Гремячинский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Гремячинский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-33/2010г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 12 марта 2010г.
Гремячинский городской суд Пермского края в составе:
судьи Замышляевой С.В.
при секретаре Коренюгиной С.Ю.
с участием истцов ФИО7 и ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску ФИО7 и ФИО8 к администрации Гремячинского муниципального района, администрации Шумихинского сельского поселения о признании их нуждающимися в жилом помещении, о постановке на учет как лиц, нуждающихся в жилом помещении, имевших статус детей-сирот, о включении в пилотный проект Пермского края «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа»,
у с т а н о в и л
Истцы обратились в суд с иском к администрации Гремячинского муниципального района и администрации Шумихинского сельского поселения о признании их нуждающимися в жилом помещении, о постановке на учет как лиц, нуждающихся в жилом помещении, имевших статус детей-сирот, о включении в пилотный проект Пермского края «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», мотивируя тем, что дд.мм.ггггг. умерли их родители: мать ФИО2 и отец ФИО1, до смерти родителей они проживали в ... ... по ..., после смерти родителей они были определены в ... детский дом, жилое помещение в ... за ними закреплено не было, кроме того к моменту их выпуска из детского дома данное жилое помещение было снесено. Они обращались в администрацию г. Гремячинска в 1997г. по поводу выделения им жилья, но получили отказ, администрация г. Гремячинска мотивировала тем, что в возрасте 22 и 27 лет взрослые мужчина и женщина не могут претендовать на статус детей-сирот и что их право на жилье должно было быть реализованным после выхода из детского дома. Они не были поставлены в очередь на получение вне очереди жилья как дети-сироты. Они в силу своего несовершеннолетнего возраста не могли самостоятельно реализовать свое право на сохранение ранее занимаемого жилого помещения, а из законные представители – органы опеки и попечительства не исполнили свои обязанности по закреплению за ними жилья и не представили в орган местного самоуправления сведения о нуждаемости истцов в жилом помещении, чем лишили их возможности на своевременное получение жилья во внеочередном порядке по окончании пребывания в детском учреждении. Истцы считают, что достижение ими возраста 23 лет не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанности по обеспечению жилым помещением. На сегодняшний день истцы не имеют своего жилья.
В судебном заседании истцы поддержали свои требования и пояснили, что требования о признании их нуждающимися в жилом помещении и о постановке на учет как лиц, нуждающихся в жилом помещении, имевших статус детей-сирот заявлены с целью включения их в пилотный проект Пермского края «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», а не с целью получения жилого помещения в пос. Шумихинский Гремячинского муниципального района, так как они не намерены переселяться из ... в ....
Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском истцов администрация ФИО9 не согласна, мотивируя тем, что в соответствии с п. 2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после выпуска из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, а также из учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Истцы обращались в администрацию г. Гремячинска по вопросу выделения им жилья в 1997г., то есть спустя несколько лет после выпуска их из детского дома, им было предложено выделение благоустроенного жилого помещение в ..., однако истцы не воспользовались этим предложением. Кроме того истцами пропущен срок исковой давности. В исковом заявлении истцы указывают на неоднократное обращение в администрацию города, однако доказательств подобных обращений не представлено. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истцам необходимо обратиться в администрацию Шумихинского сельского поселения.
Представитель ответчика - администрации Шумихинского сельского поселения в судебного поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела администрация Шумихинского сельского поселения извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по постановлению Правительства Пермского края от 27.07.2009г. № 486-п должно производиться за счет бюджета Пермского края по заявке муниципальных районов. Истцы в администрацию Шумихинского сельского поселения по поводу предоставления жилого помещения или постановки в очередь на получение жилого помещения не обращались, в случае необходимости постановки в очередь на получение внеочередного жилья по месту проживания истцов до помещения в детский дом, администрация Шумихинского сельского поселения считает это возможным.
Представитель 3-го лица – Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела 3-е лицо извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласно, мотивируя тем, что Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Истцам на момент подачи искового заявления исполнилось 35 и 40 лет, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, оставшиеся без попечения родителей, они не состоят, не признаны нуждающимися в жилом помещении по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истцы утратили статус детей-сирот. Истцы имеют право находиться в очереди на получение жилого помещения по иным основаниям. Согласно п. 12 постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа» для получения выплаты либо жилищного сертификата лица лично представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимые документы,
2.
подтверждающие статус сироты, нуждаемость в улучшении жилищных условий, отсутствие закрепленного за ребенком жилого помещения, постановку на учет ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления, постоянное место проживания. Истцы не представили доказательства по данным обстоятельствам.
Суд, выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что дд.мм.ггггг. умерли ФИО2 и ФИО1, которые имели несовершеннолетних детей: дочь ФИО10, дд.мм.ггггг. рождения, и сына ФИО8, дд.мм.ггггг. рождения. л.д. 7-10).
Решением исполнительного комитета ... городского Совета народных депутатов Пермской области от 17.08.1979г. № 353а несовершеннолетние ФИО10 и ФИО8 были определены в ... детский дом, где находились: ФИО10 – с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг., ФИО8 – с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. л.д. 11, 52, 53).
Со слов истцов, они после выхода из детского дома обучались в профессиональном училище, проживали в общежитиях, ФИО8 служил в рядах Вооруженных Сил РФ.
Из военного билета ФИО8 следует, что он служил в рядах Вооруженных Сил РФ с дд.мм.ггггг. по дд.мм.ггггг. л.д.56).
дд.мм.ггггг. ФИО10 вышла замуж за ФИО3 л.д. 14).
С дд.мм.ггггг. ФИО7 проживает и имеет регистрацию по адресу: ..., ... ..., данное жилое помещение принадлежит на праве собственности родственникам мужа ФИО7, совместно с ФИО7 в данном жилом помещении проживает ее муж ФИО3 и двое несовершеннолетних детей: сын ФИО4, дд.мм.ггггг. рождения, и сын ФИО5, дд.мм.ггггг. рождения. л.д. 30-33, 55).
ФИО8 с дд.мм.ггггг. проживает и зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., данное жилое помещение является муниципальным, ФИО8 является нанимателем данного жилого помещения, данное жилое помещение закреплено за несовершеннолетней ФИО6 л.д. 34-35, 54, 61).
ФИО7 и ФИО8 в собственности недвижимого имущества не имеют, это подтверждается справками Гремячинского и Лысьвенского филиалов ЦТИ, Чусовского и Лысьвенского отделов Управления Федеральной регистрационной службы л.д. 45, 47-49, 57-60).
До поступления в ... детский дом истцы проживали с родителями в ... ... по ... л.д. 12), данное жилое помещение не было закреплено за несовершеннолетними ФИО10 и ФИО8
В 1997г. ФИО8 и ФИО10 обратились в администрацию г. Гремячинска с заявлением о выделении жилья в ..., письмом администрации г. Гремячинска от 15.12.1997г. № 107 в выделении жилого помещения им было отказано по следующим причинам: сомнительно, что в возрасте 22 и 27 лет взрослые мужчина и женщина могут претендовать на статус детей-сирот, их право на жилье должно было быть реализованным после выхода из детского дома на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР. Кроме того сообщалось, что предоставить им жилье в ... или выдать ссуду на приобретение жилья не представляется возможным (город дотационный), тем не менее администрация города Гремячинска готова рассмотреть вопрос о выделении благоустроенного жилья в ... при их согласии. л.д. 13).
27.07.2009г. Правительством Пермского края было принято Постановление № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», данное постановление принято в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным Постановлением был утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечение родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после выпуска из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, а также из учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 4 Порядка лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты.
Согласно п. 5 Порядка право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края – предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путем перечисления денежных средств на счета, открытые лицами в кредитных организациях. Возраст лица определяется на момент принятия и регистрации заявления лица в соответствии в настоящим Порядком.
В силу п. 8 Порядка включение в пилотный проект муниципальных районов (городских округов) Пермского края осуществляется на основании заявки органа местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа). Заявки подаются в Министерство социального развития Пермского края до 1 августа соответствующего финансового года.
В соответствии с пунктом 12 Порядка для получения выплаты либо жилищного сертификата лица лично представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие документы: заявление о выдаче жилищного сертификата либо заявление о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку; копию паспорта; копию военного билета, либо документа из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо постановления о назначении опеки (попечительства) над лицом, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности; справку государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» об отсутствии жилых помещений, находящихся в собственности; справку о месте проживания на момент представления документов.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
3.
родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В преамбуле данного Федерального закона указано, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 1 данного Федерального закона указано, что дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На момент подачи искового заявления в суд истцы достигли возраста: ФИО7 – 34 лет, ФИО8 – 39 лет.
На учете в качестве нуждающихся в жилом помещении истцы, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также как лица из их числа, не состоят, они не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истцы не обращались в администрацию Гремячинского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как дети-сироты и как лица из их числа, а также с заявлением о включении их в пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», не представили в администрацию необходимые документы.
Суд считает, что истцы утратили статус детей-сирот и лиц из их числа, поскольку после окончания их пребывания в детском доме, окончания пребывания в образовательном учреждении, в учреждениях профессионального образования, а ФИО8 после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, не обращались в администрацию Гремячинского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, с исковым заявлением в суд истцы обратились после достижения возраста 23 лет – в возрасте 34 и 39 лет.
Суд считает, что истцы имеют право состоять в очереди на получения жилого помещения по иным основаниям.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о включении их в пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» не подлежат удовлетворению.
Требования истцов о признании их нуждающимися в жилом помещении, о постановке на учет как лиц, нуждающихся в жилом помещении, имевших статус детей-сирот, также не подлежат удовлетворению, поскольку они связаны с требованиями о включении в пилотный проект по предоставлению выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, истцы не желают получить жилое помещение в поселке Шумихинском Гремячинского муниципального района по месту жительства до помещения в ... детский дом, они проживают в ... и не намерены переезжать из данного города в г. Гремячинск.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований ФИО7 и ФИО8 к администрации Гремячинского муниципального района, администрации Шумихинского сельского поселения о признании их нуждающимися в жилом помещении, о постановке на учет как лиц, нуждающихся в жилом помещении, имевших статус детей-сирот, о включении в пилотный проект Пермского края «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 18.03.2010г.
СУДЬЯ