66RS0016-01-2020-002303-68
Дело № 2-32/2021 (2-874/2020)
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 17.02.2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пимурзиной К.А., при секретаре Плехановой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к председателю ЖСК № 4 ФИО2 об утилизации колесных шин с придомовой территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (собственник квартиры № в доме № 32 по ул. Чехова в г. Артемовский) обратилась в суд с иском к председателю ЖСК № 4 ФИО2 об утилизации колесных шин, используемых в качестве элемента благоустройства (в виде клумб, композиций и др.) с придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <...> (далее по тексту – придомовая территория МКД).
Определением Артемовского городского суда от 08.12.2020 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация АГО, Управление по городскому хозяйству и жилью Администрации АГО, МКУ АГО «Жилкомстрой», кроме того, определением Артемовского городского суда от 21.01.2021 привлечено в качестве государственного органа в порядке ст. 47 ГПК РФ: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области.
В обоснование иска истцом указано, и следует из пояснений в ходе судебного заседания, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. На придомовой территории указанного МКД из колесных шин устроены клумбы, различные фигуры. Указанные колесные шины были взяты из мусора, являются отработанными, причиняют вред окружающей среде и жителям дома, в связи с чем председатель ЖСК № 4 ФИО2, как председатель ЖСК и как собственник одной из квартир в указанном МКД, является лицом, обязанным за утилизацию шин с придомовой территории. Доказательством того, что шины являются отработанными и подлежат утилизации, является письмо Администрации АГО от 23.09.2020 № (л.д.2-3, 14-16, 113-115).
Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивала, указала, что в ряде субъектов РФ началась борьба с отработанными колесными шинами, размещение которых запрещено на придомовой территории многоквартирных домов и не только. Отработанные колесные шины относятся к отходам 3-4 класса опасности и подлежат обязательной утилизации в специализированной организации. Придомовая территория относится к муниципальным землям, не является собственностью собственников МКД, следовательно, колесные шины размещены незаконно.
Ответчик - председатель ЖСК № 4 ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, в обоснование своих возражений по иску указал, что в 2005 году жильцами МКД было принято решение об украшении придомовой территории, в том числе при помощи элементов декора из колесных шин, ряд жильцов сделали из шин клумбы и художественные композиции, двор МКД преобразился. В 2020 году двор МКД занял второе место в конкурсе на лучшее благоустройство двора. На общем собрании собственников жилья был решен вопрос о сохранении указанных клумб и художественных композиций из колесных шин. Придомовая территория принадлежит МКД на праве бессрочного (постоянного) пользования, в связи с чем собственники МКД вправе решать вопросы благоустройства на общем собрании собственников МКД. Также отметил, что использование колесных шин в элементах благоустройства не является правоотношения по обращению с отходами. Просит в иске отказать.
Представители третьих Администрации АГО, Управления по городскому хозяйству и жилью Администрации АГО, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без своего участия, оставив разрешение требований на усмотрение суда, однако в отзыве на иск указали следующее. Пунктом 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «2..1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические нормативы» (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03) определены 4 основных способа складирования отходов. Из обстоятельств дела следует, что на придомовой территории МКД № 32 по ул. Чехова в г. Артемовский Свердловской области жителями дома установлены автомобильные шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора. Таким образом, данные шины в результате окраски, резьбы, заполнения землей, частичного вкапывания в землю и иного целенаправленного воздействия стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории. Поскольку действующие элементы благоустройства придомовой территории к категории отходов производства и потребления не относятся, то возможная эксплуатация таких элементов благоустройства, как ограждения, клумбы, художественные фигуры, созданные с использованием автомобильных шин, не может расцениваться как деятельность по обращению с отходами производства и потребления. В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила» определяют классы отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 2.1). Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с данными Правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями (пункт 2.2). Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник) (пункт 2.8). Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались (пункт 2.9). Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории (пункт 2.10). Решение спорных вопросов о принадлежности того | или иного отхода к классу опасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.11).
Как следует из материалов дела, каких-либо расчетов или экспериментов по определению класса опасности автомобильных шин, расположенных на придомовых территориях, не производилось (л.д. 87-88, 89-90).
Представитель третьего лица МКУ АГО «Жилкомстрой» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия (л.д. 156), позиции по иску не выразили, в возражениях указали следующее. Земельный участок - придомовая территория МКД о ул. Чехова, д. 32 в г. Артемовский Свердловской области, согласно акта от 10.01.1974 года, был предоставлен в бессрочное пользование жилищно-строительному кооперативу № 4, для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации. Соответственно, вывоз старых шин с указанной придомовой территории обязано обеспечить лицо, допустившее их размещение, за счет собственных средств и с привлечением специализированной организации. Также сообщают, что все решения, в том числе и по благоустройству придомовой территории, обязаны приниматься на общем собрании собственников жилья с составлением протокола общего собрания (л.д. 100).
Специалист Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что по имеющимся доказательствам не проводились соответствующие испытания, не представлены доказательства отнесения колесных шин к определенному классу опасности отходов. Автомобильные шины являются элементами благоустройства придомовой территории (л.д. 111).
С учетом мнения участвующих в деле лиц, в силу ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав стороны, заключение специалиста исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п.1 ст.22 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие со ст.1 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Указанным законном допускается утилизация отходов (лицензионный вид деятельности ст.9 закона) - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств», шины, покрышки автомобильные входят в группу № 17, как подлежащие утилизации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 21), ФИО2 – собственником квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 44).
ФИО2 переизбран председателем ЖСК № 4 на 2 года, что подтверждается протоколом общего собрания членов ЖСК- 4 от 26.09.2020 (л.д. 56).
Согласно Уставу, Жилищно-строительный кооператив № 4, краткое наименование ЖСК № 4, находящийся по адресу: <адрес> является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кооперативе, созданный в целях реализации права по владению и пользованию имуществом, содержания, технического обслуживания, ремонта и управления объектами общего имущества, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений, проведения мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории (л.д. 67-80).
Согласно разделу 15 Устава ЖСК № 4, председатель правления кооператива избирается из числа членов кооператива общим собранием сроком на 2 года. Председатель осуществляет выполнение решений правления, руководит текущей деятельностью кооператива и имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем членам кооператива. Председатель, действуя от имени кооператива, подписывает все документы и совершает сделки, в компетенцию председателя входит заключение договоров от имени кооператива, представительство кооператива во взаимоотношениях с третьими лицами, ведение списка членов кооператива, а также делопроизводство в кооперативе.
Земельный участок - придомовая территория МКД по ул. Чехова, д. 32 в г. Артемовский Свердловской области, согласно акта от 10.01.1974 года, был предоставлен в бессрочное пользование жилищно-строительному кооперативу № 4, для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, при этом земельный участок разграничен (л.д. 37, 38-40,41-42), вопреки доводам истца о том, что указанный земельный участок не принадлежит ЖСК № 4.
Как следует из пояснений сторон, в 2005 году на придомовой территории МКД по адресу: <...>, были размещены жителями указанного МКД автомобильные шины, в качестве элементов благоустройства, путем обрезки, заполнения землей, частичного вкапывания, формирования художественных фигур. При этом данное решение не выносилось на общее собрание членов ЖСК № 4.
Однако, учитывая позицию ФИО1, указанный вопрос был вынесен на общее собрание от 10.10.2020 года, что подтверждается протоколом общего собрания № от 10.10.2020 года (л.д. 43), в результате общее собрание проголосовало единогласно за решение оставить клумбы из автомобильных на придомовой территории.
Согласно акту осмотра придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <...>, от 02.02.2021 года, соответствующими специалистами был проведен осмотр придомовой территории МКД по адресу: <...>. В результате осмотра установлено следующее: на прилегающей к МКД № 32 в г. Артемовском Свердловской области территории размещены декоративные элементы благоустройства, предположительно выполненные из автомобильных шин, в форме клумб, окрашенных масляной краской, в количестве 27 штук, расстояние от места расположения клумб до стены МКД указаны в схеме. Мест расположения автомобильных шин, захламляющих придомовую территорию многоквартирного дома, не обнаружено (акт на л.д. 141, схема на л.д. 142, фотоматериалы на л.д. 143-154).
Из приложенной к акту схемы усматривается, что декоративные элементы из автомобильных шин не выходят за границы земельного участка под придомовую территорию МКД по ул. Чехова, 32 в г. Артемовский Свердловской области.
Пунктом 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «2.1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические нормативы» (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03) определены 4 основных способа складирования отходов.
В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила» определяют классы отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 2.1). Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с данными Правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями (пункт 2.2). Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник) (пункт 2.8). Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались (пункт 2.9). Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории (пункт 2.10). Решение спорных вопросов о принадлежности того | или иного отхода к классу опасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.11).
Из обстоятельств дела следует, что на придомовой территории МКД № 32 по ул. Чехова в г. Артемовский Свердловской области жителями дома размещены декоративные элементы благоустройства, предположительно выполненные из автомобильных шин, в форме клумб, окрашенных масляной краской, в количестве 27 штук. Таким образом, данные шины в результате окраски, резьбы, заполнения землей, частичного вкапывания в землю и иного целенаправленного воздействия стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории. Поскольку действующие элементы благоустройства придомовой территории к категории отходов производства и потребления не относятся, то возможная эксплуатация таких элементов благоустройства, как ограждения, клумбы, художественные фигуры, созданные с использованием автомобильных шин, не может расцениваться как деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Как следует из материалов дела, каких-либо расчетов или экспериментов по определению класса опасности автомобильных шин, расположенных на придомовых территориях, не производилось.
Ответ Администрации АГО от 23.09.2020 № в адрес ФИО1 носит информативно-разъяснительный характер, в связи с чем не может являться доказательством того, что спорные автомобильные шины отнесены к какому-либо конкретному классу опасности для окружающей среды.
Доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Кроме того, председатель ЖСК № 4 ФИО2, как физическое и должностное лицо, в силу предоставленных ему разделом 15 Устава, надлежащим ответчиком по данному делу не является.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к председателю ЖСК № 4 ФИО2 об утилизации колесных шин с придомовой территории многоквартирного дома № 32 по ул. Чехова в г. Артемовский Свердловской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья: К.А.Пимурзина