05RS0№-45
Дело №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего: судьи Гаджиева Х.К., при секретаре Метревели Ц.Т., с участием представителя истца ФИО1, представителя Администрации г. Махачкалы ФИО2, представителя ответчика МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» ФИО3, представителя Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению представителя истца ФИО5 по доверенности ФИО6 к Главе города Махачкалы, начальнику МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействия главы города Махачкалы по вопросу предоставления земельного участка ФИО5 для индивидуального строительства с учетом очередности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца ФИО5 по доверенности ФИО6 обратился в суд с иском к Главе города Махачкалы, начальнику МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействия главы города Махачкалы по вопросу предоставления земельного участка ФИО5 для индивидуального строительства с учетом очередности.
Иск мотивирован тем, что 11 ноября 2013 года и 30 января 2014 года истцом ФИО5 на основании ст. ст. 32.1, 32.2 Закона Республики Дагестан №45 от 29 декабря 2003 года «О земле» были заказным письмом направлены в адрес Главы города Махачкалы заявление и необходимые документы для выделения его многодетной и малоимущей семье бесплатно земельного участка в г. Махачкале для индивидуального жилищного строительства.
За исх. № 1045 от 14 марта 2014 года ФИО5 получил ответ от начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы ФИО7 о том, что его документы находятся на рассмотрении в Отделе подготовки проектов постановлений, его очередь в списке многодетных семей на получение бесплатного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома №860 за вх. №744 от 06.02.2014г.
Представитель истца указывает, что при этом заявление ФИО5 от 11 ноября 2013 г. в нарушение требований ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» после его получения в ноябре 2013 года и до 6 февраля 2014 года не регистрировалось и по нему до сих пор главой города Махачкалы не принято решение о принятии его на учет для предоставления бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Также указал, что 5 мая, 21 июля 2014 года, 25 сентября 2017 года, 7 мая 2018 года, 6 сентября 2019 года, 21 февраля 2022 года ФИО5 заказными письмами направил на имя главы г. Махачкалы обращения, в которых просил сообщить о принятом в соответствии с п. 2 решения Махачкалинского городского собрания от 23 сентября 2009 года №20-4в решении по его заявлению о принятии на учет и выделении бесплатно земельного участка в г. Махачкале для индивидуального жилищного строительства, направить ему копию решения, уведомить о возможном сроке получения им земельного участка.
Однако в нарушение требований ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ФИО5 на свои обращения от 11 ноября 2013 года, 5 мая, 21 июля 2014 года, 25 сентября 2017 года, 7 мая 2018 года, 6 сентября 2019 года положенных ответов не получил.
Считает, что в нарушение требований ст. ст. 9 и 10.3 действовавшего до 9 января 2018 года Закона РД № 45 от 29 декабря 2003 года «О земле» и ч. 2 ст. 11 действующего Закона РД № 116 от 29 декабря 2017 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан» администрацией г. Махачкалы не осуществляется образование земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в г. Махачкале и не утверждается их перечень.
Считает, что Глава г. Махачкалы (администрацией) на основании п. 1 ст. 32.2 Закона РД № 45, ч. 1.1 ст. 11 Закона РД № 116 при отсутствии земельных участков для предоставления их многодетным семьям на территории г. Махачкалы бездействует, а именно не обращается в Правительство Республики Дагестан о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка, находящегося в собственности Республики Дагестан для заявленных целей.
Представитель истца также указал, что в нарушение требований п. 2 ст. 32.2 Закона РД №45, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 11 Закона РД №116, п.п. 10, 11, 14 «Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года №372, главой города Махачкалы не организовано и не обеспечено обязательное ведение и обнародование путем размещения на сайте администрации города Махачкалы реестра граждан данной категории, включенных в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории данного муниципального образования, адресного перечня сформированных земельных участков, предназначенных для предоставления таким гражданам, периодического опубликования их в официальном печатном издании, ежегодного размещения информации о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, что создает благоприятные условия для злоупотреблений со стороны чиновников администрации г. Махачкалы.
Считает, что вопреки требованиям ст. ст. 28, 39.5 Земельного кодекса РФ п.п. 2, 6 и 8 ст. 32.2 Закона РД №45, ст. ст. 10 и 11 Закона РД №116 глава города Махачкала также с ноября 2013 года не принимает решения о принятии ФИО5 на учет для получения бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не предоставляет его многодетной и малоимущей семье такой земельный участок, не информирует его о земельных участках с уже сформированными границами, поставленных на кадастровый учет (такие сведения обязана предоставить местная администрация), о свободных неразграниченных земельных участках, один их которых он может после необходимого согласования с администрацией г. Махачкалы получить в собственность для указанной цели, чем все это время противоправно препятствует ему в реализации права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На жалобу от 21 февраля 2022 года начальник МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ФИО8 за исх. №51.18/02-1544/22 от 21 марта 2022 года сообщил ФИО5 о том, что он в списках принятых на учет для предоставления в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство значится под №860 с 2013 года по категории «многодетная семья», т.е. за 8 лет и 4 месяца его очередь вообще не продвинулась и, следовательно, никому в г. Махачкале за это время по данной категории очередников земельный участок бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства из-за отсутствия якобы таковых в г. Махачкале не предоставлялся.
Таким образом, представитель истца заявил следующие требования:
1. Признать незаконным уклонение(бездействие) главы города Махачкалы с ноября 2013 года по настоящее время от принятия решения о принятии ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для предоставления бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья», от ежегодного формирования земельных участков и их перечня для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, от обращений в Правительство Республики Дагестан для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, возглавляемому им муниципалитету для указанных целей и от образования и предоставления ФИО5 бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом очередности.
2. Признать незаконным уклонение(бездействие) главы города Махачкала с 2013 года по настоящее время от организации ведения, обнародования путем размещения на сайте администрации г. Махачкалы реестра граждан, имеющих трех и более детей, включенных в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории данного муниципального образования, адресного перечня сформированных земельных участков, предназначенных для предоставления таким гражданам, периодического опубликования их в официальном печатном издании, ежегодного размещения информации о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
3. Признать незаконным не информирование(бездействие) главой города Махачкалы ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2013 года по настоящее время о земельных участках с уже сформированными границами, поставленных на кадастровый учет, о свободных неразграниченных земельных участках, один из которых он может после необходимого согласования с администрацией г. Махачкалы бесплатно получить в собственность для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья».
4. Признать незаконным не продвижение (бездействие) главой города Махачкала с ноября 2013 года по настоящее время ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья».
5. Признать незаконным уклонение(бездействие) главы города Махачкала от дачи ответов на обращения ФИО5, от 6 сентября 2019 года и 21 февраля 2022 года.
6. Признать незаконным ответ начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 21 марта 2022 года за исх. №51.18/02-1514/22, как данный с превышением полномочий и без сообщения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, информации по вопросу принятия главой города Махачкалы решения о принятии его на учет для предоставления бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и сведений о земельных участках, из которых он может бесплатно получить один в собственность для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья».
7. Возложить соответственно на ответчиков обязанности устранить в разумный, установленный судом, срок допущенные ими вышеуказанные нарушения законодательства, а также по восстановлению и реализации прав ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья», на обнародование и свободный доступ к информации по земельным участкам предназначенным к предоставлению и предоставленным для этой категории граждан для указанной цели, на законное, обоснованное и своевременное разрешение его обращений и получение надлежащих ответов по ним.
Истец ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Махачкалы в лице Главы г. Махачкалы ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, указав, что истец был принят на учет, его права не нарушены, а земельный участок будет ему предоставлен в порядке очередности. Возражая против довода истца об обязанности администрации публиковать список очередников, указала на его ошибочность, поскольку эти сведения относятся к персональным данным.
Относительно требования о признании незаконным уклонения (бездействия) главы города Махачкала от дачи ответов на обращения ФИО5 указала, что требование не обоснованно, поскольку ответ ему был дан в установленный срок.
Относительно требования о признании незаконным уклонения (бездействия) главы города Махачкалы от принятия решения о принятии ФИО5 на учет, возразила, что администрация не отрицает постановку его на учет, что делает заявленное требование необоснованным.
Применительно к требованию о признании незаконным неинформирования главой города Махачкалы ФИО5 о земельных участках с уже сформированными границами, поставленных на кадастровый учет, о свободных неразграниченных земельных участках, представитель администрации г. Махачкалы указала, что администрация не обязана ежегодно информировать ФИО5
Представитель ответчика МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» ФИО3 в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что размещение списков недопустимо, поскольку затрагиваются персональные данные.
В письменных возражениях на иск представитель Управления указала, что ФИО5 обратился с заявлением и после рассмотрения заявления был поставлен в очередь под номером 860, о чем было направлено уведомление ФИО5 Управлением была внесена запись в книгу учета многодетных семей на предоставление бесплатно в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Указала, что МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» является ненадлежащим ответчиком, поскольку реализацией данной программы по формированию и выдаче земельных участков занимается Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, случаи и порядок предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 32.1 Закона Республики Дагестан № 45 от 29.12.2003 «О земле» (далее – Закон РД № 45), действовавшего до 9 января 2018 года, граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства в следующих случаях:
1) отсутствие у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства;
2) постоянное их проживание в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 32.1 Закона РД № 45 указанным в пункте 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) или садоводства в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Республике Дагестан в порядке, установленном статьей 32.2 настоящего Закона.
В соответствии с п. 4 ст. 32.2 Закона РД № 45 граждане, указанные в пункте 1 статьи 32.1 настоящего Закона, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в орган местного самоуправления по месту их жительства заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Форма заявления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 6 и 7 ст. 32.2 Закона РД № 45 орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня регистрации заявления принимает решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет. Орган местного самоуправления не позднее пяти дней с момента принятия указанного в пункте 6 настоящей статьи решения информирует о нем гражданина заказным письмом и сообщением на его электронный адрес.
Аналогичные вышеуказанным положения предусмотрены также в ст.ст. 10 и 11 действующего Закона РД № 116 от 29 декабря 2017 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан» (далее – Закон РД № 116).
Согласно свидетельству о заключении брака <...> между ФИО5 и ФИО9 заключен брак 22.04.2011.
Судом установлено, что в браке у истца и его супруги родились пятеро детей: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Статус многодетной семьи истца подтверждается справкой от 23.04.2018, выданной ФИО5 начальником УСЗН в МО «город Махачкала» о том, что его семья состоит на учете в управлении социальной защиты населения в МО «город Махачкала» как многодетная семья.
Как установлено судом и подтверждается ответчиками, ФИО5 на основании поданного им заявления был внесен в очередь в списке многодетных семей на получение бесплатного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома за номером 860.
Таким образом, требование истца о признании незаконным уклонения (бездействия) главы города Махачкалы от принятия решения о принятии ФИО5 на учет для предоставления бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья, является необоснованным, поскольку из материалов дела следует и ответчиками признается, что в отношении ФИО5 было принято решение о принятии его на учет и он был внесен в список очередников под номером 860. Кроме того, в тексте искового заявления представитель истца указал, что в 2014 г. им был получен ответ, согласно которому он принят на учет и внесен в список очередников под номером 860.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона РД № 116 перечень сформированных земельных участков (далее - Перечень) для бесплатного предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка (для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и садоводства) и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Довод истца о том, что глава г. Махачкалы уклонился от исполнения вышеуказанной обязанности, суд находит необоснованным по следующему основанию.
Как следует из доводов администрации г. Махачкалы земельные участки не предоставлялись указанной категории граждан в связи с их отсутствием, и на данный момент администрацией г. Махачкалы в <...>) образованы 780 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 52 га.
Из изложенного следует, что перечень сформированных земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 Закона РД № 116, не мог быть опубликован в средствах массовой информации и размещен на официальном сайте администрации г. Махачкалы в связи с отсутствием земельных участков, из которых мог бы быть сформирован указанный перечень.
Как установлено судом, на данный момент образованы 780 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 52 га в целях их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 Закона РД № 116, перечень которых должен быть в последующем сформирован, опубликован и размещен администрацией г. Махачкалы в порядке предусмотренном Законом РД № 116.
В силу п. 1 ст. 32.2 Закона РД № 45 орган местного самоуправления в соответствии с потребностью в земельных участках в целях предоставления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 32.1 настоящего Закона, и при отсутствии земельных участков для указанных целей на территории данного муниципального образования может обратиться в Правительство Республики Дагестан о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка, находящегося в собственности Республики Дагестан, для заявленных целей.
Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона РД № 116 земельные участки, находящиеся в собственности Республики Дагестан, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона.
Однако, вопреки доводам представителя истца, указанная норма не обязывает органы местного самоуправления обращаться с соответствующим заявлением в Правительство Республики Дагестан.
Таким образом, доводы истца и его представителя в указанной части также являются необоснованными, поскольку отсутствует факт нарушения администрацией г. Махачкалы приведенного положения закона.
Согласно п. 2.1 ст. 11 Закона РД № 116 информация о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Однако подлежит отклонению довод истца о том, что главой города Махачкалы не организовано и не обеспечено обязательное ведение и обнародование реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории данного муниципального образования, не размещается ежегодно информация о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Согласно п. 3 ст. 6.9 ФЗ «О государственной социальной помощи» информационная система обеспечивает решение следующих задач:
1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
3) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
4) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
5) обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также учет сведений о таких гражданах.
Согласно п. 42 Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.08.2021 N 1342 доступ к Единой информационной системе предоставляется: в) гражданам - получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, содержащейся в Единой информационной системе; д) пользователям информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки) посредством свободного доступа с использованием в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 10 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 указано, что в целях обеспечения принципа однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также осуществления мониторинга за обеспечением таких граждан земельными участками рекомендуется установить обязательность ведения органами местного самоуправления реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории муниципального образования, и обязательность ведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что установленная п. 2.1 ст. 11 Закона РД № 116 обязанность размещения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан направлена на обеспечение информационного взаимодействиями между органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях недопущения многократного предоставления земельных участков указанным категория граждан.
Кроме того, заслуживает внимания доводы ответчиков о том, что такая информация относится к персональным данным и открытый доступ к ней для неопределенного круга лиц является недопустимым и повлечет за собой грубое нарушение прав указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В связи с этим суд находит необоснованным требование истца в части признания незаконным уклонения (бездействия) главы города Махачкалы от организации, ведения и обнародования путем размещения на сайте администрации г. Махачкалы реестра граждан, имеющих трех и более детей, включенных в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории данного муниципального образования, ежегодного размещения информации о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Требование истца о признании незаконным неинформирования (бездействия) главой г. Махачкалы ФИО5 о земельных участках с уже сформированными границами, поставленных на кадастровый учет, о свободных неразграниченных земельных участках, один из которых он может после необходимого согласования с администрацией г. Махачкалы бесплатно получить в собственность для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья», подлежит отклонению поскольку законодательством РФ и РД, иными нормативно правовыми актами не установлена обязанность органа местного самоуправления по персональному информированию таких очередников о наличии таких земельных участках.
Требование истца о признании незаконным не продвижение (бездействие) главой города Махачкалы с ноября 2013 года по настоящее время ФИО5 в очереди для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории «многодетная семья» подлежит отклонению, поскольку законодательство не возлагает на главу города Махачкалы и администрацию г. Махачкалы обязанность по продвижению лиц, состоящих в указанной очереди. Вместе с тем продвижение в очереди реализуется в результате исполнения иных возложенных законом на органы местного самоуправления и органы государственной власти обязательств.
Требование истца о признании незаконным уклонения (бездействия) главы города Махачкалы от дачи ответов на обращения ФИО5 также подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответ на обращение истца от 21 февраля 2022 года был дан в предусмотренный законом срок. Так, обращение было зарегистрировано 22 февраля 2022 года за № 51.01-ОГ-574-Ш/22, ответ же был дан 21 марта 2022 года, то есть в пределах тридцатидневного срока.
Требование истца о признании незаконным ответа начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» ГОсВД «город Махачкала» от 21 марта 2022 года, как данный с превышением полномочий и без сообщения ФИО5 информации по вопросу принятия главой г. Махачкалы решения о принятии его на учет, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Истец не обосновал в чем заключается превышение полномочий начальника Управления, при том, что оно является уполномоченным администрацией г. Махачкалы органом, ведущим учет указанной категории граждан, в число которых входит истец.
Так, согласно п. 15.19 Положения МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы, утвержденного решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от 20.06.2019 № 34-6, Управление ведет учет граждан желающих получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на безвозмездной основе, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 15.20 указанного Положения Управление ведет учет отдельных категорий граждан, имеющих право первоочередного или внеочередного приобретения земельного участка в аренду без проведения торгов, в соответствии с действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
Кроме того, суд находит необоснованным требование истца о признании незаконным ответа начальника указанного Управления, ввиду отсутствия в нем информации по вопросу принятия главой г. Махачкалы решения о принятии его на учет.
Вопреки указанному доводу истца, в оспариваемом ответе указана информация о том, что ФИО5 состоит в списках принятых на учет для предоставления в собственность бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за номером 860 с 2013 года по категории «многодетная семья».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действиями (бездействием) ответчика не нарушены права и законные интересы истца и его семьи, не создаются препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Таким образом, изучив и исследовав все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав и оценив доводы сторон, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления представителя истца ФИО5 по доверенности ФИО6 к Главе города Махачкалы, начальнику МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным бездействия главы города Махачкалы по вопросу предоставления земельного участка ФИО5 для индивидуального строительства с учетом очередности — отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2022 года.
Председательствующий: Х.К. Гаджиев