО2 Республики», выполнение работ по капитальному ремонту адрес не представляется возможным без проведения дополнительных исследований, не входящих в состав работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. В письме сообщено, что вопрос дополнительных исследований в соответствии с положениями ст.ст. 44-48 ЖК РФ должен быть решен на общем собрании собственников адрес.
По сведениям о техническом состоянии многоквартирного дома (мониторинг технического состояния) на дату составления дата в жилом доме по адресу: адрес, находится 12 квартир.
В разделе V «Ведомость оценки технического состояния многоквартирного и (или) жилого дома на основании визуального осмотра» указано, что фундамент имеет трещины и выбоины бетона отмостки, отдельные участки разрушения фундамента, неравномерные осадки фундамента, что требует капитального ремонта. Также дом имеет повреждения:
- стены и перегородки: отдельные трещины под оконными проемами и под козырьками подъездов, частичное выветривание раствора наружных стен;
- перекрытия: трещины в швах между плитами и в местах сопряжения с поперечными стенами;
- конструкция крыши, кровли: массовые протечки, повреждения водосточных труб, повреждения конструкции стропильных ног, следы намокания и гниения отдельных элементов деревянной обреш1тки по причине протекания атмосферных осадков, разбитые слуховые окна;
- полы: частичное разрушение плитки полы в местах общего пользования;
- оконные проем в местах общего пользования: частичное разрешение окраски рам и переплетов, поражение гнилью;
- дверные проемы в местах общего пользования: отдельные повреждения тамбурных дверных полотен;
- наружная отделка фасадов: частичное отслоение штукатурки;
- внутренние санитарно-технические и электрические устройства вентиляции: мелкие трещины кладки в чердаке;- внутренние санитарно-технические и электрические устройства системы холодного водоснабжения и оборудования: поражение коррозией разводящего трубопровода в подвальном помещении по причине образования конденсата на его поверхности (требует ремонта), следы протечек и коррозии на окрашенных трубопроводах-стояках (требует ремонта), многочисленные хомуты в местах повреждения трубопроводов, сужение внутреннего диаметра трубопроводов стояков из-за нароста ржавчины, имеются свищи;
- системы отопления: на трубопроводе теплового узла имеется большой по размеру резиновый хомут, поражение коррозией запорной арматуры и трубопроводов отопления в подвале, стояков, в местах сварных соединений, отсутствует теплоизоляция, покраска не проводилась;
- электрооборудование: признаки ослабления эластичности, следы ремонта, большой износ сетей, электропроводки;
- лестницы; сколы бетона, отдельные повреждения ограждающих перил.
НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» как заказчик дата с ООО «Городские инженерные сети и системы» (далее – ООО «ГорИСС») как подрядчиком заключен договор ------ПР на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики адрес, предметом которого является обязательство подрядчика по поручению заказчика выполнить работы по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории адресФИО2 Республики в соответствии с Перечнем объектов капитального ремонта и техническому заданию. Определенен срок окончания – не более 60 календарных дней с даты заключения договора со сроком окончания – до дата (п.1.6.2 договора).
В числе домов, который подлежал оценке, указан адрес (порядковый ----- в п. 5.1 и в Приложении ----- к договору).
ООО «ГорИСС» в письме от дата-----, адресованном в НО «Фонд капремонта», сообщено, что согласно договору на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в результате обследования жилого многоквартирного дома по адресу: адрес, установлено, что фундаменты дор сих пор дают значительную осадку, маяки, которые устанавливались в 2010, 2014, 2017 годах – все маяки разрушены, смещение несущих конструкций значительное, по отчетам по установленным маякам ООО УК «Город», выполненных в 2018 году, также есть смещение порядка 2-3 мм, осадки продолжаются; проект ранее выполненного усиления фундаментов отсутствует, акты выполненных работ по усилению фундаментов отсутствуют. В связи с этим нет возможности выполнить проект усиления фундаментов.
Участвовавший в судебном заседании дата на основании доверенности представитель ООО «ГорИСС» ФИО13 подтвердил содержание письма и пояснил, что на основании заключенного с НО «Фонд капремонта» договора в ноябре 2018 года работниками ООО «ГорИСС» при обследовании жилого адрес обнаружено, что данный дом находится в предаварийном состоянии. При выполнении работ установлено, что все маяки, установленные управляющей компанией, сорваны. ООО «ГорИСС» была собрана комиссия, которой дана рекомендация о признании дома аварийным и переселить, но официального ответа не дано. На капитальный ремонт была выделена сумма около 7 млн. руб.
Представитель ФИО10 пояснил, что капитальный ремонт – это замена существующего материала на новое с применением современных технологий. В рамках капитального ремонта должен быть отремонтирован весь периметр фундамента, а не только один торец здания. Отметил, что при обследовании в доме обнаружены значительные трещины от фундамента до свесов кровли, трещины в несущих перемычках. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для того, чтобы отремонтировать данный дом, требуется усиление – обтянуть по периметру. Усиление – это восстановление несущей строительной конструкции, что является реконструкцией и не относится к капитальному ремонту. Дополнил, что для «усиления» дома необходимо исследование грунтовых вод. О результатах обследования жильцы дома были уведомлены на собрании жильцов.
Из пояснений третьего лица администрации города Чебоксары ФИО11, данных им на судебном заседании дата год и дата, следует, что имеется комиссия для признания дома аварийным. В данную комиссию собственники и жильцы дома, управляющая компания не обращались. Ранее (в 2016-2017 годах) один из жильцов дома (ФИО15) обращался в администрацию с заявлением о признании дома аварийным, на тот период оснований для такого решения найдено не было. Действия (бездействие) администрации обжалованы не были.
Доводы представителя администрации города Чебоксары подтверждаются перепиской.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого адрес от дата следует, что принято решение о выборе способа управления многоквартирным жилым домом – управление управляющей организацией (вопрос 5), утверждено обслуживание управляющей организацией ООО «УК «Город» (вопрос 6), утвержден договор управления многоквартирным домом (вопрос 7), утверждено заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «УК «Город» с дата (вопрос 8), иные вопросы. Вопрос об обращениях о межведомственную комиссию о признании дома непригодным для проживания, аварийным не рассматривался.
В письме от дата ООО «Проектно-сметное бюро» указано, что в связи с занятостью проектировщиков и сметчиков не может выполнить проектно-сметную документацию жилого адрес до конца 2020 года и может взять только вопрос по решению о необходимости усиления фундаментов в исправное состояние.
Для правильного разрешения спора по делу была проведена строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Проектно-сметное бюро» многоквартирный жилой дом по адресу: адрес представляет собой 3-этажный многоквартирный жилой дом с мансардным 4-м этажом. Стены выполнены из кирпича на цементном растворе и керамических блоков. Наружные стены 3 и 4 этажей выполнены из керамических блоков. Со стороны 2 подъезда имеется подвал. Перекрытие над подвалом железобетонное, перекрытия над этажами их сборных железобетонных плит. Фундаменты – ленточные мелкого заложения, бутобетонные. В качестве заполнения применен песчаник и известняк. Крыша – мансардная, утепленная из металлочерепицы по деревянным стропильным конструкциям.
В 1999-2000 годах была проведена реконструкция детского сада под строительство жилого дома по индивидуальному проекту заказчиком-застройщиком ОАО «ЧАЗ». До реконструкции здание представляло собой 2-х этажное здание с чердачной крышей. Во время реконструкции было надстроено 2 этажа (4-й – мансардный), а также пристроены лоджии. Распоряжением администрации адрес------Р от дата жилой дом введен в эксплуатацию. С момента ввода в эксплуатацию жилого дома капитальный ремонт с целью восстановления или замены конструктивных элементов, его отдельных конструкций в связи с их износом не проводился.
В сведениях об объекте указано, что конструктивным решением является здание с поперечным расположением наружных несущих стен. Прочность и устойчивость конструкций обеспечивается работой коробки, как пространственно-неизменяемой системы, образуемой наружными жесткими продольными и поперечными несущими стенами; внутренними поперечными несущими стенами лестничных клеток, сборными железобетонными плитами перекрытия, опирающимися на кирпичные наружные и внутренние несущие поперечные стены; в местах расположения лестничных клеток ж/б плиты покрытия опираются на поперечные внутренние несущие стены. Фундамент ленточный бутовый, по которому выполнена кирпичная кладка. Наружные стены выполнены из красного глиняного полнотелого кирпича на цементном растворе и керамических блоков. Внутренние несущие стены выполнены из керамического кирпича. Перегородки из керамического кирпича. Крыша мансардная, утепленная из металлочерепицы по деревянным стропильным конструкциям. (Таблица 1 заключения, пункты 9-10).
Обследование конструкций жилого дома выполнено визуальным осмотром и инструментальным обследованием неразрушающим методом контроля прочностных характеристик материалов. В ходе визуального осмотра объекта экспертизы установлено недопустимое состояние фундаментов, внутренних и наружных стен 1-го подъезда жилого дома.
На наружных и внутренних стенах, перегородках здания установлены многочисленные трещины, имеется отклонение наружной боковой не несущей наружной стены от вертикали. Распространение трещин происходит на всю высоту здания, имеют сквозной характер и имеют наклонное и вертикальное направление по распространению.
Вертикальные трещины образованы на примыканиях стен лоджий с наружными стенами, которые происходят от просадки фундаментов вследствие наличия разницы нагрузок на основания фундаментов лоджий и наружных стен, а также отсутствия надлежащей перевязки кладки стен лоджий и наружных стен (фото 4, 6-9).
Вертикальные трещины на стыке внутренних стен и перегородок с наружными стенами в помещениях, примыкающих к боковой не несущей наружной стегне, образованы в результате отхода боковой не несущей стены от здания. Признаками отхода боковой наружной стены 1-й блок-секции дома является образовавшийся наклон стены от вертикали, признаком которого является увеличивающиеся размеры трещин снизу вверх между наружной стеной и перекрытиями 1, 2, 3 этажей. Причиной отхода не несущей боковой наружной стены 1-го подъезда жилого дома является отсутствие анкеровки плит перекрытий к боковой не несущей наружной стены. Трещины присутствуют по всей длине наружной стены внутри помещений с 1-го по 3-1 этажи. По всей длине боковой наружной стены имеется трещина с раскрытием до 30 мм, через которые поверхностные воды и атмосферные осадки, стекая по стене, замачивают основанием фундамента, вызывая наклон подошвы фундамента в наружу под действием эксцентриситетной нагрузки потерявшей вертикальность стены.
Наклонные трещины образованы в стенах и перегородках в местах жесткой связи внутренних стен и перегородок с наружной стеной. Наружная стена, постепенно наклоняясь, тянет за собой внутренние стены и перегородки, жестко с ней защемленные, с образованием в них наклонных трещин. Также в местах просадки фундаментов наклонные трещины в стенах образовываются за счет жесткости кладки стен (фото 12, 13, 16-18, 20).
Внутренние стены и перегородки, имеющие жесткую связи с наружной стеной, отходят вместе с наружной стеной, образовывая наклонные трещины на внутренних стенах и перегородках, увлекая вместе и плиты перекрытий. О движении плит перекрытий в отдельных местах свидетельствуют образовавшиеся трещины в швах и на стыках внутренних и наружных стен с плитами перекрытий (фото 10, 11, 14, 15, 21, 22).
Для контроля за развитием трещин жильцами дома на трещинах установлены бумажные и пластиковые маяки. Появление на бумажных маяках трещин свидетельствует о развивающихся трещинах на стенах.
Массовые сквозные трещины на наружных и внутренних стенах 1-й блок-секции жилого дома на всю высоту здания и потеря вертикальности боковой стены свидетельствуют о потере пространственной жесткости блок-секции и его аварийном состоянии.
Необходимо принимать срочные меры по усилению наружных стен стальными тяжами и усилению фундаментов буроинъекционными сваями. Работы выполнить с разработкой проектной документации.
Анализируя техническое состояние жилого дома, эксперт пришел к следующим выводам: 1. Наружные и внутренние стены 1-й блок-секции (1 подъезда) жилого адрес находятся в аварийном состоянии, фундаменты – в недопустимом состоянии. 2. Для обеспечения устойчивости и дальнейшего распространения отклонения от вертикали не несущей боковой стены 1-й блок-секции жилого дома, дальнейшего распространения развития трещин в наружных и внутренних стенах, необходимо выполнить с разработкой проектной документации: усиление фундамента блок-секции буроинъекционными сваями, заделать цели между наружными стенами и отмосткой раствором на расширяющемся цементе.
Допрошенный дата в судебном заседании эксперт ФИО4 В.П. по произведенной им экспертизы подтвердил свои выводы, изложенные в заключении и показал, что по назначенной судом экспертизе он проводил обследование визуальным способом в присутствии представителя управляющей компании и жильцов. Состояние конструкций принято как недопустимое согласно нормативной документации, хотя можно было бы и признать аварийное. Недопустимое техническое состояние – это возникшие дефекты, при которых существует возможность разрушения и опасность пребывания людей и сохранности, необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Жильцы пожелали остаться в этом же доме, были согласны с усилением конструкций. По указанному в выводах заключению о нахождении наружных и внутренних стен в аварийном состоянии, разъяснил, что аварийное техническое состояние повреждений и деформации свидетельствуют об исчерпании несущих способностей и опасности разрушения, эксплуатация запрещается, необходимо срочное проведение противоаварийных мероприятий. Вместе с тем, в данном случае ресурсы не исчерпаны, можно считать состояние недопустимым. Усиление восстановления конструкции здания возможно разными способами, но все из них согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации не являются капитальным ремонтом, это будет относится к реконструкции объекта, считая и фундамент, и вышележащие конструкции, так как усиление фундамента без рассмотрения усиления конструкции наземной части невозможно.
Оснований не доверять выводам судебной экспертизы ООО «Проектно-сметное бюро» и показаниям эксперта ФИО16 у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, при рассмотрении дела не добыто. У суда нет оснований сомневаться в правильности заключения эксперта с учетом его компетентности, образования и длительного стажа экспертной работы.
Выводы эксперта соответствуют содержанию писем ООО «ГорИСС», АО «Бюро технической инвентаризации», Государственной жилищной инспекции ФИО2 Республики, сведениям о техническом состоянии многоквартирного дома (мониторинг технического состояния) на дату составления дата.
Суд полагает необходимым отметить, что, по смыслу положений ст. 86 ГПК Российской Федерации заключение судебной экспертизы является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. При этом, нормы действующего законодательства не дают право суду самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности провести капитальный ремонт фундамента адрес в соответствии с Республиканской программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО2 Республики.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что Фонд является некоммерческой организацией, деятельность которой обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом в пункте 7.2 указанного постановления отмечено, что региональный оператор, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Капитальный ремонт включен в техническую эксплуатацию жилищного фонда (техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий) наряду с текущим ремонтом (п. 1.8 Правил). Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении -----.
В силу п. 2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
В п. 14 ст. 1 ГрК РФ дано понятие реконструкция объектов капитального строительства, которым (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции приведены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, и является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Суд не усматривает оснований для возложения на НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности по проведению капитального ремонта дома, поскольку экспертом установлено, что проведение капитального ремонта фундамента не решит вопроса допустимого состояния фундамента, наружных и внутренних стен, и, как следствие, перегородок, плит перекрытий. Как указано в заключении эксперта внутренние стены и перегородки отходят вместе с наружной стеной, увлекая вместе и плиты перекрытий, боковая стена потеряла вертикальность, пространственную жесткость. Наружные и внутренние стены блок-секции 1 (1-й подъезд) находятся в аварийном состоянии. Ремонтные работы, которые необходимо провести в данном доме, относятся к реконструкции объекта либо дом подлежит расселению.
Факт внесения жильцами платы за капитальный ремонт региональному оператору Фонда капитального ремонта многоквартирных домов не является основанием для удовлетворения иска об обязании НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» провести восстановительные мероприятия на данном жилом объекте.
Таким образом, на регионального оператора возложена функция технического заказчика работ по капитальному ремонту, деятельность которого направлена на осуществление организационного обеспечения процесса по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (планирование, конкурсный отбор подрядчиков, заключении договоров, контроль их исполнения, приемка результатов выполненных работ, обеспечении исполнения подрядчиком гарантийных обязательств по качеству выполненных работ, формировании источника финансирования работ и их последующей оплате, персональному учету уплаченных сумм).
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктами 42 - 47 указанного Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Таким образом, истцу для защиты нарушенного права необходимо обратиться в Межведомственную комиссию г. Чебоксары с заявлением о признании помещения непригодным для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что дальнейшая эксплуатация здания является небезопасной, ее текущий или капитальный ремонт экономически нецелесообразны.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает. Указанные обстоятельства не лишают истцов права обратиться в суд с иными исковыми требованиями для восстановления своих прав.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО5 ФИО36 к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого адрес отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова
Мотивированное решение составлено дата.